8 фев 2020

Система воспитания Кершенштейнера: «Школа должна развивать активные черты души ребёнка»


Георг Кершенштейнер – немецкий педагог, который в 1988 году признан ЮНЕСКО одним из лучших в мире наравне с Марией Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко.

В начале ХХ века Германия остро переживала социальный кризис. Тогда система образования была выстроена таким образом: дети из аристократических богатых семей до 16-18 лет находились на домашнем обучении с гувернантками, а после – поступали в университеты, дети среднего класса обучались в гимназиях и также поступали в университеты или коммерческие училища, а вот ребята из семей рабочего класса могли получить только начальное образование в специальных школах. Кроме того, планировалось сокращение учебных часов в этих учреждениях.

Кершенштейнер предвидел последствия такого закона и резко высказывался против него. В итоге, он выводит новые принципы народной «трудовой школы» на основе идей швейцарского педагога-гуманиста Иогана Генриха Песталоцци.
Одной из важнейших задач новой школы была возможность предоставить ученику, уже с начальных классов, основы профессионального образования, которое он может совершенствовать в будущем.

Кершенштейнер делал особый упор на том, чтобы найти подход к каждому ребенку, который обучался под его началом. В первой экспериментальной трудовой школе в Мюнхене он вел тщательное наблюдение за каждым ребенком, начиная с начальных классов. Он отмечал сильные и слабые его стороны, чем ученику интересно заниматься, а к чему у него не лежит душа.

Он так же, впервые в истории педагогики, провел сравнительный анализ около 100 000 детских рисунков, и пришел к выводу, что дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию наглядно, в виде рисунков и схем. Это нововведение было немедленно принято немецкими педагогами начальных классов.

При трудовых школах Кершенштейнера были свои мастерские, сад и огород, лаборатории, чтобы дети росли не просто работягами, но и могли овладеть знаниями, быть грамотными, знать свои права и полностью подготовится к жизни.

При этом Кершенштейнер не принижал и важность образования для девочек.
Новая школа должна, по мнению Кершенштейнера, стать тем светлым периодом детства, которое навсегда останется в памяти. «Когда я вижу в наших мастерских и лабораториях, школьных кухнях и садах мальчиков и девочек с раскрасневшимися щеками, с веселыми взорами, то в этом я чувствую самое лучшее подтверждение того, что мы находимся на верном пути. Здесь просыпаются и те, кто за школьными скамьями считались ленивыми, тупыми или небрежными учениками. Более того, нередко случается, что такие горе-дети далеко превосходят своих товарищей...» — писал он.

Педагог также делал акцент на важности самообразования. При нём впервые в начальных школах также появились библиотеки. Раньше они были доступны только для гимназий и университетов. Он поощрял и патронировал создание и развитие молодёжных организаций.

В общем же, он хотел, чтобы дети в его школе сами выбирали дело по душе: ремесло, сельское хозяйство или научная деятельность. Его идеи были схожи с советским педагогом Антоном Макаренко.

Подробнее об этом можно почитать в статье: https://zen.yandex.ru/media/mamiblog/sistema-vospitaniia-makarenko-kak-vyrastit-iz-rebenka-silnogo-i-uspeshnogo-cheloveka-5e2e9123d4f07a00aeff69f0 ⠀

Комментарии

Комментариев нет.