Вчера в Адыгее отметили День черкесского национального костюма.
Вот материалы по этой теме: мужской и женский национальный костюмы адыгов.
************************************************* МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ************************************************* Черкеска – это не просто одежда, а военная форма. Все те качества, которые вобрал в себя сложившийся у адыгов образ мужской красоты, – тонкая талия, широкие плечи, гордая осанка, легкость походки – подчеркивались при ношении черкески.
Примечательно, что даже самые знаменитые воины и предводители ходили часто в рваных, залатанных, пробитых пулями или разрубленных саблями черкесках, щеголяя при этом самым дорогим и высшего качества оружием. Такой «боевой» вид черкески свидетельствовал о том, какой образ жизни вел ее хозяин. Наоборот, новая черкеска, украшенная чрезмерно галунами, особенно на молодом человеке, могла вызвать не очень лестное мнение о ее владельце.
Характерный признак черкески – это нашитые на груди с обеих сторон специальные кармашки для хранения газырей. Последние представляли собой специальные трубочки с готовыми зарядами пороха. Само слово «газырь» происходит от адыгского «хэзыр», означающего «готовый».
Сам термин «черкеска» вошел в русский язык через терских и кубанских казаков, перенявших этот костюм у адыгов (черкесов) во время Кавказской войны. В 40-х годах 19 века черкеска была официально утверждена как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Престижность и элегантность черкески способствовали тому, что вслед за казачеством она была заимствована и русским офицерским корпусом. Впоследствии черкесский национальный костюм вошел в официальный парадный гардероб царствующего дома Романовых.
На фото: Черкеска. Национальный музей Республики Адыгея.
************************************************ ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ************************************************* Адыгский женский костюм состоит из длиной рубашки, кафтанчика, шароваров, платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна. Главным компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сай. Рукава платья закрывали женские руки, под них поддевали длинные нарукавные подвески, вышитые золотом и серебром. Важная часть костюма – вышитый золотом нагрудник с серебряными застежками.
Большое значение в костюме отводилось эстетике и символике цвета. Например, по цвету шаровар можно было определить, девушка ли это, замужняя женщина или вдова. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий. Распространенным цветом женской одежды независимо от возраста и социального положения был черный. Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим) считались признаком дурного вкуса.
Красоту праздничного костюма подчеркивали золотой орнамент и ювелирные украшения, нашиваемые на одежду (подвески, накладки, бляхи), а также съемные ожерелья, браслеты и серьги.
Женский черкесский костюм является стилизованными воинскими доспехами и отражает легенды нартских времен, когда якобы существовали женщины-богатыри, иначе – амазонки, упоминания о которых встречаются в эпосе «Нарты»: «Отчаянно все нарты защищались, в рядах мужчин и девушки сражались»... Шапочка (особенно – остроконечная) напоминает боевой шлем, накладки на рукавах – металлические пластины для защиты рук от ударов вражеских сабель, корсет и кафтанчик с поперечными металлизированными галунами – это своего рода кольчуга.
Раньше, когда во время первой брачной ночи муж расшнуровывал корсет молодой жены, то произносил ритуальные слова примерно такого содержания: "Прошу тебя, не пытайся меня убить". То есть косвенно признавалось, что в далеком прошлом она могла бы это сделать – и было чем...
Фото: Реконструкция женского костюма. Национальный музей Республики Адыгеи.
Майкоп-Адыгея
Вчера в Адыгее отметили День черкесского национального костюма.
Вот
материалы по этой теме: мужской и женский национальный костюмы адыгов.
МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
*************************************************
Черкеска
– это не просто одежда, а военная форма. Все те качества, которые
вобрал в себя сложившийся у адыгов образ мужской красоты, – тонкая
талия, широкие плечи, гордая осанка, легкость походки – подчеркивались
при ношении черкески.
Примечательно, что даже самые знаменитые
воины и предводители ходили часто в рваных, залатанных, пробитых пулями
или разрубленных саблями черкесках, щеголяя при этом самым дорогим и
высшего качества оружием. Такой «боевой» вид черкески свидетельствовал о
том, какой образ жизни вел ее хозяин. Наоборот, новая черкеска,
украшенная чрезмерно галунами, особенно на молодом человеке, могла
вызвать не очень лестное мнение о ее владельце.
Характерный
признак черкески – это нашитые на груди с обеих сторон специальные
кармашки для хранения газырей. Последние представляли собой специальные
трубочки с готовыми зарядами пороха. Само слово «газырь» происходит от
адыгского «хэзыр», означающего «готовый».
Сам термин «черкеска»
вошел в русский язык через терских и кубанских казаков, перенявших этот
костюм у адыгов (черкесов) во время Кавказской войны. В 40-х годах 19
века черкеска была официально утверждена как воинская форма казачьих
войск на Кавказе.
Престижность и элегантность черкески способствовали
тому, что вслед за казачеством она была заимствована и русским
офицерским корпусом. Впоследствии черкесский национальный костюм вошел в
официальный парадный гардероб царствующего дома Романовых.
На фото: Черкеска. Национальный музей Республики Адыгея.
************************************************
ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
*************************************************
Адыгский
женский костюм состоит из длиной рубашки, кафтанчика, шароваров,
платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна.
Главным
компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье –
сай. Рукава платья закрывали женские руки, под них поддевали длинные
нарукавные подвески, вышитые золотом и серебром. Важная часть костюма –
вышитый золотом нагрудник с серебряными застежками.
Большое
значение в костюме отводилось эстетике и символике цвета. Например, по
цвету шаровар можно было определить, девушка ли это, замужняя женщина
или вдова. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был
привилегией женщин высших сословий. Распространенным цветом женской
одежды независимо от возраста и социального положения был черный.
Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим)
считались признаком дурного вкуса.
Красоту праздничного костюма
подчеркивали золотой орнамент и ювелирные украшения, нашиваемые на
одежду (подвески, накладки, бляхи), а также съемные ожерелья, браслеты и
серьги.
Женский черкесский костюм является стилизованными
воинскими доспехами и отражает легенды нартских времен, когда якобы
существовали женщины-богатыри, иначе – амазонки, упоминания о которых
встречаются в эпосе «Нарты»: «Отчаянно все нарты защищались, в рядах
мужчин и девушки сражались»...
Шапочка (особенно – остроконечная)
напоминает боевой шлем, накладки на рукавах – металлические пластины для
защиты рук от ударов вражеских сабель, корсет и кафтанчик с поперечными
металлизированными галунами – это своего рода кольчуга.
Раньше,
когда во время первой брачной ночи муж расшнуровывал корсет молодой
жены, то произносил ритуальные слова примерно такого содержания: "Прошу
тебя, не пытайся меня убить". То есть косвенно признавалось, что в
далеком прошлом она могла бы это сделать – и было чем...
Фото: Реконструкция женского костюма. Национальный музей Республики Адыгеи.
Руслан Джамирзе