Вход Господень в Иерусалим

Завтра, 28 апреля, большой церковный праздник – Вход Господень в Иерусалим, который в народе часто называют Вербным воскресеньем.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь перед Своими страданиями и крестной смертью, входит в священный город как Царь и Спаситель. И ликующий народ кричал «осанна», что означает «спасение» - возглас, которым традиционно приветствовали царей.

Святые отцы объясняли суть этого события как торжественное прибытие Господа нашего Иисуса Христа в то место, где Ему предстояло добровольно принять жертвенный крест. Но главное – праздник знаменует собой близость победы над смертью и грехом.
Это не только начало крестного пути земной жизни Христа, но и завершение многовекового пути всего человечества к своему спасению во Христе.

В день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество о том, как явится миру долгожданный Мессия. Пророк Захария вещал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Торжественный вход в священный город не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние смирения; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя по Его человеческому роду - царь Давид.

Мы всегда должны помнить о том, как тот же самый народ, что в час Входа Господня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями, всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к своему римскому правителю Понтию Пилату: «распни, распни Его». Каждый христианин, наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению ко Христу, должен стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что и древние иудеи. И для этого не требуется громкого отречения. Предательством Спасителя можно считать и наше равнодушие к Нему и к Его заповедям. Давайте будем помнить об этом.

Сохранились свидетельства о многолюдных торжествах в этот день на Руси. В 16 веке в Первопрестольной перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Василия Блаженного для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу для угощения. Но, к сожалению, в конце 17 века этот обычай был утрачен.

Но и сегодня мы освящаем веточки вербы в память о пальмовых ветвях, которыми жители святого города приветствовали въезжающего на ослике Мессию. Поэтому сегодня большинство людей знают этот последний радостный день перед скорбной Страстной Седмицей как Вербное воскресенье.

Комментарии