⭐️Мариинский театр особенно интенсивно развивался в 19 веке.

Это время было для русской музыки временем накопления потенциала. И в город для передачи опыта охотно приглашали зарубежных музыкантов, балетмейстеров, постановщиков. Впрочем, Петербург, создаваемый по образцу европейских столиц, всегда был открыт к контактам с иностранцами. Наши истории — про иностранцев на службе Мариинского театра. Вот три из них — из 19 века:
⚜️Эдуард Направник — легендарный дирижер Мариинского театра. Родом из Чехии, где учился на органиста и дирижера. В 1861 году переехал в Россию, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра. Уже через два года он был приглашён помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра, а в 1869 году стал его главным дирижером. Его авторитет был таков, что он мог править ноты нового произведения, которое ставил. Даже ноты Чайковского. Это случилось при подготовке первой оперы композитора — «Опричника» — на сцене театра. Направник и сам сочинял — его оперы, такие как «Дубровский» и «Нижегородцы» — были поставлены на сцене театра. Также именно с именем Направника связана первая постановка всего «Кольца нибелунга» Вагнера в Мариинском. Деятельность дирижера продолжалась полвека, и это был один из блистательных периодов в жизни театра.
⚜️Мариус Петипа — известнейший хореограф 19 века. Родом из Франции, из артистической семьи, в которой он был не единственным танцовщиком (его брат Люсьен, например, прославился как премьер Парижской оперы). В Россию Мариус Петипа попал в 1847 году и дебютировал как танцовщик, а вскоре и балетмейстер на сцене Большого Каменного театра в Петербурге. Он ставил балеты, а также танцы в операх — не только в Мариинском, но и в Михайловском и Эрмитажном театрах. В конце 19 века он стал хореографом двух балетов Чайковского — «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», составлял либретто для «Щелкунчика», работал с молодым Глазуновым над «Раймондой». В 1903 году постановкой балета «Волшебное зеркало» Арсения Корещенко он отмечал на сцене театра 55-летие своей деятельности. Его дочь Мария продолжила династию и тоже танцевала на сцене Мариинского театра в характерных ролях. Артист сделал славу русской балетной школы, и как всякий обрусевший иностранец приобрел здесь отчество, став Мариусом Ивановичем.
⚜️Матильда Кшесинская — представительница польской театральной династии Кшесинских. Её отец, Феликс Кшесинский, переехавший из Варшавы в Петербург, был танцовщиком Мариинского театра. Все дети Кшесинского окончили Петербургское императорское театральное училище и стали балетными артистами. Местом их службы, также как и отца, стал Мариинский театр. Но Матильда Кшесинская из них была самой знаменитой. Это первая балерина, которой — вслед за француженками — удалось сделать 32 фуэте на сцене. Но, конечно, прославило её не только искусство, но и любовный роман с цесаревичем Николаем, будущим последним российским императором.
⚜️Осип Палечек — тоже, как и Направник, чех по национальности. Начав оперную карьеру в качестве певца (Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта в театре Праги), в 1869 году он попал в Россию. Дебют артиста в Мариинском театре состоялся через год, в партии Мефистофеля («Фауст» Гуно). Разумеется, он исполнял и русские оперы. Дореволюционный критик Ларош высоко оценивал его мастерство: «После г. Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — г. Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена». После окончания певческой карьеры Палечек сосредоточился на режиссуре. Он стал первым постановщиком в театре таких опер, как «Свадьба Фигаро», «Паяцы», «Богема», «Иоланта» и других. В год 40-летия своей деятельности в Мариинском театре, давая прощальный бенефис, Палечек в первый раз представил «Капитанскую дочку» Кюи, подготовленную вместе с главным дирижером театра Эдуардом Направником.

Комментарии