Как деревенские гусли оркестровым инструментом стали.

Псковщина богата традициями исполнительства на гуслях. Мы уже не раз писали о деревенских музыкантах-самородках, в чьих руках звенели и гудели струны старинных инструментов, взывая к глубокой древности, богатырской доблести, захватывая проникновенной лиричностью.
Порой народные исполнители задумывали и осуществляли невероятные вещи, как сейчас сказали бы, проекты. Их стараниями деревенские инструменты приобретали весомость и значимость, обогащая своим звучанием музыкальные ансамбли и оркестры.
Одним из таких энтузиастов народной музыки был Осип Устинович Смоленский, музыкант-самородок, создавший Хор гдовских гусляров.
Будущий руководитель прославленного коллектива родился в небольшой деревне Хворостово Гдовского уезда. Он происходил из бедной крестьянской семьи. С малого возраста Осип помогал своим родителям, пас скот. Именно в это время он самостоятельно освоил игру на гуслях и жалейке. Свои первые инструменты он смастерил себе по образцу, случайно увиденному у странствующего музыканта. Страсть к музыке охватила молодого человека и завладела им безраздельно. Он быстро освоил технологию изготовления инструментов и мастерил нехитрые гусли всем желающим. Заказчики расплачивались либо мелкой монетой, либо продуктами. На вечерках и деревенских гулянках Осип Устинович веселил публику задорной игрой. Слава о нем как о музыканте росла, а вместе с ней рос и уровень его исполнительского мастерства.
Перебравшись на заработки в Петербург, Смоленский на некоторое время оставил занятия музыкой: тяжелая изнурительная работа сначала каменщиком, затем кочегаром не давала возможности заняться любимым делом.
Лишь спустя долгих шесть лет он вернулся к музыке. Все свободное время молодой человек систематично занимался самообразованием, много читал, совершенствовал свою игру на гуслях. Смоленский изготавливал для себя новые инструменты, экспериментируя с количеством струн, формой и размером корпуса, тембром звучания инструмента.
Вскоре он стал известен в кругу любителей музыки. В Петербурге Смоленский организовал трио исполнителей на гуслях звончатых. Музыканты играли в балаганах, сопровождая выступление театра марионеток.
После одного из спектаклей счастливый случай свел гусляров с известными музыкантами и исследователями народной музыкальной традиции Василием Андреевым и Николаем Приваловым.
Встреча с профессионалами стала отправной точной для творческого становления Смоленского. Руководствуясь советами Привалова, он делает новые образцы гуслей с более низким звучанием. Его стараниями был создан хор гусляров, состоявший из шести исполнителей.
После этого события начинается настоящая жизнь музыканта с постоянными концертами и выступлениями, жизнь, полная музыки и искусства. Смоленский руководит своим ансамблем гусляров, преподает гусли в бесплатных классах Попечительства о народной трезвости. Василий Андреев предлагает ему обучать игре на гуслях солдат Сводного Гвардейского батальона и принимать участие в совместных выступлениях с балалайками.
В ноябре 1902 Смоленский сам поступает в Великорусский оркестр Василия Андреева. Конечно постичь музыкальную грамоту Осип Устинович так и не смог, но это не помешало ему в 1906 году создать хор жалеечников, а немногим позже объединить его со своими гуслярами и назвать новый коллектив Народный хор Гдовских гусляров. В репертуаре хора были былины, шуточные и лирические песни, инструментальные сольные наигрыши. Василий Андреев поддерживал начинания Смоленского, помогал ему в организации выступлений хора в Петербурге.
Столичная публика с радостью и воодушевлением принимала Гдовских гусляров. Их концерты всегда вызывали интерес. Смоленский получал даже приглашения за границу. Самобытный народный коллектив производил впечатление везде. Счастливо складывалась их судьба. Ансамбль часто с успехом давал концерты, встречая положительные отзывы в прессе.Во время войны 1914 года Смоленский со своим ансамблем давал многочисленные благотворительные патриотические концерты, выступал в лазаретах для раненых совершенно безвозмездно. Деятельность Осипа Смоленского была «высочайше» отмечена.
Летом 1915 года в Петербурге по инициативе Василия Андреева Министерство просвещения организовало музыкальные курсы для учителей с целью ознакомления с русскими народными инструментами и дальнейшей их популяризации. Обязательными для изучения были балалайка и домра. Осип Смоленский на этих курсах показал возможности своих инструментов. Он обратил особое внимание на удивительный факт: учителя, бравшие гусли и пробовавшие играть на них впервые, очень быстро понимали суть азов игры. У них достаточно споро все получалось. Гусли давались легко.
В это же время Василий Андреев ввел гусли звончатые в свой Великорусский оркестр. Как новатор в мире народной музыки, он значительно усовершенствовал инструмент, постепенно доводя его до современного оркестрового звучания.
В скором времени у ансамбля Смоленского появились более совершенные с технической точки зрения, но первозданные по своей форме инструменты, сделанные по заказу Николая Привалова в мастерской Нормана. Хор народных гусляров с новыми гуслями стал очень популярен. Он являл собой пример совместной игры на гуслях, продолжая исключительно народную традицию ансамблевого музицирования Псковщины.
По образу и подобию хора Смоленского возникали и другие хоры гусляров. Так простой гдовский крестьянин, пастух, одержимый музыкой, внес свой неоценимый вклад в популяризацию, развитие и техническое усовершенствование древнего инструмента, струны которого продолжают гудеть через века.
Автор: Мария Зинина

Комментарии

Комментариев нет.