27 янв 2020

Есть известная профориентационная игра – «10 жизней».

Она очень простая, но удивительно результативная.
В чем ее эффективность?
По мнению Натальи Черкасовой, консультанта по профориентации подростков и взрослых, преподавателя курса «Карьерное консультирование» ИПП НИУ ВШЭ (Высшая Школа Экономики), она снижает градус ответственности и включает фантазию, открывая истинные желания человека.
Давайте разбираться.
У подростков непростой период. Гормональные бури, трансформация внешности, сложности в общении: одна из самых значимых задач – стать популярным, найти свой особый стиль, найти свое место под солнцем. И все категорично, утрированно, кажется, что если не сейчас, то никогда. Ожидания родителей, учителей, собственные страхи, прессинг баллов ОГЭ/ЕГЭ, важность выбора пути и страх ошибиться.
Такой стресс порой путает карты, и даже если раньше о чем-то мечталось, в 9-10 классе теряется ясное видение того, что интересно, чем хочется заниматься.
Игра 10 жизней отчасти снимает эти страхи, подключает воображение, вводит в мир грез, где можно – все, что захочется… И тут подросток, среди навязанных внешним кругом профессий, вдруг называет то, что «по приколу» хочется попробовать лично ему. Проявляется не только то, что «как бы надо», а наконец-то появляется место для «хочется», «интересно», «заманчиво».
КАК ПРОВЕСТИ ИГРУ?
В идеале – предварить ее интервью и беседой о профессиях, расспросить о том, какие есть у кого соображения, что слышали от друзей и знакомых, что попробовали, где побывали – дни открытых дверей, выставки о профориентации. Если беседа проходит в индивидуальном формате, я рекомендую провести сначала небольшое интервью о списке самых любимых предметов, о хобби, о мире профессий вокруг. Если вы проводите тестирование, но имеет смысл провести один из тестов, например, Тест интересов («карта интересов») А.Е. Голомштока в модификации А.А. Азбель. И после такой «раскачки» предложить перерыв – игру «10 жизней».
ВВОДНАЯ. Представьте, что у вас не одна, а целых 10 жизней. Какие профессии вы выберете в каждой из них?
И приготовьтесь записывать.
Иногда подростки буксуют на 3-5 названии, испытывают затруднения. В такие минуты можно включиться и подбодрить: «Вам все доступно и все возможно. Любые знания, любая часть мира, любые ресурсы. Что это можно быть? Какой вид деятельности вы изберете и станете в нем самым крутым?».
Среди моих подопечных есть только один человек, который смог назвать лишь 9 профессий. Остальные фантазировали щедро, разносторонне и… очень четко попадали в пространство вариантов, определяемых тестами и интервью.
При обработке результатов имеет смысл учитывать названные профессии, находя и подчеркивая все возможные пересечения и совпадения направлений.
Уже пробовали этот инструмент среди своих учащихся? Расскажите коллегам о своем опыте в комментариях.
#ПодсмотреноуУчителей

Комментарии

Комментариев нет.