Комментарии
- 15 ноя 2017 19:57Ольга Омельяненко (Хрипунова)Не только коня на скаку остановит, однако!
- 15 ноя 2017 21:48Дмитрий МалыхинСпасибо за такие публикации, очень интересно узнавать историю родного города
- 16 ноя 2017 00:18Александр УльяновТаня может!!!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Клуб История Магнитогорска
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-СТАЛЕВАР В МАГНИТОГОРСКЕ.
В 30-40-е годы Татьяна Ипполитова была одной из самых известных работниц на ММК. О ней писали и говорили, именно ей доверяли право представлять Магнитку и комбинат на самых «высоких» партийных съездах. Но, несмотря на публичность, в её биографии по сей день больше вопросов, чем ответов.Неизвестна точная дата её смерти и место захоронения. Одни считают, что упокоена она в Магнитогорске, другие утверждают, что на маленькой железнодорожной станции Полетаево, где Татьяна Михайловна долгие годы работала бригадиром путейцев. Почему же уехала она из любимой Магнитки, которую помнила ещё с палаток? И почему «на пике» оставила профессию, которая сделала её известной на всю страну и доживала свой век в безвестности?
Родом Татьяна Ипполитова из Воронежской губернии, из села Боровцово. Родилась в 1903 году, в многодетной крестьянской семье. Кроме неё у родителей было ещё восемь ртов, поэтому, как самой старшей, ей пришлось взвалить на себя большую часть домашних дел. Из-за высокого роста, а была она большой и, как говорили в семье, «костистой», в церковно-приходской школе её усаживали за последнюю парту. А потом и вовсе выгнали, назвав несообразительной. Это стало для Тани первым в жизни серьёзным ударом, ведь учёба была её единственной отдушиной.
В шестнадцать лет отец выдал Татьяну замуж за сына богатого землемера Иполитова. Её мужу, Георгию, было почти тридцать. Но любви, как и семьи, у них не получилось. В доме Ипполитовых она жила на правах бесплатной прислуги. Когда в Борисоглебске открыли ликбез, Татьяна была в числе первых, записавшихся на занятия. Мужу, как и всей его семье, грамотная работница была ни к чему. Поэтому «блажь» Георгий пытался выбить из Татьяны кулаками. На следующий день после этого «урока» она собрала свои вещи и навсегда ушла от мужа. Родители не пустили её даже на порог, и в дальнейшем ей пришлось пробиваться в жизни самостоятельно.
Шел 1921 год. В стране царили голод и безработица. Чтобы прокормиться, Татьяна хваталась за любую работу: была поденщицей, нянькой, грузчиком. Так продолжалось, пока она не завербовалась на строительство сталинградского тракторного завода. Ей, с детства приученной к самой тяжёлой работе, не составило труда освоить специальность штукатура, и всего через год она уже возглавляла бригаду отделочников, а по вечерам продолжала учиться и вскоре самостоятельно читала газеты и книги. Там же, на тракторном заводе, Татьяна освоила профессию сверловщика.
Однажды, она случайно оказалась на митинге: какой-то человек с жаром рассказывал о крупнейшем в мире металлургическом комбинате у горы Магнитной и приглашал всех желающих принять участие в его строительстве. Подать заявление можно было сразу после митинга. И Татьяна подала. До Магнитки добирались девять дней. А когда голодные и измотанные, наконец, прибыли, то не увидели ни города, ни завода, ни знаменитой горы. Только степь, да ковыль. Выяснилось, что город, как впрочем, и всё остальное, ещё только предстоит построить. А пока добровольцам предложили разместиться в палатках. Правда, площадку под них необходимо было выкосить. И Татьяна взяла в руки литовку. Потом подносила кирпич на строительстве первой домны, участвовала в создании первой плотины, работала токарем в основном механическом цехе, машинистом электромостового крана в сортопрокатном цехе. И сама не заметила, как постепенно освоила на комбинате почти все мужские профессии.
Однажды Татьяна увидела в мартеновском цехе разливочный кран. Огромный, размером с трёхэтажный дом, он играючи переносил трёхсот тонные ковши со статью. И Татьяна загорелась идеей, стать крановщицей. Более года разливала она сталь по изложницам. А потом поняла, что больше всего ей хотелось бы самой провести плавку. Вместе с начальником цеха Александром Лесковым она озвучила эту идею директору ММК Григорию Носову и получила его одобрение и поддержку. Сначала работала подручной сталевара под руководством опытного мастера Степана Бадина. Одновременно с этим в технической школе изучала теорию мартеновского дела.
В связи с подготовкой к работе в условиях военного времени ещё в 1939 году горком ВКП (б) бросил клич: «Женщины Магнитогорска – на производство! Дадим для завода и комбината новые сотни, тысячи рук». Тот же Лесков посоветовал ей создать на комбинате первую бригаду женщин – сталеваров и возглавить её. И уже через некоторое время Татьяне Ипполитовой и её напарницам Ксении Васильевой, Любе Сартаковой, Паше Ткаченко и Фросе Дьяченко доверили первую печь во втором мартене.
Второго января 1940 года Ипполитова самостоятельно провела первую плавку. Через несколько дней на комбинат пришла телеграмма, в которой нарком чёрной металлургии Меркулов поздравил коллектив ММК с первой 180-тонной плавкой, которую выпустила женская бригада.
Семь лет проработала она у мартена. Освоила скоростные плавки, которые на комбинате тогда мало кто варил. Разве что знаменитый Алексей Грязнов, другие не могли держать такой темп и регулярно давать одну скоростную в смену. Татьяна решила, что сможет перенять его опыт. Седьмого мая 1940 года она провела плавку всего за семь часов двадцать минут.
Почти всю войну она варила стать в скоростном режиме. В это же время Ипполитову выбрали депутатом в областной Совет. Отстояв смену у печи, она пыталась разместить, накормить беженцев и эвакуированных, которые сотнями прибывали в Магнитогорск. Тогда-то и обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем. В буквальном смысле поставив Татьяну на ноги, врачи дали ей инвалидность и настоятельно рекомендовали переехать в сельскую местность. В больнице многие пациенты и врачи обращались к ней «бабушка», хотя Татьяне было всего 42 года.
Какое-то время она работала машинистом крана шихтового двора, в 1944-1945 была заведующей комбинатовской столовой. Но эта работа не приносила ей радости и после очередного сердечного приступа Татьяна Иполитова переезжает на станцию Полетаево, где жили её родные. Однажды в дом, где Татьяна жила со своим вторым мужем Павлом Григорьевичем Чуваковым, пришли школьники – следопыты, а вслед за ними журналисты областной газеты. Их публикации вернули из забытья историю самой первой на ММК женщины – сталевара.
В 1977 году Татьяна Михайловна получила приглашение посетить комбинат. Она встретилась с молодыми сталеварами и побывала на своей родной первой мартеновской печи. Позже от руководства ММК Татьяне Ипполитовой были вручены ключи от новенькой однокомнатной квартиры в южной части города.
А дальше история этой удивительной женщины обрывается. Как сложилась её дальнейшая жизнь? Уехала ли она обратно в Полетаево или тихо дожила свой век в Магнитке? Возможно, найдутся люди, которые знали Татьяну Ипполитову, и благодаря их воспоминаниям в её биографии одним белым пятном станет меньше.
ТЕКСТ: Елена Брызгалина