Автор Георгий Гудовщиков.

Часть первая.
Освоение.
О прошлом никто не споёт нам.
Но грозно, на каменой груде,
Стоите, в молчаньи дремотном,
Вы, страшные, древние люди!
В.Брюсов. 1895 г.*
Вначале, наверное, будет лучше показать историю посёлка Майкор, так как она достаточно интересна и, в отличие от Пожвы и других горнозаводских посёлков, нигде ранее не публиковалась, а история нашей фамилии большей частью связана именно с Майкором. Необходимо сказать, что большой вклад в изучение истории Майкора и Никитинского завода внесли: Николай Михайлович Слобожанинов – кавалер ордена Ленина, энтузиаст истории Никитинского завода и создатель Майкорского краеведческого музея; Иван Петрович Козлов – участник Великой Отечественной войны, многолетний председатель Майкорского поссовета, второй общественный руководитель поселкового краеведческого музея; патриот посёлка Николай Александрович Тютюков, проживающий в настоящее время в г. Екатеринбурге. Многие ветераны, как, например герой Гражданской войны Я.К.Якимов, Н.И.Угрюмов, В.И.Угрюмов, мастеровые завода А.Е.Бородин, Г.М.Корякин и целый ряд замечательных людей, являвшихся гордостью Майкора. Для меня особо ценен труд Филиппа Герасимовича Гудовщикова, подробно отобразившего жизнь рабочих и крестьян села Майкорского в строго хронологическом порядке, большинства жизненных ситуаций конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Из современников следует отдельно назвать имя бывшего председателя сплавкома Иньвенского рейда Леонида Яковлевича Злобина, который продолжительное время изучал историю посёлка и передал свои записи мне.
Посёлок Майкор расположен на левом берегу реки Иньвы при впадении в неё речки Кемелька. Есть несколько научных и бытовых обоснований названия посёлка. Нас (т.е. население) данное наименование вполне устраивает, мы даже им гордимся, поэтому выдвигать какие-либо гипотезы топонимики ни к чему. Сразу скажем, что при переписи населения Перми Великой в 1579 году Иваном Игнатьевичем Яхонтовым и подьячим Третьяком Карповым селение это называлось Туманское городище, затем деревня Туманская на Иньве. В переписной книге Михаила Фёдоровича Кайсарова, будущего воеводы в Таре, составленной совместно с дьяком Марком Мартемьяновым, подьячими Иваном Леонтьевым и Афанасием Бреевым в 1623 – 1624 годах уже прописано «Майкор». На его месте было несколько городищ. Остатки рва и крепостного вала были заметны даже в 1930-е годы, где сегодняшние старики играли в детские военные игры. В 1938 году М.В. Талицкий проводил в Майкоре археологические раскопки и им были найдены золотые браслеты арабского происхождения, посуда времён династии Сасанидов, бронзовые изделия 8-9-го веков. Однако дальнейших исследований больше никто не проводил, видимо посчитали, что нет научной необходимости. Следует отметить, что две трети иранских (персидских) сокровищ вышеназванной династии обнаруженных на территории России, найдено в Прикамье, так утверждают специалисты Эрмитажа. Об этом речь ещё пойдёт в дальнейшем.
На правом берегу Иньвы известны мощные укреплённые городища: Анюшкар – современное село Кыласово и Полютово. Раньше я думал, что Полютово – это деревня Полюты. Оказалось, что нет. Одна из легенд гласит: стрела выпущенная из Туманского городища пролетает половину расстояния до Полютово. Аналогичен полёт стрелы с противоположного правого берега. Деревня Полюты находилась возле деревни Соболёво – Купросское, примерно в 12 верстах от Майкора. А деревня Городище намного ближе к посёлку, так как она существовала ещё «на нашей памяти». Видимо она и называлась в исторические времена Полютово Городище. Полютово «кануло в Лету», а Городище осталось. Полюты с родственным наименованием отдельная деревня. Целый ряд укреплённых городищ, являвшихся мелкими крепостями, вплоть до сорок первого километра от устья Иньвы перекрывал путь в её верховья, а так как передвижение велось в основном по рекам, то Иньвенский край с проживавшими в нем далёкими предками коми-пермяков, был надёжно защищён со стороны Камы. Одновремённо городища развивались, укреплялись и имели, как показывают раскопки, торговые связи с весьма далёкими странами.
С укреплением Российской государственности и дальнейшей русской колонизацией Приуралья были уничтожены наследники Золотой Орды Казанское и Сибирское ханства. При этом укреплялась и разрасталась «империя именитых людей Строгановых» своевременно понявших выгоду освоения здешних мест и пришедших на восточную окраину Московии. Любое государство, в том числе и «в государстве», определяется территорией, на которую распространяется его власть. Более подробно эта тема мной рассмотрена в «Очерках истории полиции и милиции на территории Коми-Пермяцкого округа» в главе «Строгановщина», где раскрыты властно-правовые отношения между ними, царём-батюшкой, уездной воеводской властью и населением. Постепенно Строгановы получили во владение часть Иньвенских земель по жалованной грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного от 2 января 1564 года.
Историк А.Р.Андреев, рассматривая «Строгановскую летопись», приводит следующую цитату из неё: « В лето 7078 (1570) по повелению благочестивого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставил Яков Строганов для переходу Сибирских и Ногайских людей, чтобы им к государевым Пермским городам пути не было, и для утеснения Сылвенских и Иренских татар и остяков, и чусовских и яйвинских и инвинских и косвинских вогулич над Сылвою и над Яйвою реками острожки…».2 Здесь Строгановы признют, что местное население существует, тем более по такой богатой флорой и фауной реке Иньве, где водились стерлядь, осётр, белуга, было множество птицы и зверя. Кстати для сомневающихся: последнюю белугу в Иньве близ Майкора выловили в 1934 году длиной пять метров двадцать сантиметров. А в Каме в 1956 году четырёх с половиной метров. Но вернёмся к Андрееву, который продолжает свою мысль: «Вторая половина 16-го и первая половина 17-го столетий в истории Пермского края – это кровопролитная война между Строгановыми и местными племенами аборигенов. Борьба между полудикими инородцами и вооружённой военной силой. Местное население уходило в глубокие леса или порабощалось, после чего становилось Строгановскими крестьянами. Это целая эпопея в истории землевладения Перми Великой. Тема явно недостаточно изученная».3
Ещё в 1558 году один из Строгановых Григорий Аникиев «бил царю челом и сказывал: в осьмидесяти осьми верстах ниже Великой Перми по реке Каме, по обе её стороны до реки Чусовой, лежат места пустые леса чёрные, речки и озёра дикие, острова и наволоки пустые, и всего пустого места здесь сто сорок шесть вёрст; до сих пор на этом месте пашни не паханы, дворы не стаивали и в царскую казну пошлина никакая не бывала».4 Конечно, мягко говоря, Григорий Аникиевич немножко «покривил душой». К концу 16-го столетия на территории Перми Великой сложилось новое административное управление и было образовано три округа. Территория пермяцких земель называлась Отхожим станом, затем Отхожим округом и здесь по первой переписи, проведённой писцом И.И.Яхонтовым в 1579 году, значилось наличие двух погостов, двадцати двух деревень и трёх починков. В деревне Туманской было пять пашенных дворов. В конце шестнадцатого века, как пишет историк А.Дмитриев: «В отхожем стане – 3 погоста, 20 деревень, 3 починка, а в них 178 дворов, а в них 232 человека. Стан с коренным пермяцким населением, среди которого в 16 веке лишь кое-где разбросаны были, как острова в море, русские деревни и починки. Видимо, русская колонизация здесь только начиналась».5 Необходимо учитывать и то, что русская колонизация края вынуждала коренное население постепенно уходить в более отдалённые и необжитые места, и они не могли полностью подвергнуться переписи. Тем не менее, «царские казначеи расспросив про указанные места пермича Кадаула», который подтвердил слова Г.А.Строганова, сочинили царёв Указ об отдаче ему этих земель «с большими льготами на двадцать лет по их освоению».6 Иван Васильевич Грозный документ сей подписал с удовлетворением, так как казне от этого «токмо большая польза».
Иньвенские земли постепенно становились собственностью «именитых людей», но майкорские крестьяне относились к разряду «государевых». Все вышеназванные земляки-краеведы приводят слова из книги Бельского: « Деревня Майкор… да деревня Мартыново на устье реки Оны (левый приток Иньвы речка Онь), а в ней крестьянских девять дворов, и те последние той деревни Майкора живут за Великим Государём, а деревни Быкова, а деревни Мартынова живут за Великим Государём и писаны в тех деревнях к погосту Майкору, который не числился за Строгановыми».7 Но было это в 1678 году, а П.К. Елизаров за 31 год до того относит деревню Майкор к Строгановским владениям. Научные статьи по Майкору, включая опубликованную в 1999году у Г.И.Фоминой – частичная, неумышленная подтасовка фактов и некоторая хронологическая путаница. Всё приходится перепроверять, а материалов – настоящих публикаций писцовых книг в округе нет. В основном ссылки на первоисточники. Пиши: как хочешь и что хочешь.
Частично мои сомнения разрешает историко-этнографический очерк И.Н.Смирнова «Пермяки», опубликованный в 1891 году. Он пишет: «В писцовой книге Усольского уезда, составленной в 1647 году Елизаровым, Иньва и Обва всё ещё считаются государственным достоянием. Елизаров показывает здесь новые погосты – Купрос, Майкор, Нижнюю Юсьву, на Обве Рождественский, Карагай, Георгиевский, Богородицкий».
Строгановы выражают уже притязания на владения погостами, которые были основаны государевыми крестьянами. Елизаров заносит Майкор в число селений, принадлежащих Даниилу Ивановичу Строганову».8 Этот захват встретил протест со стороны населения. Воевода на 53 года раньше, чем Государь Российский, «подарил» Строгановым погост Майкор. Такова роль личности в истории. Тем более личности продажной, каким видимо оказался воевода Елизаров.
Однако владетельные купцы и солепромышленники, имея в собственности земельные территории, большие чем половина европейских государств, с подобной постановкой дела соглашаться не желали. Они автоматически стали считать эти деревушки своей собственностью, из-за чего возникали волнения и жалобы. Майкорасы оказались людьми свободолюбивыми и настойчивыми, в кабалу к купцам идти не хотели, отлично зная, что в Строгановских владениях суд и расправу проводят их приказчики и старосты «на потребу хозяевам», а государственных крестьян наказывают по решению воеводы, хотя и строже, «зато по справедливости, и зазря не высекут».
В строгановской вотчине проживали крестьяне, находившиеся в самых различных формах зависимости. В 16-м веке от царей были получены земли, на которых располагались 45 населённых пунктов с 203 жилыми дворами.9 Кроме этого часть из них оказалась закрепощённой в результате захвата земли вместе с крестьянами, и это будет называться внеэкономическим принуждением. На мой взгляд, именно подобным образом, жители деревеньки Майкор оказались крепостными Строгановых. Другая же часть крестьян Отхожего стана, и Иньвенских земель в том числе, попадала в кабалу, получив, например, ссуду деньгами, или хлебными припасами, или землю, или сельхозинвентарь. Так предположительно возникла деревня Строгановщина, что была между Майкором и Быково на излучине реки Иньвы и устья речки Кемельки, однако знаток истории Майкора Тютюков утверждает, что деревня Строгановщина находилась на месте первоначально расположенной деревни Майкор, которая затем была перенесена на возвышенное место, где сегодня центр посёлка. Но в переписных книгах сказано, что наряду с Майкором в устье Кемельки находилось селение – однодворка, а Яхонтов говоря о деревне Туманской, подразумевал Туманское городище, а оно располагалось на крутой возвышенности. Поэтому и с уважаемым мной Николаем Александровичем согласиться не могу. Вопросы торговли и промышленности мы пока не рассматриваем, так как в Майкоре в тот период они ничем особенно не проявлялись.
В Сборнике критических статей и материалов альманаха «Пермская старина» издания 1891 года читаем: «Кайсаров так обозначает межи Майкора со Строгановыми: «А межа в деревне Майкоры, Туманского городища, с Ивановыми да Максимовыми, крестьянами Строгановых, снизу Иньвы реки, а от реки Иньвы в гору по Пробойной улице к речке Кемолю, а от Кемоля до Ивановых же да до Максимовых крестьян, до отхожей пашни в Туманском, за речкою за Розсохом, а деревни (от) Нюшкары со крестьяны межа с Ивановыми да Максимовыми землями от Туманского городища по Иньве реке вниз до Чёрные речки, а вверх по Иньве до Чёрмозского истоку…(Дубровинск. рукоп. лист 163)». Думаю: откуда в деревушке в 1623 году появилась улица при пяти домах? Оказывается, пашенных дворов при Кайсарове было «11, пустых 2. Пашни 32 чети с осминою и пол-пол-третника, сена 455 копен, рыбные ловли в озерке Сосновом, озере Чёрном, его истоке и реке Иньве, из оброка 16 алтын, 4 денги, пошлин 5 денег».10 Однако, следует отметить: под горой земли были Строгановых – это ближе к устью нынешней речки Кемельки. Именно там зародилась на плодородных заливных лугах в пойме Иньвы богатая деревня названная в последствии Строгановщина. Наверное, в отместку бунтующим майкорасам Данило Строганов давал возможность «строгановцам» иметь лучшие жизненные условия, что являлось исключением из правил. Строгановы и с царями не всегда считались, на Чердынского воеводу внимания не обращали, как будто того и не существует. В последствии Соликамского воеводу содержали «на своём кормлении», что обходилось дешевле, чем отписываться перед боярами – руководившими различными царскими Приказами, которым воевода строчил жалобы и «подмётные письма». А, читая статьи современных авторов, можно видеть, что именно «великие благодетели» Приуралья Строгановы «содержали народ в сытости». В основу благодеяния всех поколений Строгановых взято письмо Софьи Владимировны Строгановой, владевшей Пермским неделимым имением (майоратом) после смерти мужа графа Павла Строганова в 1817-1845 годах, управляющему Ф.А.Волегову: «Больше всего заботьтесь о благосостоянии крепостных людей и уже затем о доходах с имения».11 Правильно, она многое сделала для укрепления экономической собственности Строгановых и улучшения жизни вымирающего пермяцкого крепостного крестьянина. В тоже время по её согласию на основе разработанного ею же «Устава судебного» в Архангельской волости в три дня было запорото одиннадцать сорокалетних мужиков до смерти, хотя её фамилия и была в девичестве Голицина (Голицына), но Строгановские обычаи и традиции оставались неизменными. Справедливости ради следует признать: графиня Софья Владимировна была, вероятно, самой просвещённой женщиной России того времени, создавала различные учебные заведения, где обучали крестьянских детей. Но мы пока ведём разговор о событиях 16-го столетия - времени намного более жестоком, нежели «просвещённый и гуманный» 19-й век.

Комментарии

Комментариев нет.