Арарат в первые дни после Потопа, карта 1846 года

____________________________________________
• Много есть карт на библейскую тематику. Но, пожалуй, подобная карта отличается особым и уникальным подходом. Практически неизвестный картограф Эдвард Квин решил изобразить поэтапное раскрытие мира от сотворения и потопа до времени создания своего "Исторического атласа", 1830 года. И начальным местом, конечно же, был Эдемский сад. При этом здесь указана редакция карты от 1846 года, когда она была переделана более известным картографом Уильямом Хьюзом.
Мир на карте, естественно, в самом начале выглядит абсолютно пустым по итогам библейского потопа (одни из библейских расчётов выводили дату потопа на XXIV в. до н.э., то есть к заре цивилизаций Передней Азии). В этом мраке единственным очевидным местом является не только гора Арарат, куда привстал Ноев ковчег, но и Эдемский сад.
При этом Эдем указан фактически там же, где и гора Арарат, продолжая традицию слияния локализации сада Адама и Евы и пристанища Ноева ковчега. Однако на этот счёт есть интересный момент - в оригинальной версии Квина ситуация была немного иной.
В первоначальной карте Эдем был локализован южнее, фактически там, где ныне Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. При этом земля Хавила была отмечена там же, также как и сам конкретно сад был очерчен в районе слияния рек в Шатт-эль-Араб. А вот Уильям Хьюз отредактировал её по-своему. Для него Эдемский сад был не южнее Арарата, а, как видно на карте, рядом с ним, у истоков Тигра и Евфрата. Если в версии Квина Хавила была прямо рядом с Кушем, то тут Хавила в одной части света, а Куш - в другой.
Данный момент является известной дискуссией в среде тех, кто пытается найти локализацию легендарного сада. Вопрос стоит в том, откуда делать отсчёт - от истоков Тигра-Евфрата или от их выхода в устье. Хьюз счёл надобным переделать карту так, чтобы она отражала первую позицию, достаточно популярную. Поддержка ей высказывалась утверждением Бытия о том, что из Эдема вытекали, а не впадали реки. Однако конфуз вызывает то, что в Библии одна река разделяется на четыре, что некоторые как раз связывали со слиянием двух рек перед выходом в море.
Тем не менее, картография по большей части предпочитает локализовывать Эдем рядом с Араратом, хоть есть и немалое число противоположных, а то и иных трактовок (возможность метафоричности библейских текстов позволяет выдвигать любые теории, хоть те, где Эдем не является материальным пространством). Тем не менее, вне зависимости от трактовки, во всех подобных картографических проектах, с территорий Арарата начинается раскрытие человеческого мира. На картах следующего этапа первыми очагами цивилизации указаны уже сама Армения, Арам (или Сирия; так отмечается в этом цикле карт, хотя Арам употребляется и шире Сирии), Ассирия, Иудея, Местопотамия, Халдея, Аравия и Египет.

Комментарии

Комментариев нет.