Игры разума: как московские школьники побеждали на всероссийской олимпиаде

Что должен знать победитель олимпиады по китайскому языку, кроме китайского языка, много ли вредных микроорганизмов в столичном транспорте и как готовить чемпионов-интеллектуалов - читайте в материале.

Команда Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников 2018 года — это 828 детей из 9–11-х классов. Они показали свои знания по 24 предметам, часть из которых не входит в школьную программу, и завоевали 906 дипломов победителей и призеров. В ответ город выплачивает им денежные премии — 200 тысяч рублей за золотую медаль и 100 тысяч рублей за серебряную.

Готовили учащихся к испытаниям не только в родных школах, но и в Центре педагогического мастерства. У каждого из предметных подразделений был свой штат тренеров, лекторов и даже психологи. Результат их работы говорит сам за себя.
Mos.ru пообщался с победителями и наставниками столичной команды.

Дмитрий Банарь: 

Во время подготовки к олимпиаде я окунулся в другую среду
Школа № 1984 с углубленным изучением китайского языка, 11-й класс, победитель Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку

Победить в олимпиаде мне было, конечно, приятно, но эта новость не стала неожиданностью. Я ехал в Волгоград (в этом году олимпиаду по китайскому языку проводили там) и понимал, что у меня есть все шансы выиграть или стать призером, как в прошлом году. После письменного и устного этапа пришлось немного понервничать: действительно было очень много сильных ребят, чувствовалась конкуренция, и конечно, я рад, что смог показать достойный результат в итоге.

Можно сказать, что я готовился с рождения: родители работают с зарубежными компаниями, некоторое время мы прожили в Китае, там я учился сначала по национальной системе, но она оказалась слишком сложной и пришлось перейти в американскую школу. Когда мы вернулись в Россию, родители посчитали, что надо продолжить изучение языка на более серьезном уровне. Так что навыки коммуникации, основы страноведения, чего мало в школьной программе, но при этом очень важно для участия в олимпиаде, у меня были.
Преподаватели Центра педагогического мастерства — площадки, на которой занималась наша сборная, — помогли их улучшить. Например, мы учились непринужденно общаться на разные темы, и это очень пригодилось во время устной части.

Время подготовки к олимпиаде было своеобразной разгрузкой, я как бы забыл о предстоящем ЕГЭ, поступлении. Просто окунулся в другую среду, учился новому. Но конечно, надо правильно расставлять приоритеты и не забывать об экзаменах. Олимпиаду ты можешь проиграть, и ничего с тобой в жизни не случится, а можешь и выиграть, что, конечно, приятно, а на ЕГЭ лучше, конечно, не допускать никаких ошибок и быть хорошо подготовленным.

Честно говоря, мне не очень хочется связывать жизнь только с языком, научной сферой. Хочется поработать и в экономике, и в политике. Буду точно подавать документы в МГИМО, может, в МГУ, в ИСАА, там тоже хороший китайский язык, а еще политология, экономика.

Владислав Круглов: 

Олимпиада помогает нам находить талантливых детей, которые будут формировать академическую среду
Олимпиада — это не контрольная работа по тому или иному учебнику. Ученик, который хочет стать призером или победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады, должен обладать гораздо большим багажом знаний, чем предусмотрено школьной программой. Я считаю, это правильно, потому что именно олимпиада помогает нам выявлять талантливых детей, которые в дальнейшем будут развивать науку, формировать академическую среду.

В течение двух лет я готовлю сборную Москвы по китайскому языку к всероссийской олимпиаде. Форматов подготовки несколько. Основным, безусловно, является очный курс, состоящий из нескольких аспектов. Среди них аудирование, чтение, лексика и грамматика, лингвострановедение Китая, стилистика китайского языка и навыки устной речи. Еще есть и спецкурсы, например курс лексикологии, занятия которого посвящены изучению трудностей лексики китайского языка. В частности, мы разбираем модели словообразования, морфемную контракцию, классы первичных лексем и многое другое. На занятиях по устной речи обсуждаем образование в Китае, кинематограф, музыку, сравниваем интересы китайской и российской молодежи, словом, все то, что может пригодиться во время устного тура олимпиады.

Занятия в центре сочетаются с выездными мероприятиями и мастер-классами ведущих китаистов. Например, в Санкт-Петербурге московским школьникам читали лекции преподаватели и профессора восточного факультета СПбГУ. В марте этого года в рамках мастер-классов перед школьниками выступили профессор МГИМО заведующий кафедрой китайского и других языков Алексей Алексахин, крупнейший методист в области китайского языка Ольга Масловец и начальник кафедры дальневосточных языков Военного университета Лариса Радус.

С каждым годом сложность заданий повышается, связано это в первую очередь с тем, что возрастает количество участников — носителей языка. Но и в этих условиях наша сборная показала высокие результаты: среди пяти победителей этой олимпиады четыре участника из Москвы и среди призеров пятеро наших ребят. Я очень рад такому результату, в процессе подготовки я старался поддерживать их морально и психологически, настраивал на победу.
Конечно, на мой взгляд, свою роль сыграла именно усиленная подготовка. Но важна была и психологическая обстановка, ведь команда — это в первую очередь одна дружная семья, в которой ученики поддерживают друг друга. В Центре педагогического мастерства с учениками работают психолог, специалисты по тимбилдингу. Получается, дети едут на олимпиаду не чужими людьми, а друзьями. Более того, во время проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников мы организовали совместную подготовку со сборными из других регионов. В результате во время устного этапа участники проявили весь свой потенциал и показали высокий уровень владения китайским языком, а сейчас московские учащиеся продолжают общаться с ребятами из регионов.

Одним из самых трудолюбивых, старательных и харизматичных учеников Центра педагогического мастерства как раз и был победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку Дмитрий Банарь. На занятиях по лингвострановедению Китая ему приходилось осваивать целые пласты новой информации, погружаясь в изучение 5000-летней китайской истории, традиций и обычаев китайцев, особенностей китайской культуры и, конечно же, географии Китая.

На других занятиях Дмитрий показывал блестящие результаты, как и многие другие учащиеся нашего центра, поэтому тренерскому составу сборной постоянно приходилось повышать уровень сложности заданий, совершенствовать форматы упражнений. Так что теперь учащимся не представляет особого труда справиться с заданиями и посложнее олимпиадных. Например, в этом году я рекомендовал Дмитрия в качестве волонтера для работы с китайскими делегациями во время проведения чемпионата мира по футболу.

Полина Пильгун: 

Самое волнующее в экологии — прикладная часть
Самое волнующее в экологии — прикладная часть, ответ на вопрос, что мы можем сделать сами и что постоянно делаем. Когда человек узнает о масштабах своего воздействия на окружающую среду, равнодушным остаться трудно.

Честно говоря, раньше я думала, что олимпиада — это что-то невероятно сложное и что я даже в городской этап не пройду, не то что всероссийский. А в прошлом году, в девятом классе, нас пригласили на дополнительные занятия по экологии, и мне оказалось настолько интересно, что вопроса, участвовать в олимпиаде или нет, даже не возникло. Это ведь не только соревнование, это еще один способ узнать много нового. Школьная программа, как мы все убедились, только фундамент, отталкиваясь от которого можно развивать свои навыки.

В этом году я участвовала в олимпиаде во второй раз, и все равно было волнительно и сложно. Но команда подобралась настолько хорошая, что справиться с переживаниями удалось довольно быстро. И конечно, сама атмосфера олимпиады, интеллектуального праздника, очень помогла собраться. Сначала, конечно, такого высокого результата я не ожидала. Даже по финальным баллам было неясно, будет у меня диплом победителя или призера. И когда объявляли результаты, была такая радость, такое волнение, меня даже потряхивало слегка.
Формат заданий в этом году изменился, как и критерии оценки ответов, но адаптироваться было несложно. А вообще в олимпиаде два этапа: теория и практика. Первая часть — общие вопросы по экологии. Большим плюсом было то, что вопросы оказались «неплоскими», располагающими к рассуждению. Отвечая, надо было показать не только знания, но и умение аргументировать свою точку зрения, а это очень ценное качество, мне кажется.

Вторая часть — письменная защита личного проекта, который мы готовили к городскому этапу. Моя работа была посвящена микробиологическому загрязнению в общественном транспорте Москвы. Таких исследований в России еще не проводилось. Я измеряла качество воздуха, наличие в нем вредных микроорганизмов: ездила в общественном транспорте с открытыми чашками Петри, затем считала, много ли микроорганизмов попало на питательную среду. Что интересно, в метро оказалось довольно чисто. А вот в автобусах ситуация хуже, видимо из-за большого количества крупных дорог много пыли и грязи, в автобусах часто открываются двери, и все это влияет на чистоту среды. Как улучшить ситуацию, я пока не знаю, этот вопрос сейчас находится в разработке, но мне кажется, можно предложить более эффективные методы очистки дорог.

Мне было бы интересно связать свою жизнь с экологией или биологией. Но я планирую в любом случае не заканчивать на олимпиаде и участвовать в экологических экспедициях, в волонтерской деятельности, даже если это будет просто хобби.

В следующем году я снова собираюсь принять участие в олимпиаде, может быть, не только по экологии. А еще я очень хочу вступить в Ассоциацию победителей олимпиад, преподавать детям экологию и готовить их к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников.

Мария Гуреева: 

Задача тренера — свести разрозненные знания воедино
Экология — это очень специфическая олимпиада. Для того чтобы ее выиграть, ребенок должен прекрасно ориентироваться в биологии, географии, обществознании, праве, экономике. Главная же задача тренера по экологии — свести разрозненные знания воедино и дать ту специфическую информацию, которой нет в школьной программе.

Всероссийский этап в этом году приходил в Санкт-Петербурге. Он состоял из двух туров: теоретического и практического. Теоретический тур — развернутые ответы на вопросы по экологии. Причем вопросы, как правило, общие, кросс-предметные. То есть чтобы ответить достаточно полно, необходимо воспользоваться знаниями из разных дисциплин.

Практический — это защита экологического проекта. В нем задача школьника — выявить проблему и постараться решить ее на локальном уровне. Например, мы выявили, что дети тратят много одноразовых стаканчиков. Автор этого проекта проводил экологические уроки, придумывал, как можно сократить использование стаканчиков. И сейчас эта проблема решается. Иногда попадаются более сложные темы, например разработка электрогенератора для выработки электроэнергии или прибора на солнечных батареях. Эти проекты ребята защищали на региональном, а затем на федеральном уровнях. Научным руководителем почти всех проектов был наш молодой специалист Ехссан Джасем.

Такой подход, мне кажется, просто необходим. Бывает, что школьники получают разрозненные знания, но совершенно не могут применить их в жизни. А кросс-предметные олимпиады и вообще подход в обучении помогают все полученные знания интегрировать, понять, что нет отдельно биологии, физики, истории, а есть единый инструмент, который позволяет решать жизненные задачи.
При этом задания и первого, и второго дня давали возможность ребятам не просто применить знания, но и задуматься о своем локальном вкладе в решение глобальных проблем.

Мы с командой тренеров готовили сборную к олимпиаде в течение целого года, мы видели, как ученики старались, сколько сил вкладывали. Так что высокий результат, который показали ребята, заслужен ими по праву. И конечно, надо отдать должное Москве. Столичная команда — единственная, в штате которой работают психологи. С нами в Петербург ездили два специалиста Центра педагогического мастерства. Они помогали справиться с волнением и стрессами.

А вообще, конечно, и победители, и призеры, и просто участники сборной Москвы — очень увлеченные дети. Вот, например, проект Полины Пильгун, победительницы среди десятиклассников, «Микробиологическое исследование воздуха в общественном транспорте Москвы» не просто отвлеченное исследование, а очень актуальная для города тема. Работу свою Полина делала на базе факультета почвоведения МГУ! Я не сомневалась, что она станет победителем, но Полина, конечно, волновалась и до последнего не могла поверить, что оказалась в числе лучших.

Комментарии