Нефтегазовый потенциал Черного моря: реальность и перспективы бурения уникальной сверхглубокой скважины на острове Змеином

«Черное море остается единственным нетронутым местом в мире. У него феноменально огромный потенциал». Джин ван Дайк (Gene Van Dyke), президент Vanco Energy Co.
коболев
Первая поисковая скважина в Черном море была пробурена на поднятии Голицына в 1975 г., почти одновременно с началом бурения в Северном море. С тех пор Северное море прошло весь путь до естественного угасания нефтегазодобычи, а в отношении Черного моря до сих пор нет однозначного ответа на вопрос - действительно ли в его пределах существуют прогнозируемые огромные запасы углеводородов?
По сути этот вопрос не отличается от известного афоризма: «Есть ли жизнь на Марсе?»
Ответ на этот вопрос может дать только бурение сверхглубоких скважин на шельфе и на глубинах моря, превышающих 2000 м.
До аннексии Россией Крымской автономии в 2014 г. Украина достигла определенных успехов по увеличению добычи газа на мелководном северо-западном шельфе. В 2013 году добыча выросла до 1,65 млрд. куб. м. В 2015 году добыча должна была достичь 3 млрд. куб. м. за счет завершения обустройства Одесского и Безымянного месторождений с ресурсными запасами не менее 35 млрд. м3 природного газа. На балансе ПАО «Черноморнефтегаз» в то время находилось 17 месторождений, из которых 11 газовых, 4 газоконденсатных и 2 нефтяных. Суммарные запасы этих месторождений составили: по природному газу - 58,56 млрд куб м, по газовому конденсату - 1231 тыс. тонн, по нефти - 2530 тыс. тонн.
После аннексии Крыма РФ Украина потеряла возможность добычи углеводородов на ряде месторождений (Безымянном, Одесском, Архангельском, Штормовом, Шмидта), а также продолжения поисково-разведочных работ на других перспективных участках (Западно-Голицынском, Кулисном и палеорусле Днепра).
Грузия, Россия, Турция, Болгария и Румыния в последнее десятилетие активно включились в гонку геологоразведочных работ на нефть и газ в пределах своих экономических акваторий Черного моря. К сожалению, в силу известных политических факторов, Украина подобными исследованиями похвастаться не может.
Флагманом глубоководной разведки Черного моря бесспорно является Турция. Начиная с 2006 г., в глубоководной экономической зоне Турция пробурила восемь поисково-разведочных скважин, которые оказались «сухими».
Однако на мелководном шельфе турецкая национальная нефтяная компания обнаружила 13 перспективных газовых структур.
Существенно в изучении своего шельфа продвинулась Румыния. Со второй половины 2000-х годов на румынском шельфе было открыто несколько месторождений - нефтегазовое Дельта-4, нефтегазоконденсатное - Восточный Лебедь и нефтегазовые - Западный Лебедь и Пескарус, за счет которых годовая нефтедобыча увеличилась на 7 млн. тонн.
Несмотря на скептицизм, проявленный к бурению первой глубоководной скважины Домино-1 в румынском секторе Черного моря (Блок Нептун, глубина моря - 930 м.), в 2011 г. было открыто месторождение с предварительными запасами 42-84 млрд. м3 газа.
В Болгарии обнаружены два газовых месторождения - Галата (2,5 млрд куб. м) и Калиакра.
Открытие после турецкого провала в румынском секторе Черного моря месторождения Домино-1 дало толчок к началу реальных работ на блоке Хан Аспарух в Болгарии, Скифской площади и Форосском участке в Украине, на северо-черноморском участке России и продолжению работ в глубоких водах Турции.
Грузия заявила об открытии трех перспективных участков, потенциал которых был оценен от 70 млн. до 1,3 млрд. баррелей нефти. Однако, реального подтверждения этому пока нет.
bd7a4bc-black-sea-nasa-690
Тезис І
Все эксплуатируемые месторождения Черного моря находятся на мелководном шельфе, а перспективные нефтегазовые структуры ожидаются в глубоководной части акватории

Комментарии

Комментариев нет.