⭐ ​​Он стал Дважды Героем Советского Союза – в военное и мирное время

Георгий Тимофеевич Береговой родился в Полтавской губернии 15 апреля 1921 года. Вскоре семья перебралась в город Енакиево. В школе он посещал секцию авиационного моделирования. А когда после восьмилетки работал на металлургическом заводе, окончил Енакиевский аэроклуб. По призыву в РККА был направлен в Ворошиловградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1941 году.
Воевать Георгий Тимофеевич начал в августе 1942 года на Ил-2. Машина была грозная, но и лётчики-штурмовики погибали чаще остальных. Охотясь за наземными целями, Ил-2 летали очень низко, поэтому зачастую становились добычей зенитчиков. Лётчик Береговой быстро стал хорошим штурмовиком, но и его за время войны сбивали трижды. Один раз после этого он добирался до своего аэродрома четверо суток. Явился в часть, когда его уже успели помянуть.
В годы войны Георгий Тимофеевич стал командиром эскадрильи. Получил звание капитана. Совершил 186 боевых вылетов, что для пилотов Ил-2 является очень высоким показателем. За проявленное мужество осенью 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Георгий Тимофеевич служил в Одесском военном округе в истребительной авиации. В 1948 году стал лётчиком-испытателем. Более 60 типов самолётов прошло через его руки. Он первым на практике испытал гермошлем, истребитель со стреловидным крылом, пилотирование реактивного самолёта при входе в штопор и выходе из него. Окончил Военно-Воздушную академию, а также стал Заслуженным лётчиком-испытателем СССР.
В 1963 году Георгий Тимофеевич Береговой был зачислен в отряд космонавтов. Там зашептались: попал по блату. Дело в том, что командиром отряда был знаменитый Николай Каманин, в годы войны – командир корпуса, в котором служил Береговой. Настоящей же причиной была банальная ревность. Лётчик, в отличие от молоденьких лейтенантов, уже был полковником и Героем Советского Союза.
В 1966 году умер Сергей Павлович Королёв. И в отечественной космонавтике началась «чёрная полоса». Правительство торопило с новыми свершениями и преемники, не имеющие такого авторитета как у ушедшего Генерального конструктора, возразить не могли. И в спешке стали допускать ошибки.
Работа над новым кораблём «Союз» шла тяжело. Три беспилотных запуска завершились аварийно. Корабль был «сырым», но под нажимом сверху в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправили Владимира Комарова. Случившаяся с ним трагедия фактически остановила космическую программу СССР. А через год в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин, что тоже не прибавила оптимизма всем причастным к космосу.
Инженеры дорабатывали «Союз», но разрешения на новые полёты никто не давал. Вечно это длиться не могло. И, наконец, было принято решение: в октябре 1968 года отправить в космос беспилотный «Союз-2». И «Союз-3» с пилотом на борту – Георгием Береговым, имевшим опыт испытателя.
Стартовавшему 26 октября Георгию Тимофеевичу было 47 лет. До выхода на орбиту всё прошло в штатном режиме. А когда наступило время стыковки с «Союзом-2», случилось отклонение от заданных параметров. Космонавт сделал несколько попыток, но безрезультатно. Как оказалось, Береговой привёл «Союз-3» на стыковку в перевёрнутом состоянии. Медики тогда ещё не знали полного влияния невесомости на вестибулярный аппарат человека (это учли в дальнейших полётах), поэтому космонавт разобраться в ситуации не успел. Весь остальной полёт прошёл нормально и 30 октября 1968 года Георгий Тимофеевич сел в Казахстане. С кораблём «Союз» можно было работать дальше, Береговой это доказал. И был удостоен за этот полёт второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.
В 1972 году Берегового назначили руководить Центром подготовки космонавтов. Он успешно справлялся с этим на протяжении 15-ти лет. Кроме того, занимался научной и общественной работой, литературной деятельностью. Скончался Георгий Тимофеевич на 75-м году жизни 30 июня 1995 года.

Комментарии