Грязи было по колено: история уборки московских улиц

Французский писатель Теофиль Готье, посещавший в XIX веке Москву и Петербург, писал, что в России даже бедняки не жалеют дров и имеют привычку к бане. А что насчет чистоты улиц?

Фото: Вид на Лубянскую площадь со стороны Никольских (Владимирских) ворот. XIX век. Главархив Москвы


Добиться порядка на улицах не удавалось долго: столетиями иностранные гости писали, что в Москве можно застрять в грязи. Яков Рейтенфельс, курляндский дипломат, писал:

«Улицы мощены не камнем, а деревянными бревнами, которые постоянно плавают в грязи либо покрыты слоем пыли; гладкая дорога бывает только зимою, когда все покрывается снегом и льдом».
А. Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913 год.


Но и местные были не рады такому положению дел, и в конце XVII века началось сооружение каменных мостовых.

Петр I практически создал ЖКХ в Москве: его указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицу и переулки» обязывал горожан заботиться о чистоте и порядке. За этим следили дворники и полиция. Наказ соблюдался исправно – испытывать крутой нрав государя никому не хотелось.

В середине XVIII века на улицах Москвы появились дворники, которых набирали из бывших военных. Мужчины в фартуке, с метлой, служебной бляхой и свистком вскоре стали привычным элементом городского пейзажа.
Фото: Московский дворник. Конец XVIII — начало XIX века


А во второй половине XIX века в Москве начали поливать улицы. Для этого на конные повозки устанавливали специальные деревянные бочки с водой. Но прогресс быстро шел вперед – в городе увеличивалось количество машин, а значит, и объем пыли. Технологии уборки улиц стали совершенствовать.
Фото: Московские извозчики в ожидании пассажиров; на переднем плане – уборка территории. 1930-е годы


Городские службы попробовали убирать улицы из рукавов с использованием водопровода. Этот способ был куда лучше полива из бочек, но воды расходовалось вдвое больше. К тому же водопровод был далеко не везде – примерно в трети московских домовладений. А для повсеместной установки поливочных кранов требовались огромные средства.
Доклад Московской городской управы о мероприятиях по улучшению поливки улиц. 6 марта 1913 года


В 1912 году провели опыт: на переделанный грузовик поставили цистерну объемом 400 ведер с аппаратом-разбрызгивателем. Эксперимент оказался удачным: автомобиль не затруднял уличное движение, а струю можно было регулировать в зависимости от ширины улицы.
Выписка из журнала Московской городской думы о приобретении трех автомобилей-цистерн для поливки улиц. 26 марта 1913 года


В 1913 году Московская городская дума закупила три автомобиля-цистерны на 30 тысяч рублей (по 10 тысяч рублей каждая). Они работали даже во время Первой мировой войны.

А первые поливальные и подметальные машины отечественного производства появились в середине 1930-х годов. Они долгое время очищали улицы от пыли и помогали охлаждать дороги в жаркие дни.
Фото: Вид на Спасскую башню Кремля со стороны улицы Ильинки. На переднем плане – уборка территории. Фото П.П. Павлова. Конец XIX — начало XX века

#история #улицы #Москва #MosRu

Комментарии