Управление и психология: как повысить эффективность своего коллектива

Успех коллектива зависит от того, как им управляют и как внутри него взаимодействуют участники. Руководство и психология работают в связке и приносят прибыль.
В наше время, когда все меняется с огромной скоростью и рынок труда нестабилен, большая часть кадрового резерва может поменять свой вид деятельности, чтобы подстроиться под новые реалии. У руководителя возникает вопрос — как сохранить свой ценный персонал? Повысить зарплату? Не перегружать работой? Обещать повышение?
Ниже мы рассмотрим основные принципы и методы психологического управления, которые помогут руководителю не только улучшить производительность своих подчиненных, но и повлиять на их настроение и выбор. Важно помнить, что руководитель не только аналитик и стратег, но и лидер, способный понять индивидуальные потребности и повлиять на мотивацию каждого сотрудника.
Человек, который управляет коллективом, должен обладать эмпатией и способностью слушать своих подчиненных, чтобы определить то, что мотивирует каждого из работников быть эффективным. Залог успешного менеджмента — создание условий для развития потенциала каждого члена команды, коллектива.
Базовые понятия в психологии руководства
Ниже очертим фундамент, на котором держится коллектив как команда. Начнем с такого понятия как лидерство. Это способность влиять на поведение и мотивацию сотрудников для достижения общих целей.

Лидер, т.е. управляющий коллективом, должен обладать навыками эмоционального интеллекта и уметь управлять и понимать свои эмоции и эмоции других людей. Это позволяет ему более эффективно взаимодействовать с коллегами, устанавливать доверительные отношения и решать большинство конфликтов конструктивным образом.

Еще одной важной опорой является мотивация сотрудников. Руководитель понимает мотивы, которые движут его персоналом, и использует их для достижения результатов. Основными факторами мотивации являются: признание, возможность профессионального роста, интересные задачи и справедливая система поощрений.

Психологический подход также требует от руководителя умения управлять конфликтами. Конфликты неизбежны, и каждый начальник должен быть готов к их разрешению. Для этого надо быть объективным и не вовлеченным в конфликт, учитывать интересы всех сторон, искать точки соприкосновения и стремиться к взаимовыгодным решениям.

Командообразование. Чтобы успешно управлять сотрудниками, лидеру надо уметь правильно формировать команду. Для этого учитываются особенности и сильные стороны каждого сотрудника, которые помогут развиваться компании в целом.

Тут проявляется формула — успешный бизнес строится на людях. И это правда. Люди — это основа, на которой держится любое предприятие.
Принципы коммуникации с сотрудниками
Я несколько лет назад, будучи молодым руководителем, ясно усвоила, что умение эффективно взаимодействовать с сотрудниками — это обязательный навык для любого руководителя. Чем раньше он будет освоен, тем будет проще всем.

Правильно выстроенная коммуникация между руководителем и подчиненным поможет четко и эффективно сформулировать рабочие цели и задачи, повысить мотивацию и поднять уровень доверия в коллективе.

Ниже я поделюсь несколькими эффективными способами коммуникации, которые помогут вам взаимодействовать с командой сотрудников.

Разговаривать хорошо, но слушать тоже надо уметь — слушайте сотрудников. Будьте готовы выслушать своих подчиненных, искренне интересуясь их ситуацией, мнением и идеями. Это поможет укрепить ваш коллектив и чувствовать себя единым целым. Такой подход будет мотивировать сотрудников работать не просто за зарплату, а за вклад в развитие компании.

Используйте четкую и понятную речи. Советуем вам говорить ясно и доходчиво «без воды», избегая сложных терминов и грамматических ошибок — наиважнейший навык. Он способствует быстрой обработки информации у ваших сотрудников. Этот навык приходит не сразу тут нужен опыт. Например, если вы недавно стали руководителем рекомендуем вам записаться на курсы ораторского мастерства.

Эмоциональный интеллект. Красивый термин, про который можно найти кучу разной непонятной информации. Но зачем он нужен руководителю? Начальник — это «вожак» в стае сотрудников, на него ориентируется весь коллектив. Вы замечали, что опытный управленец не только умеет правильно выражает свои эмоции, но и учитывает эмоциональное состояние своих сотрудников. Эмоции — оружие, которым нужно правильно управлять: понимать первопричину конфликта и решить ее без боевых действий в вашем коллективе. В силу природы, женщинам-руководителям проявлять сочувствие и эмпатию проще. С другой стороны, женщинам нужно чаще доказывать свое право быть руководителем и это часто является эмоциональным ограничителем. Поэтому большинство руководителей сознательно посещают занятия по эмоциональному интеллекту.
Мотивация сотрудников
Мотивация — это топливо для ваших сотрудников, оно подогревает их интерес к работе. Увы, очень часто оно закопано глубоко. Использование различных психологических приемов в менеджменте компании поможет руководителю эффективно активировать и стимулировать мотивы своих подчиненных, создавая такие условия, чтобы уровень производительности и удовлетворенности на работе ваших людей рос вверх.

Далее в нашей статье я поделюсь основными способами мотивации, которые направлены на повышение вовлеченности и производительности сотрудников.

Начнем, пожалуй, с самого эффективного способа мотивации — установление четких и достижимых целей, соответствующих интересам каждого сотрудника. Люди чаще ощущают большую мотивацию при выполнении задач, которые для них значимы и важны. Поэтому руководитель должен проводить индивидуальные разговоры с сотрудниками, выявлять их цели и строить рабочие задачи так, чтобы они могли увидеть связь между выполнением этих задач и достижением своих целей.

Людям важно осознавать, что их усилия и результаты видят и ценят– это их психологическая потребность. Одних это мотивирует на новые трудовые свершения, а другим дает возможность поверить в свои силы. Да, мы говорим о признание и поощрение достижений сотрудников. Руководство обычно использует много способов признания. Например, проводит внутренние церемонии награждения, упоминает достижения сотрудников в рассылках или на коллективных собраниях. Материальный способ поощрения тоже важен для сотрудников, т.к. он эквивалентен в числовом виде. Тут сотрудники сразу понимают сколько стоит их труд.

Я хочу отметить, что для мотивации сотрудников необходимо предоставлять возможности для развития и профессионального роста. Рутина и однотипные задачи вызывают скуку, но никак не интерес к работе. Поэтому хороший руководитель должен активно развивать и поддерживать своих подчиненный, растить сильные кадры в коллективе. Для этого надо предоставлять сотрудникам возможности для обучения, участия в интересных проектах или тренингах.

Руководителю часто приходится решать большое количество проблем, и он начинает испытывать стресс. Такой стресс часто доставляют конфликты в коллективе. И без навыка управления конфликтными ситуациями здесь не обойтись.

Управление конфликтами

Конфликты в коллективе будут всегда. Сотрудник компании — отдельная личность со своими определенными характеристиками и взглядами на проблему. Тем более часто плохое настроение и проблемы в семье мы несем на работу. Опытный управляющий тонкий психолог, который всегда чувствует настроение в своем коллективе. Это важно — уметь замечать проблему до того, как она вырастает в полноценный конфликт.
Какое влияние оказывает здоровый климат в коллективе на ваш бизнес:
Повышенная производительность труда: в благоприятной рабочей среде сотрудники более мотивированы и продуктивны.
Снижается текучка кадров: когда в коллективе царит доверие и уважение, люди с меньшей вероятностью будут искать возможности для трудоустройства в других компаниях.
Улучшение принятия решений: в здоровом психологическом климате люди чувствуют себя комфортно, высказывая свое мнение и идеи.
Лояльность клиентов: сотрудники, которые чувствуют себя ценными и уважаемыми, с большей вероятностью будут оказывать отличное обслуживание клиентам.
Финансовые преимущества: компании экономит значительные средства на обучение и повышение мотивации новых сотрудников.

Также мы можем выделить, дополнительные преимущества взаимопонимания в коллективе:

Снижение стресса и выгорания;
Улучшение общего самочувствия и благополучия сотрудников;
Укрепление репутации компании как привлекательного места для работы.
Вывод:
Управление психологическим состоянием в коллективе способствует позитивной и продуктивной рабочей атмосфере. Навык анализа эмоционального состояния сотрудников, эффективного общения, разрешения конфликтов и поддержания здоровых взаимоотношений в коллективе способствуют укреплению связей, увеличению уровня удовлетворенности сотрудников и снижению уровня стресса на рабочем месте.

Автор: Ангелина Багрова.

Комментарии

Комментариев нет.