26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты по местному времени подземная буря ударила по узбекской столице.

Толчок силой в 5 с лишним баллов по шкале Рихтера попал в «десятку» - точно в центр «миллионника».
В тот же день в Ташкент прилетел Генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и глава советского правительства Алексей Николаевич Косыгин с большой группой специалистов из профильных министерств. А уже на следующее утро состоялось большое совещание, на котором было решено бросить все силы на восстановление столицы Узбекской ССР.
Причём Леонид Брежнев, как фронтовик, подвёл идейную базу: Ташкент в годы войны принял тысячи и тысячи беженцев, десятки эвакуированных заводов, а потому долг всей страны - ответить добром на добро.
В Советском Союзе уже был опыт экстренной помощи разрушенным городам. После нашествия гитлеровцев из руин пришлось поднимать сотни больших и малых поселений. Пережила свою трагедию в 1948-м и тыловая Средняя Азия. Землетрясение в 8 баллов стёрло до основания Ашхабад - из 198 тыс. жителей погибли 176 тысяч…
Но такого масштаба восстановления, как в Ташкенте, история не знала и не знает по сей день.
Потом подсчитают, что было разрушено свыше двух миллионов кв. м жилья, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, в том числе школ на 8 тыс. мест, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Без крова осталось более 78 тыс. семей, или свыше 300 тыс. человек.
На помощь бросилась вся большая страна. Только от простых граждан было собрано более десяти миллионов рублей для пострадавших. По оргнабору в Ташкент прибыли десятки тысячи строителей со всех концов СССР. Годами они жили в бараках, в палаточных городках, получая рядовую зарплату. Грандиозная стройка стала и школой для узбеков. Молодёжь из кишлаков осваивала современные специальности, шла учиться в техникумы и вузы. Так сама собой рождалась настоящая дружба народов. После того, как были ликвидированы последствия землетрясения, круглосуточная стройка продолжалась, набирая обороты вплоть до конца 1980-х. Группе архитекторов за планировку и застройку центра Ташкента была присуждена Государственная премия СССР.
Строительство жилых домов в Ташкенте осуществлялось в комплексе с возведением школ, детских садов, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также работами по инженерному оборудованию и благоустройству застраиваемых территорий в соответствии с нормативами, действовавшими на тот момент времени.
Узбекская столица - первый и единственный город в СССР, где были ликвидированы бараки и коммунальные квартиры, а большинство улиц стали с односторонним движением. Даже сегодня в двухмиллионном городе нет автомобильных пробок. Потоки машин разгружают сразу две кольцевые трассы - малая и большая вокруг города. Советские проектировщики смотрели далеко вперёд!
Очень горько осознавать, что мало кто из местных жителей сегодня это помнит...

Комментарии