• Что умеет ребенок в 1 месяц: совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего; различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку; фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; различает особенности звуков; узнает мамин голос, запах, прикосновение рук; сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении; лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. • Что умеет ребенок в 2 месяца: одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо; зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет; поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами; демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»; лежа на животе, пытается держать голову; произносит звуки, вокализируя гласные; поворачивается с бочка на спинку. • Что умеет ребенок в 3 месяца: узнает лица мамы и папы, смеется при общении; капризничает и хнычет, протестующе кричит; гулит, воркует, ведет диалог со взрослым; попадает руками по висящим над кроваткой игрушками; захватывает игрушку и тянет ее в рот; приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья; переворачивается со спины на бок; упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками; держит голову и управляет ею; находит источник звука и света. • Что умеет ребенок в 4 месяца: узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным; узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых; выводит рулады, произносит первые слоги; захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками; улавливает свое имя и реагирует на него; приподнимает плечи и голову, лежа на спине; по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи; выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки; при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее. • Что умеет ребенок в 5 месяцев: с удовольствием рассматривает лица на картинках; мелодично гулит, переходя на лепет; хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы; различает знакомых и незнакомых людей; демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам; самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками; переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть; лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук; играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам. • Что умеет ребенок в 6 месяцев: лепечет и имитирует слышимые звуки; внимательно вслушивается в речь; находит взглядом предметы, о которых вы говорите; соблюдает определенную дистанцию с посторонними; перекладывает игрушки из одной руки в другую; бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку; перекладывает предметы из одной емкости в другую; подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки; учится вставать, держась за опору. • Что умеет ребенок в 7 месяцев: понимает смысл многих слов; эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее; начинает испытывать страх при расставании с мамой; умеет вкладывать маленькие предметы в большие; твердо стоит у опоры, переступает у опоры; учится сидеть самостоятельно; учится ползать; переворачивается с живота на спину и обратно; может есть с ложки и пить из чашки; запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме; играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры. • Что умеет ребенок в 8 месяцев: лепечет так, как будто говорит; понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»; играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует; испытывает сильный страх при расставании с матерью; четко делит людей на «своих» и «чужих»; пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки ); самостоятельно встает и ходит у опоры; самостоятельно сидит; начинает активно ползать; может откусывать мягкую пищу и жевать; переходит с пюре на измельченную пищу; спокойно воспринимает высаживание на горшок. • Что умеет ребенок в 9 месяцев: превращает лепет в звуковые серенады; показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место; сует пальчики во все дырочки; умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину; может листать толстые страницы картонной книжки; самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает; встает без опоры; ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. • Что умеет ребенок в 10 месяцев: вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам; воспринимает шутки в свой адрес; выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними; радуется играм-забавам; вставляет один предмет в другой; предпочитает мелкие предметы крупным; при помощи одного предмета достает другой; сознательно отбрасывает предметы или игрушки; катает машинки, толкает мяч, неваляшку; сидит, ползает, ходит у опоры; спокойно расстается с грудью; жует мелок порезанную пищу; проявляет активный интерес к другим детям. • Что умеет ребенок в 11 месяцев: понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг; произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц; выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми; ждет похвалы и одобрения своих действий; утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой; машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком; без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем; пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки; залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает; пытается самостоятельно ходить; может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты; умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки. • Что умеет ребенок в 12 месяцев: произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов; самостоятельно ходит; по-разному ведет себя с разными людьми; проявляет самостоятельность; активно выражает негативные эмоции; собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков; делает лепешки, катает колбаски из теста или глины; имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия; сопровождает рисование комментариями; откусывает, жует твердую пищу; пользуется ложкой и чашкой.
Грамотный Медик
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ ДО ГОДА
• Что умеет ребенок в 1 месяц:
совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;
фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
различает особенности звуков;
узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
• Что умеет ребенок в 2 месяца:
одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо;
зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет;
поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
лежа на животе, пытается держать голову;
произносит звуки, вокализируя гласные;
поворачивается с бочка на спинку.
• Что умеет ребенок в 3 месяца:
узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
капризничает и хнычет, протестующе кричит;
гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;
попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
захватывает игрушку и тянет ее в рот;
приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
переворачивается со спины на бок;
упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
держит голову и управляет ею;
находит источник звука и света.
• Что умеет ребенок в 4 месяца:
узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
выводит рулады, произносит первые слоги;
захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
улавливает свое имя и реагирует на него;
приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
• Что умеет ребенок в 5 месяцев:
с удовольствием рассматривает лица на картинках;
мелодично гулит, переходя на лепет;
хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
различает знакомых и незнакомых людей;
демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
• Что умеет ребенок в 6 месяцев:
лепечет и имитирует слышимые звуки;
внимательно вслушивается в речь;
находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
перекладывает игрушки из одной руки в другую;
бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
перекладывает предметы из одной емкости в другую;
подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
учится вставать, держась за опору.
• Что умеет ребенок в 7 месяцев:
понимает смысл многих слов;
эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;
начинает испытывать страх при расставании с мамой;
умеет вкладывать маленькие предметы в большие;
твердо стоит у опоры, переступает у опоры;
учится сидеть самостоятельно;
учится ползать;
переворачивается с живота на спину и обратно;
может есть с ложки и пить из чашки;
запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;
играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.
• Что умеет ребенок в 8 месяцев:
лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.
• Что умеет ребенок в 9 месяцев:
превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
• Что умеет ребенок в 10 месяцев:
вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.
• Что умеет ребенок в 11 месяцев:
понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
ждет похвалы и одобрения своих действий;
утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
пытается самостоятельно ходить;
может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.
• Что умеет ребенок в 12 месяцев:
произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов;
самостоятельно ходит;
по-разному ведет себя с разными людьми;
проявляет самостоятельность;
активно выражает негативные эмоции;
собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков;
делает лепешки, катает колбаски из теста или глины;
имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия;
сопровождает рисование комментариями;
откусывает, жует твердую пищу;
пользуется ложкой и чашкой.