О Великой Отечественной войне написано много книг: «Взять живым» Карпова, «Горячий снег» Бондарева, «А зори здесь тихие» Васильева... И, конечно, «Волоколамское шоссе» Александра Бека. Из отзывов читателей: «Волоколамское шоссе» – это, по моему мнению, одна из самых искренних книг о войне. Многое в ней поражает, но особенно эпизод с бойцом, который прострелил себе руку, чтобы улизнуть с фронта. Командир (он же рассказчик) ставит его перед однополчанами, приговаривает к расстрелу и вдруг… «И мне вдруг стало нестерпимо жалко Барамбаева. От дрожащей в руках Мурина винтовки словно неслось ко мне: «Пощади его, прости!». И люди, еще не побывавшие в бою, еще не жестокие к трусу, напряженно ждавшие, что сейчас я произнесу: «Огонь!», тоже будто просили: «Не надо этого, прости!». И ветер вдруг на минуту стих, самый воздух замер, словно для того, чтобы я услышал эту немую мольбу. <…> Я вспомнил все хорошее, что знал о Барамбаеве, вспомнил, как бережно и ловко, словно оружейный мастер, он собирал и разбирал пулемет, как я втайне гордился: «Вот и мы, казахи, становимся народом механиков». …Я не зверь, я человек. И я крикнул: Отставить! — Наведенные винтовки, казалось, не опустились, а упали, как чугунные. И тяжесть упала с сердец. <…> Я подошел и хлопнул его по плечу: Теперь будешь сражаться? — Он закивал и засмеялся. И все вокруг улыбались. Всем было легко… Вам тоже, наверное, легко? И те, кто будет читать эту повесть, тоже, наверное, вздохнут с облегчением, когда дойдут до команды: «Отставить!» А между тем было не так. Это я увидел лишь в мыслях: это мелькнуло, как мечта. Было иное. …Заметив, что у Мурина дрожит винтовка, я крикнул: Мурин, дрожишь? — Он вздрогнул, выпрямился и плотнее прижал приклад; рука стала твердой. Я повторил команду: По трусу, изменнику Родины, нарушителю присяги… отделение… огонь! — И трус был расстрелян»» «Правда о войне — она такая: совершенно прямая, без полутонов, которые здесь не нужны. Она просто показывает лицо этой войны, которое всем нам очень важно знать и не забывать. Война — это страшно, это жестоко, это так, как об этом сумел написать в «Волоколамском шоссе» Александр Бек» «Книга, которая не отпускает, книга, в которой много ответов для управленцев. Книга, которая вдохновляет. Книга, при чтении которой иногда наворачиваются слезы. Спасибо за такую книгу!»
МБУК ЦБС
Александр Бек «Волоколамское шоссе»
О Великой Отечественной войне написано много книг: «Взять живым» Карпова, «Горячий снег» Бондарева, «А зори здесь тихие» Васильева... И, конечно, «Волоколамское шоссе» Александра Бека.
Из отзывов читателей:
«Волоколамское шоссе» – это, по моему мнению, одна из самых искренних книг о войне. Многое в ней поражает, но особенно эпизод с бойцом, который прострелил себе руку, чтобы улизнуть с фронта. Командир (он же рассказчик) ставит его перед однополчанами, приговаривает к расстрелу и вдруг…
«И мне вдруг стало нестерпимо жалко Барамбаева. От дрожащей в руках Мурина винтовки словно неслось ко мне: «Пощади его, прости!». И люди, еще не побывавшие в бою, еще не жестокие к трусу, напряженно ждавшие, что сейчас я произнесу: «Огонь!», тоже будто просили: «Не надо этого, прости!».
И ветер вдруг на минуту стих, самый воздух замер, словно для того, чтобы я услышал эту немую мольбу. <…>
Я вспомнил все хорошее, что знал о Барамбаеве, вспомнил, как бережно и ловко, словно оружейный мастер, он собирал и разбирал пулемет, как я втайне гордился: «Вот и мы, казахи, становимся народом механиков».
…Я не зверь, я человек. И я крикнул:
Отставить! —
Наведенные винтовки, казалось, не опустились, а упали, как чугунные. И тяжесть упала с сердец. <…>
Я подошел и хлопнул его по плечу:
Теперь будешь сражаться? —
Он закивал и засмеялся. И все вокруг улыбались. Всем было легко…
Вам тоже, наверное, легко? И те, кто будет читать эту повесть, тоже, наверное, вздохнут с облегчением, когда дойдут до команды: «Отставить!»
А между тем было не так. Это я увидел лишь в мыслях: это мелькнуло, как мечта.
Было иное.
…Заметив, что у Мурина дрожит винтовка, я крикнул:
Мурин, дрожишь? —
Он вздрогнул, выпрямился и плотнее прижал приклад; рука стала твердой.
Я повторил команду:
По трусу, изменнику Родины, нарушителю присяги… отделение… огонь! —
И трус был расстрелян»»
«Правда о войне — она такая: совершенно прямая, без полутонов, которые здесь не нужны. Она просто показывает лицо этой войны, которое всем нам очень важно знать и не забывать. Война — это страшно, это жестоко, это так, как об этом сумел написать в «Волоколамском шоссе» Александр Бек»
«Книга, которая не отпускает, книга, в которой много ответов для управленцев. Книга, которая вдохновляет. Книга, при чтении которой иногда наворачиваются слезы. Спасибо за такую книгу!»