20 ЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИКУ» ШЕМЯКИНА В 2001 году Валерий Гергиев пригласил художника Михаила Шемякина, до этого никогда не работавшего в театре, чтобы создать нового «Щелкунчика» - отражающего тревожность и драматизм партитуры Чайковского и не играемого просто «в ноги» исполнителям. Шемякин не обманул надежд маэстро и придумал красочную фантасмагорию, населенную масками с длинными носами — то ли людьми, то ли мышами.
Шемякин выступил сценографом, декоратором, бутафором и даже либреттистом — словом, настоящим демиургом этого сказочного мира. Он рисовал эскизы костюмов и декораций, продумывал образы персонажей и характер их пластики. Все тонкие детали этой театральной сказки — плод его фантазии. Даже несколько раз посетив этого «Щелкунчика», вы не устанете разглядывать мельчайшие детали вещественно-материального быта героев.
Постановка вдохновлена причудливым гофмановским миром - с его гротексным юмором, странностями и превращениями, — и твердо опирается на литературный первоисточник. «Я, выросший в Германии, — заметил Шемякин в одном из интервью, — с детских лет читаю Гофмана и иллюстрирую его сказки».
Фабулу балета новый постановщик не сменил — это все тот же ход событий, заложенный в сценарий Петипа и постановку Иванова, известную в редакции Вайнонена. Лишь финал принципиально отличен от классического: Маша вместе со своим возлюбленным остается в Конфитюренбурге. Вместо юной парочки появляются их марципановые копии на верхушке огромного торта, за который уже принялись предприимчивые крысята…
Хореографом спектакля стал молодой танцовщик Кирилл Симонов. (Интересно, что первоначально задумывалась коллаборация с Алексеем Ратманским.) Хореографическому таланту дебютанта удалось раскрыться — в «Розовом вальсе», Большом адажио главных героев, и в особенности в «Вальсе снежных хлопьев», где «зрелище и танец вошли в равновесие друг с другом».
Спектакль Шемякина — одновременно и притягательный, и зловещий. Задачей художника было заинтриговать юного зрителя. Что ж, спустя 20 лет неординарный «Щелкунчик» продолжает удивлять зрителей всех возрастов. Ближайший показ состоится 23 февраля в Мариинском-2. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Мариинский театр
#MARIINSKYHISTORY
20 ЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИКУ» ШЕМЯКИНА
В 2001 году Валерий Гергиев пригласил художника Михаила Шемякина, до этого никогда не работавшего в театре, чтобы создать нового «Щелкунчика» - отражающего тревожность и драматизм партитуры Чайковского и не играемого просто «в ноги» исполнителям. Шемякин не обманул надежд маэстро и придумал красочную фантасмагорию, населенную масками с длинными носами — то ли людьми, то ли мышами.
Шемякин выступил сценографом, декоратором, бутафором и даже либреттистом — словом, настоящим демиургом этого сказочного мира. Он рисовал эскизы костюмов и декораций, продумывал образы персонажей и характер их пластики. Все тонкие детали этой театральной сказки — плод его фантазии. Даже несколько раз посетив этого «Щелкунчика», вы не устанете разглядывать мельчайшие детали вещественно-материального быта героев.
Постановка вдохновлена причудливым гофмановским миром - с его гротексным юмором, странностями и превращениями, — и твердо опирается на литературный первоисточник. «Я, выросший в Германии, — заметил Шемякин в одном из интервью, — с детских лет читаю Гофмана и иллюстрирую его сказки».
Фабулу балета новый постановщик не сменил — это все тот же ход событий, заложенный в сценарий Петипа и постановку Иванова, известную в редакции Вайнонена. Лишь финал принципиально отличен от классического: Маша вместе со своим возлюбленным остается в Конфитюренбурге. Вместо юной парочки появляются их марципановые копии на верхушке огромного торта, за который уже принялись предприимчивые крысята…
Хореографом спектакля стал молодой танцовщик Кирилл Симонов. (Интересно, что первоначально задумывалась коллаборация с Алексеем Ратманским.) Хореографическому таланту дебютанта удалось раскрыться — в «Розовом вальсе», Большом адажио главных героев, и в особенности в «Вальсе снежных хлопьев», где «зрелище и танец вошли в равновесие друг с другом».
Спектакль Шемякина — одновременно и притягательный, и зловещий. Задачей художника было заинтриговать юного зрителя. Что ж, спустя 20 лет неординарный «Щелкунчик» продолжает удивлять зрителей всех возрастов. Ближайший показ состоится 23 февраля в Мариинском-2. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.