Непревзойдённый Мастер гор.

Николай Рерих пишет горы в разное время года, в разное время дня. «Где ещё можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далёкого-далека сверкают ледники, как
несравненные драгоценные камни», — писал художник.
Картины этюды и панно выполнены темперой, в технике которой Рерих начал работать с 1906 года, предпочитая ее маслу за «воздушность и звучность тонов». Эта техника позволила Рериху добиться особой глубины цвета, эффекта просвечивающих красочных слоёв. Картины так насыщены оттенками красок, что кажутся горящими и сияющими. Они открывают красоту горного мира Востока, дух Гималаев, где Космос в едином потоке сливается с планетой.
Художник создавал их в течение
многих лет. Только во время Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под
руководством Рериха в 1923-1928 годах, художником создано более 500 картин,посвящённых Гималаям.
В 1928 году Николай Константинович вместе с супругой Еленой Рерих принимают решение остаться в Индии и поселиться в долине Кулу в Западных Гималаях. Обосновавшись в селении Нагар в долине Кулу — «долине трехсот шестидесяти богов», как ее называли, — художник оказался в центре древнейших культур, откуда распространялись религии, знания, духовный опыт. Здесь сохранялось духовное знание, уходящее корнями в невероятную древность.
Николай Рерих приобрел старинный дом в горах, где в окружении близких людей, среди коллекций, книг и картин, среди древних памятников и высоких прекрасных гор прошли последние 18 лет его жизни.
Все эти годы художник работал над Гималайским циклом, самой большой своей живописной сюитой.
Одна из центральных тем, всю жизнь волновавшая Николая Рериха,— существование некоего
общего Бога или, точнее, некой субстанции, определяющей прошлое и будущее разных народов. По верованиям индуизма и буддизма связь между Землей и другими мирами, порядок на Земле поддерживают высшие иерархи, находящиеся в Шамбале. Где же находится эта легендарная страна, Шамбала ? «Лишь в некоторых местах на крайнем Севере вы можете различить сияющие лучи Шамбалы», — записывает Рерих слова мудрых тибетских лам.
Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу, вводит в мир
прекрасного.
Синий цвет — любимый цвет многих полотен художника. Обычно в горных пейзажах первый план художник рисует в тёмных тонах, но чем выше горы, тем они светлее, а дальние вершины кажутся уже совсем прозрачными. Так и душа человеческая — если она привязана к земному, то затемнена земными мыслями и чувствами, а устремлённая к высоким идеалам, к Свету, напитывается им и сама становится светоносной.
Этюды гималайских гор Николая Рериха, освещённые солнцем, окутанные облаками, покрытые снегом, одинокие и величественные, погружённые в синеву ночи стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением
духа художника.
«Ни один художник не писал горы
так, как мой отец, — вспоминал его младший сын Святослав Николаевич, — его Гималаи излучают на нас всё своё несравненное богатство света,
красочности, невыразимое величие, высокие мысли...».
Сам художник называл эти работы «панорамой азийских просторов». Они своего рода живописные страницы
путевого дневника, где реальные гималайские пейзажи наполнены богатым духовным опытом великого художника, Мастера гор.

Комментарии

  • 26 сен 2023 20:38
    Какая устремленность! Какое постоянство!