Книжный мiръ
15 янв 2023

«Дома новы, но предрассудки стары».

Ко дню рождения русского писателя Александра Грибоедова (1795-1829)

Александр Сергеевич Грибоедов. Интересно, кем бы он был сегодня? Настоящий полиглот: уже в шесть лет свободно разговаривал на трех языках, немного позже присовокупил еще три «живых» плюс латынь и древнегреческий, на службе на Кавказе и в Персии овладел арабским, турецким, грузинским и персидским языками. В одиннадцать стал студентом Московского университета, через полтора года получил ученую степень кандидата словесности. В шестнадцать лет начал заниматься философией, готовясь к испытаниям на степень доктора прав и продолжил изучать в университете математику и естественные науки. Ну что, еще недостаточно для удивления?

Подоспели события 1812 года, юный Александр Грибоедов вступает в Московский гусарский полк и целых четыре года исправно служит в чине корнета.
Вот так, если смотреть издалека, может показаться, что Грибоедову очень быстро наскучивало заниматься изо дня в день одним и тем же делом, хотя бы и «архиважным и архинужным»: вот он дипломат в Коллегии иностранных дел, вот секретарь при царском поверенном в делах в Персии, позже действительный член Вольного общества любителей российской словесности. В промежутках между государственными делами дерется на дуэли, учреждает масонскую ложу и пишет статьи, комедии, эпиграммы, переводит с французского пьесы. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом; благодаря всего двум вальсам (вальс ми минор и вальс ля бемоль мажор) стал популярным композитором.

Литературой Грибоедов занимался много и весьма охотно, но на пьедестал классика его вознесло одно-единственное произведение, отточенное, как алмаз и соединившее в себе лучшие достижения отечественной драматургии – бессмертная комедия «Горе от ума».

Писать ее Грибоедов начал находясь примерно в возрасте главного героя комедии – ему было чуть за двадцать; двигалось дело урывками – в общей сложности создавалась комедия целых восемь лет. Не подлежит сомнению, что образцом для подражания Грибоедов избрал классическую пьесу Мольера «Мизантроп», где главный герой Альцест также яростно, как Чацкий вступает в неравный бой с пороками общества, не находя понимания и поддержки окружающих.

Свои знания о нравах московского дворянства автор получал что называется из первых рук: наблюдал быт и образы светских гостиных, живя в древней столице весной и летом 1823 года.
«В Москве всё не по мне, – праздность, роскошь, несопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче и она в пренебрежении: ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному», – писал Александр Грибоедов в письме своему другу.
В сохранившейся до наших дней известной московской усадьбе Барышникова на Чистых прудах, где Грибоедов впервые читал свое бессмертное произведение, в неприкосновенности остался и Круглый зал, который помнит его голос.

Впервые поставить «Горе от ума» попытались воспитанники Петербургского театрального училища на своей школьной сцене - сам автор пьесы приезжал на репетиции и помогал будущим актерам. Но перед самой премьерой военный губернатор граф Милорадович запретил постановку, пояснив что «не одобренную цензурой комедию нельзя позволить играть в театральном училище».
«Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было», - сокрушался автор.
Комедия всячески перелицовывалась, но - удивительное дело – приобретала ещё большую живость и динамизм. Первая официальная театральная премьера прошла 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге. «В одной интермедии, — как было написано на афише, — будет играна сцена из комедии „Горе от ума“ в стихах, сочиненных А. С. Грибоедовым».

С выходом книги было гораздо сложнее. Что спектакль? Посмотрели и забыли, а круги от прочтения будут расходиться долгие годы, определяя и формируя общественное мнение о дворянстве, весьма далекое от общепринятого.
С огромными цензурными правками в альманахе «Русская Талия» за 1825 год напечатали часть первого и третье действие, что совсем не помешало распространению текста комедии в списках – почти сорок тысяч экземпляров, переписанных от руки, один из которых лицейский друг Пушкина Иван Пущин привез в Михайловское.
«Его рукописная комедия произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами», - восторгался знаменитый тезка автора пьесы.
Без сокращений комедия «Горе от ума» вышла спустя 33 года после смерти Грибоедова, погибшего от рук религиозных фанатиков в Тегеране. Как-то очень быстро образы ее стали нарицательными, стихи — поговорками и крылатыми фразами; сбылось предсказание Пушкина о том, что «половина стихов должна войти в пословицу», а ценители творчества Грибоедова до сих пор с благодарностью вспоминают великие строки.

Крылатые фразы из «Горе от ума» занимают в русском языке и литературе первое место по их количеству на одно произведение. Со значительным отставанием в «группе лидеров» присутствуют: «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголя, «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова. И стоит ли удивляться такой живучести текста, написанного ровно двести лет тому назад – Фамусовы, Молчалины и Скалозубы до сих пор живее всех живых, образы их нисколько не померкли в истории, приобретя современный глянец. А вот Чацкого на подмостках жизни что-то не видно…
Случалось ли, чтоб вы смеясь? Или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.


***
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.


***
Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.


***
Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.


***
Как станешь представлять
К крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..


***
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.


***
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума.


***
Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!


***
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!


***
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.


***
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.


***
Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.


***
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.


***
Как с ранних пор привыкли верить мы
Что нам без немцев нет спасенья!


***
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.


***
Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут
Воспоминания о том, что невозвратно!

#грибоедов #гореотума #драматургия #русскаяклассика

Комментарии