История возникновения чеченских тейпов.

Часть 5
На основании первых статей кажется уже можно сделать первые выводы о начале формирования народа нохчи (чеченского народа). Но это только кажется. Начало чеченского народа и начало формирования чеченских тайпов – это немного разные времена.
И мы опять рассмотрим предыдущие статьи.
Первая информация о предках народа нохчи (потомках древних нахов) относится к 5 веку до н.э. Это информация о дзурдзуках.
Дзурдзуки – далекие предки современных чеченцев, мигрировавшие из Урарту на север. И вот почему. Восточные хурритско-урартские племена проживали на берегу озера Урмия. Там находился город Дурдукка. По имени города и назвали переселившихся в Закавказье племена «дурдуками» (дзурдзуками). Язык, на котором они говорили, родственен языку нохчи. Когда Урарту было захвачено мидийцами, многие их них (особенно воины) переселились на север (в Албанию, Кахетию, Дагестан и Чечено-Ингушетию). Вот из них и сформировлся народ дзурдзуков. Это произошло в 5-3 веках до н.э. Дзурдзуки в эти времена жили не только на юге Чечено-Ингушетии, но и на территории Восточной Грузии (в Кахетии). По этой причине между дзурдзуками и первым грузинским государствам (Иберия-Картли) были обширные связи. Эти связи тем более были крепки тем, что и дзурдзуки и иберы были потомками переселенцев из Урарту.
Вайнахоязычным является и другое название Урарту - «Наири», которое представляет собой «нах - ари», что означает «нахская земля». Такими же являются и другие урартские названия - Тейша-байни, Арин-берд, Арзашка и другие.
В кон.3-нач.2 в.до н.э. древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере. Но в те времена тейпов еще не было, а были просто племена содов и аккисов, которые к этому времени пришли с территории Албании Кавказской.
В нач. 2 в. до н.э. в результате военного вторжения на Северный Кавказ селевкидского царя Антиоха III, племена дзурдзуков были разгромлены и дзурдзуки потеряли свое влияние на юге Чечено-Ингушетии и в Кахетии. Но в грузинских же источниках продолжают использовать наименование «дурдзуки/дзурдзуки». Видимо в это время происходил распад союза дзурдзуков на отдельные вайнахские племена.
К 100 году на обширной территории степей и предгорий Северного стали жить аланы, после этого часть аорсов ушло на территорию современной Чечни и стало жить в северной части Чечено-Ингушетии. В более поздние времена аорсы стали тейпом Орсой. Но в те времена аорсы были только племенем.
В 4-5 веках (после похода гуннов в Европу) в степях к северу от Кавказа появилось много разных тюркских и угорских племен. В Дагестане также появились ираноязычные племена – маскуты и «белые гунны». Но они сильного влияния на формирование народа нохчи не имели, так как нохчи (дзурдзуки, соды, аккисы и аорсы) жили в горной территории Чечни.
5 век - Марцеллин писал: «Племя гуннов, о которых мало знают древние памятники, живет за местийскими болотами ... И превосходит всякую меру дикости» . Армянский писатель V века Егише локализует гуннов в стране Чор, в южной части Каспийского прохода . Егише отличает к северу от Чора гуннов, которых он называет «хайландурками» и «хайландурами» Они представляются нам созвучными с названием современного чеченского племени (тайпа) - «хилдехрой». Другой армянский писатель V в. Мовсес Хоренаци в своей «Истории» также говорит о гуннах. Он упоминает о названиях, созвучных с вайнахскими топонимами «Шарай», «Вананда» (сравнение: «Шарой», «Варанда»). Но на эти высказывания не стоит сильно обращать внимания – в те времена историки Армении мало видели различий между нахскими и тюркскими племенами. Но в те времена шел процесс формирования новых племен нохчи (будущих чеченских тейпов).
7 век - в армянских источниках VII века (в «Армянской географии» ) чеченцы упоминаются уже под именем нахчаматьян (т. е. «говорящие на языке нохчи»). Видимо под этим названием подразумевались все нахоязычные племена Чечни, которые начали формировать единый народ нохчи.
667 год – царь Албании Джеваншир несколько десятилетий пытался противостоять завоевателям, заключал союзы с хазарами и Византией, но в 667, перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации. В VIII веке большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована Халифатом. Именно с этого времени начинается переселение некоторых групп населения Албании Кавказской (не желающих принимать ислам и отрекаться от религии предков) на север – на территорию Дагестана и Чечни. С этого времени население Чечни становится все более разнообразным.
800 год – С этого времени в центре Кавказа становится известным новый народ – цанары. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за
помощью цари и вельможи сопредельных государств. ... Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки – мохевцы. В Ингушетии – клан Мальсаговых и в Чечне – тайп ЧIантий, – прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племен и народов. Существует версия о том, что тейп Цонтарой в Чечне сформировался тоже потомками цанаров. Совсем недавно руководитель научно-образовательного центра нахских исследований Ибрагим Хабаев выдвинул версию о связи названия села с именем загадочного средневекового кавказского народа цанаров. По сообщению средневековых авторов, которых цитирует историк Хасан Бакаев, земля цанаров простиралась от окрестностей Тбилиси до «Аланских ворот» (Дарьялского ущелья): «…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью „Аланские ворота“ лежит царство Санария (Цанар).
Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды.
В тех районах, где река Аракс (древнее название - Ерасхи) протекала по месту обитания эров, в эпоху Армянского царства располагался округ Ераз в ущелье Ерасхадзор («дзор»-ущелье). Любопытно, что есть упоминания и об общине Нахчрадзор, т.е. общине ущелья Нахчра. Слово «нахчра» напрямую перекликается с самоназванием чеченцев - нахче.
Верхние аорсы в "Географии" Страбона, которые по территории расселения (а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющий царя и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды. Все они участвовали в формировании нового народа – нохчи. Но в те времена пока это было объединение (союз) родсвенных племен.
Зимой 853 года цанары совершили самое великое деяние в своей истории. На южных склонах Большого Кавказа, у горловины Дарьяльского ущелья, они сначала остановили и затем наголову разбили 120 тысячную армию Багдадского халифа, вторгшуюся в Закавказье. Сведения о цанарах: «…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью «Аланские ворота» лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (греческое хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане. В этой стране они господствуют над многими народами. Цанары являлись потомками халдов-урартийцев. Цанары это горцы Горной Грузии, в частности Кахетии; второе - цанары есть нахи, непосредственные предки чеченцев и ингушей; третье - цанарами (цаной) именуются конкретно жители Чанты-Аргунского ущелья Чечни и прилегающие к ней с юга нахские общества Грузии. Однако следует считаться и с тем, что порой и вся Восточная Грузия, с ее грузиноязычными областями, именуется в источниках Цанаретия.
900 год – на северном Кавказе образовалось государство – Алания со столицей городе Магас («Город солнца»)., в составе этого государства кроме самих аланов, входили и вайнахские племена (предки современных чеченцев и ингушей).
В 11 веке территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, и в результате миграции тюркских племён начинается тюркизация древнего населения региона (албанские и иранские племена), что приводит к началу процесса формирования азербайджанского этноса, которое завершается в основном к концу XV века. Этот процесс вызвал новую волну переселения кавказских народов (албанов) на территорию Дагестана и Чечни. Население Чечни стало еще разнообразнее.
1310 год - впервые самоназвание чеченцев нахче / нохчи упоминается в грузинских письменных источниках начала XIV века. А именно в приписке к старинному грузинскому Евангелию, которая гласит: «Когда блаженный патриарх наш Ефимий, обозревая свою паству, видел храмы в Антцухе, Цахуре, церковь народа Хундзи, народа Нохче, Тушетии... то этот блаженный Ефимий приказал мне, архиепископу Курмуха и пастырю всех горных земель, Кириллу Донаури распорядиться перепиской евангелий и разослать для каждой церкви... В кроникон 530-й, месяца мая 14 числа в год от сотворения мира 6914-й». Как отмечают специалисты по древним летоисчислениям, согласно грузинской хронологии от сотворения мира до начала новой эры прошло 5604 года.
Следовательно, дата, обозначенная в приписке к Евангелию (6914 год), по новой эре означает 1310 год. То есть точная дата фиксации в грузинских источниках этнонима нахче – 14 мая 1310 года.
Кон. 14 века – в первые упоминается (в хронике Шараф ад-Дин Йазди «Зафар-наме, сер. XV века) раннее общечеченское государство Симсим (Симсир). Упоминание связано с походом Тамерлана на Золотую Орду. Часть горцев, не пожелавших покориться завоевателю горцев, отступили и обосновались в труднодоступных горах. Автор «Зафар-наме» сообщает, что высота местных гор «уму непостижима», но Тамерлан преследовал отступивших, попутно уничтожая крепости и замки. После захвата равниной части Симсима, далеко не все захотели уподобиться Муххамаду и вели партизанскую войну. Эта война приняла широкий размах, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что придворные историки Тимура не посчитали нужным описать судьбу владетеля Гаюрхана, а сосредоточили все свое внимание на действиях Тимура в горах. О силе сопротивления горных вайнахов говорит и тот факт, что историографы нашли нужным подчеркнуть, что «Тимур лично отправился против них…». Об озлобленности завоевателя в ответ на сопротивление горцев говорит следующий факт: «Жителей тамошних, по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы». Комментируя свой перевод «Зафар-наме» д.и.н. А. Ахмедов называет Симсим просто как «местность на Кавказе». Также следует понимать, что географические названия относящиеся к Кавказу в литературных произведениях средневековья часто могли означали не географический объект, а некое неустойчивое политическое образование, названное по имени правившего там в данный момент лица. И все же о покорении не может быть и речи, так как завоеватель не закрепил за собой Северный Кавказ, а ограничился разорением, после чего покинул его пределы.
Начиная с XV века, к равнинному нахскому царству Симсим (Симсир) начинают прирастать поселения спускавшихся с гор чеченцев. Их жизнь и борьба с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князьями, захватившими чеченские равнинные пахотные земли и пастбища, отражена в легендах, преданиях и в песенном эпосе чеченцев «Илли».
Согласно народным генеалогическим преданиям, прародителем чеченцев является Турпал Нохчо (где Турпал - герой, богатырь; Нохчо - чеченец), от имени которого чеченцы получили самоназвание - нохчо. В старинной чеченской песне поется: «Не хотите ли, добрые молодцы, храбрые потомки Турпала Нохчо, я вам спою нашу родную песню. Как от удара шашки о кремень сыплются искры, так и мы явились от Турпала Нохчо. Родились мы в ту ночь, когда щенилась волчица; имена нам даны были в то утро, когда голодный барс ревом своим будил уснувшие окрестности. Вот мы кто - потомки Турпала Нохчо». А. Берже полагает, что Турпал Нохчо был историческим лицом. Но с этим нельзя согласиться и в легенде о нем нужно видеть свойственное всем народам желание найти своего родоначальника, считал Б.К. Далгат. Очевидно, что эти предания относятся к позднейшей эпохе усиления плоскостной Чечни, покрывшей своей славой и всех остальных чеченцев и сообщившей всему народу общее название Нахчуо. Чем ближе и непосредственнее родство фамилии с этим основателем народа Нахчуо, тем больше гордятся эти фамилии. Так, коренными чеченцами считаются жители тех аулов, которым различные отрасли фамилии Нахчуо дали свои имена: Харачи, Цуонтари, Белготи, Сесени, Гуни, Черми, Эрсени и др.
К кон.15 века, согласно гипотезе некоторых современных исследователей, после нашествия татаро-монголов, население Чечни образовало государство Симсим. Государство, как правило, связывают с областью Ичкерия, находящейся в восточной части Чечни.
17 век - слово "тейп" заимствовано из арабского (где "тейфа" обозначает "вид, род"
и могло распространиться среди чеченцев не ранее XVII в.
Тейпы возникали на основе военных поселений, а также военной и профессиональной специализации, что подтверждается названием многих чеченских тейпов (ср. "ширдой - пращники", "лаьшкарой - резервные войска", "бIавлой - строители башен"). Это может быть подтверждением тому, что большинство чеченских тейпов, обосновавшихся по южной и восточной границе Чечни, первоначально были пограничными военными поселениями. Можно предположить, что ремесленные общины Алании при перемещении в горные районы также образовывали компактные поселения и становились самоуправляемыми территориальными общинами, т.е. тейпами. Большие группы выходцев из других стран при компактном расселении образовывали собственные тейпы, но это, по всей вероятности, процесс, характерный для периода разложения чеченского тейпа, ср. "туркой - турки", "джуьгти - евреи", "чергзи - черкесы" и т.д.
Таким образом, можно выделить несколько способов образования тейповых
организаций:
- объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин);
- разрастание кровнородственных организаций с приданием им более широких социальных функций;
- становление тайпа на основе компактно расселившихся групп чужеземцев.
Представительным органом тейпа был совет старейшин - тейпан кхел. Его решение было обязательным для всех членов тейпа. Тейп имел право на принятие в свой состав посторонних лиц. Это могли быть люди из других тейпов или чужеземцы. Каждый тейп имел свое имя, восходящее к имени мифологического родоначальника. На самом деле имена многих чеченских тейпов связаны, во-первых, с названием селений или местности, например, Пхьамат - пхьамтой, во-вторых, с профессиональной специализацией (ср. белгатой - работные люди; бавлой - строители башен), в-третьих, с этническим происхождением (ср. цадахарой - даргинцы). Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору. Коренными чеченскими тейпами считаются только те, которые имеют свою гору, хотя были случаи, когда тейпы были вынуждены уступать свои земли, в том числе и горные вершины, в качестве платы за кровь в междоусобных войнах. Тейп имел отдельное, тейповое кладбище.
Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашаха. Согласно преданиям и тептарам (хроникам), общество основано родоначальником чеченского племени Нашхо. По другим версиям, родоначальником является Турпал Нохчо, у которого было шестеро сыновей: Моцкъаро, Хъайбахо, Ч1армахо, Хьижигхо, Х1ийлахо, Т1ийстархо, которые основали шесть аулов, получившие их имена. Нашхинцы своим духовным центром считали аул Моцкъара, где постоянно хранился Къоман Яй - Котел Народа.
17 век - Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились:
Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать. Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы.
К чистым тейпам относятся Белгатой, Хачарой, Арсеной, Гендарганой, Курчалой, Алерой, Центорой, Энгеной, Беной и др. Начиная с XVI в., многие жители из этих тейпов переселились на равнину (в Большую и Малую Чечню) и образовали большие аулы…
По преданиям, все старинные ичкеринские (Нохч-мохкские) тайпы: беноевцы, белгатоевцы, дишни, цонтароевцы, эрсеноевцы и другие, от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев». «Братство» это, согласно преданиям…было закреплено ещё в Нашахе в период нахождения там общенахского Совета старейшин страны (Мехкан Кхел). Об этом подробно сообщается в диссертации И. М. Саидова.
И какие же первые 20 тайпы, которые были записаны на бронзовом котле в 17 веке?
Вероятно это были самые древние тайпы, которые были упомянуты в наших исследованиях – это Сесанхой, Беной, Центорой, Дзурдзукой, Садой, Аккий, Орсой, Хилдехрой, Шарой, Варандой, Чиантий, Белгатой, Хачарой, Арсеной, Гендарганой, Курчалой, Алерой, Энгеной, Эрсеной, Терлой.
Но это не окончательный список. В некоторых исторических документах говорится, что на бронзовом котле была надпись о более 20 тайпах. Есть даже данные, что были первоначально записаны 30 тайпов.
Продолжение следует…

История возникновения чеченских тейпов. - 899798678554

Комментарии

  • 18 фев 2024 05:47
    современная генетика развеяла весь этот миф в статье в пух и прах