=Ваучер – политический булыжник олигархов.

Нынче не самый круглый, но связанный с самой, возможно, судьбоносный для России датой юбилей. 14 августа 1992 года президент Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков», который наделил каждого гражданина загадочными ваучерами и дал старт приватизации в России.
Эксперты легко укажут на то, что указ входил в противоречие с законодательством и с интересами экономики. Но главный смысл указа был чисто политическим – не допустить реставрации коммунизма. И эту задачу указ выполнил.
Последние три десятилетия наша страна, как байдарочник-слаломист в бурной реке, лавировала между Сциллой и Харибдой глубоких кризисов и радикальных реформ. Но ни один из виражей не оказал на жизнь рядового гражданина такого воздействия как чековая приватизация, ставшая зачином всех социальных и политических преобразований. Сам ваучер при этом ничуть не наполнил наши кошельки, выпотрошенные лютой командой Ельцина…
Вдохновитель аферы Анатолий Чубайс клялся, что на каждый ваучер стоимостью в 10 тысяч рублей можно будет приобрести два автомобиля Волга. Пустые слова. Отношения к реальным ценам и балансовой стоимости выставленных на приватизацию объектов они не имели. В общественном сознании «две Волги» до сих пор остаются клеймом на имени политика и символом уловки и обмана.
Частного бизнеса на тот момент у нас не было. Граждане забыли, как он выглядит, и не знали, что делать с ваучерами. Никаких разъяснений от власти не пришло. В итоге наделенные «кусочком родины» граждане быстро оказались на бобах. Значительную часть ваучеров скупили директора предприятий, которые искусственно задерживали зарплату, чтобы заставить работников продавать их чеки. И в одно мгновение бывшие советские функционеры, как в стихотворении Маршака, стали владельцами заводов, газет, пароходов.
Но «красные директора» тоже не имели рыночных навыков. Поэтому многие объекты перекочевали во владение фондов, прописанных в оффшорах, и банков, имевших доступ к быстрым деньгам. Передел собственности сопровождался кровавыми разборками. Лавина шальных ваучеров стала питательной средой для появления класса олигархов, о существовании которых граждане прежде знали понаслышке из репортажей о «загнивающем Западе».
Государство от приватизации получило 60 миллиардов долларов – смехотворную, даже оскорбительную для страны сумму. Вследствие приватизации многие процветавшие предприятия, гордость советской индустрии, потеряли эффективное управление и вошли в перманентный кризис. Целые отрасли экономики оказались разрушенными.
Однако политическая цель была достигнута. В России появилась частная собственность, ненавистная стойким коммунистам. Но молодые и голодные как волки частники не могли допустить возврата коммунизма – после того, как народ понял всю обманчивость навязанного ему капиталистического строя. И провалившаяся под расстрел Белого Дома попытка реставрации в 1993 году, и победа Ельцина на выборах-1996 – думаю, результат той же приватизации.
Историки еще долго будут судить-рядить о роли Чубайса, который говорил, что выбирать между честной и нечестной приватизацией было невозможно. Выбор если и был, то «между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». И еще: «Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок».
История России полна трудных вопросов. Чековая приватизация – один из самых тяжелых.
Опубликовал Сергей Лесков

Комментарии

Комментариев нет.