Волга — крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире. Протяженность Волги до создания водохранилищ и постройки Волжского каскада ГЭС составляла 3690 км, на сегодняшний день — 3530 км, правда, некоторые специалисты утверждают что длина Волги уменьшилась до 3430 км 1. Волга занимает 6 место по длине среди рек России2 и 16 место — среди рек всего земного шара, но превосходит по длине все реки мира, впадающие во внутренние водоемы3. Площадь Волжского бассейна 1 млн 360 тыс. км², что составляет около 1/3 Европейской части РФ. Система бассейна Волги включает 151 тыс. рек, ручьев и временных водотоков общей протяженностью 574 тыс. км. В Волгу впадает 200 притоков. Расход воды в Волге у истоков (у Верхневолжского бейшлота) — 29 м³/сек, у Твери — 182 м³/сек, у Ярославля — 1110 м³/сек, у Нижнего Новгорода — 2970 м³/сек, у Самары — 7720 м³/сек, у Волгограда — 8060 м³/сек, а ниже Волгограда теряется около 2% из-за усиления испарения. Максимальный расход воды в Волге у Волгограда, по расходу воды среди российских рек она занимает 5 место 4. Падение Волги небольшое: исток находится на высоте 228 м над уровнем моря, а устье лежит на 28 м ниже уровня моря. Волга спускается на 256 м. Уклон Волги 0,07% 5. Средняя скорость течения невысокая — от 2 до 6 км/час. Климат на волжских берегах различен, на севере, от истока до места слияния с Камой наблюдается холодная снежная зима и теплая довольно влажное лето, а южнее — холодная, но бесснежная зима и жаркое сухое лето. Температура воды в верховьях Волги +17° +20°C летом (в середине июля) и от +7°C до +14°C зимой и в межсезонье, в районе Астрахани +25°C летом и +7°C зимой. Миоцен (23,03 — 5,332 млн лет назад) В результате ослабления тектонических движений, похолодания и увлажнения климата в конце миоцена начинает формироваться долины палео-Волги, закладывается единый Волжский речной бассейн. Исток палео-Волги находился на Урале, а протекала она там, где сегодня стоят Жигули, Пугачев, Ершов, Дергачи, Красный Кут, и впадала в Понтическое море. Плиоцен (5,332 — 1,806 млн лет назад) Палео-Волга в плиоцене протекала гораздо восточнее современного русла реки, большей частью по территории Русской равнины. Она брала свое начало так же на Урале, проходила восточнее Чистополя, спускалась на юг в палео-долину Большого Черемшана и впадала в Понтическое море. Плиоценовое русло Волги хорошо прослеживается выше и ниже Казани. Выше оно проходит в 10 — 15 км севернее современного города, а ниже — значительно восточнее, река текла на юго-восток к устью реки Ошняк39. В плиоцене в районе Среднего Поволжья простиралась тайга. Климат был влажным, а на Русской равнине обитали, например, мастодонты, шерстистые носороги, гиппарионы, трогонтериевые слоны. В конце плиоцена произошел подъем части земной коры, и Кавказские горы, поднявшись еще выше, разделили Понтическое море на Черное и Каспийское, превратившееся в замкнутый бассейн. Горообразование, как эхо, докатилось и до нынешних берегов Волги. Также поднялась Приволжская возвышенность, образовав водораздел между палео-Волгой и палео-Доном. В плиоцене Палео-Волга принимала многочисленные притоки, самые крупные из которых палео-Свияга, палео-Казанка, палео-Меша, палео-Сульча, палео-Большой Черемшан, палео-Кондурча40. Четвертичный период (1,8 — 1,6 млн лет назад — по настоящее время) В четвертичном периоде в эпоху плейстоцена (1,806 млн — 11,5 тыс. лет назад) под действием вращения Земли и чередующихся оледенений и таяний льдов в ледниковые периоды Волга постепенно перемещалась на запад, и очевидно слилась бы с Доном, если бы ее движение не остановила Приволжская возвышенность. В этом периоде Волга присоединила к себе Оку, а ее исток переместился на Валдай и Волжский бассейн сформировался практически в том виде, в котором он находится по сей день. X — IX тыс. до н.э — на берегах средней Волги появляются первые стоянки человека, следы таких поселений находят в районе Казани, Волгограда, и в Заволжье. VIII — I тыс. до н.э. — активное освоение берегев Волги человеком. Известны неолитические стоянки в междуречье Оки и Волги, в устье Камы, в районе Самары, в Тверицах Ярославской области, а также на территории Верхней Волги, например, в Нижегорожской области, Подмосковье, Тверской области. I в. н. э. — Волга под именем "Ра" впервые упоминалась в "Географии" (V. 8, 12 — 13, 17) Птолемея, греческого астронома и географа, жившего в 83 — 168 гг. н.э41. Позднее Волга была хорошо известна византийским и арабским историкам и географам. VIII в. — столица Хазарского каганата была перенена в город Итиль в низовьях Волги42, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром торговли между Востоком и Западом, пришедший в упадок в конце X в.43 VII в. — начало освоения Среднего Поволжья булгарами, VIII в. — массовое переселение булгар на Волгу. IX — X вв. — образование на берегах Волги Волжской Булгарии со столицей в городище Болгар. XI — XII вв. — с развитием в Верхнем Поволжье русских княжеств огромное значение приобрели Суздаль, Муром, и Тверь. XIII в. — татаро-монгольское нашествие, завоевание монголами территории Нижней Воги, Булгарии, а затем и Руси. XV в. — образование на бергах Волги отдельных ханств, первоначально существовавших в составе Золотой Орды. На Средней Волге возникло Казанское ханство, а на Нижней — Астраханское. XVI в. — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханства. Вся Волжская речная система оказалась на территории России. Возобновилась волжская торговля, и огромную значимость приобрели Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Возникли новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын (с 1961 г. — Волгоград). Но в летнее время Волга сильно мелела и из-за мелководья прекращалось движение торговых судов выше Рыбинска. XVII — XVIII вв. — волжские берега стали центром крестьянских войн под предводительством Разина и Пугачева. XVII в. — на Волге началось строительство прочных и легких судов — расшив, а для их транспортировки были организованы артели бурлаков, тянувшие эти суда на бечеве в безветренную погоду. 1709 — открылась построенная по указу Петра I Вышневолоцкая водная система, соединившая бассейны Волги и Невы. Этот водный путь, по которому в Петербург доставляли продовольствие и лес, решил судьбу новой столицы. Первоначально система состояла из Тверецкого канала, из которого берет начало Тверца, приток Волги, соединявшего Тверцу и Цну - приток Мсты, впадающей в озеро Ильмень. В 1718 Тверца сильно обмелела, и барки с продовольствием не смогли пройти в Петербург. В 1719 году гидротехник Михаил Сердюков начал строительство плотины на Цне, и с 1722 года Тверецкий канал наполнился водой и более не мелел. Недостатком Вышневолоцкого пути была его односторонность: грузы двигались только с Волги на Неву. Снабжение Петербурга по этому маршруту вызвало появление и расцвет 2 новых городов - Вышнего Волочка, где были основные гидротехнические сооружения, и Рыбной слободы (Рыбинска), где сосредотачивалось предназначенное для переброски в столицу продовольствие. 44. Для улучшения судоходных условий на Волге использовали "судовые плотины" из затопленных судов по проекту генерал-майора, инженера путей сообщения Александра Петровича Вельяшева. В 1810 была открыта Мариинская водная система (1100 км), соединившая Волгу с Онежским озером45. 1811 Открыта Тихвинская водная система (898 км) - от Рыбинска по рекам Молога, Чагодоща, Горюн, Соминка, затем по Тихвинскому соединительному каналу в реку Тихвинка, из неё в Сясь, затем по Ладожскому озеру или каналу вокруг него в Неву. С этого момента началась сравнительно быстрая доставка грузов с Балтики на Волгу. 46 XIX в. — в Волжском бассейне началось бурное строительство пароходов. Первый построили в 1816 году на Пожевском заводе на Каме. Он вышел на Волгу в 1817 году, а после отмены крепостного права в 1861 году, волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Однако на Волге продолжал применяться бурлацкий труд: в ХIХ в. в Волжском бассейне насчитывалось до 600 тыс. бурлаков. Начиная с 1871 в течение 20 лет для повышения судоходности Волги были построены плотины инженера П.К. Янковского, состоявшие из ряда деревянных щитов, подвешиваемых на плотах и спускаемых вертикально до дна реки. В 1874 производились работы по расчистке и углублению Бахтемировского рукава, в результате которых был создан канал шириной 60 м и глубиной 1,8 м, а к 1882 г. его глубина была доведена до 2,5 м. 1903 г. — на Волгу было спущено первое нефтеналивное судно с двигателями внутреннего сгорания, работавшими на нефти вместо керосина — "Вандал". C 1907 г. началось бурное развитие теплоходостроение. 1901 — 1915 гг. — на Волге проводятся масштабные землечерпательные работы по углублению реки, в результате которых глубина фарватера в сезон мелководья увеличилась до 170 — 200. 1917 — 1922 — власть в большинстве волжских городов перешла в руки большевиков. Получение контроля над Волгой считалось важным переломным моментом Гражданской войны, так как большевики получили доступ к хлебным ресурсам и бакинской нефти. 1932 — 1937 гг. — строительство канала им. Москвы, связавшего Волгу с Москвой и решивший проблему обводнения высыхающей Москвы-реки.47 С началом строительства канала им. Москвы началась реализация проекта "Большая Волга", благодаря которому Волга должна была превратиться в широкую и глубокую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями и направить часть своих вод на орошение полей в засушливые районы России. Также предполагалось создание на Волге каскада ГЭС. Реализация проекта "Большая Волга" завершилась в 1981 г., когда была введена в эксплуатацию последняя из построенных ГЭС — Чебоксарская48. В результате реализации проекта "Большая Волга" на Волге появился Волжский каскад — крупнейший в Европе комплекс гидротехнических сооружений, включающий в себя систему плотин, шлюзов, каналов, водохранилищ и 8 ГЭС: Иваньковской, Угличской, Рыбинской, Горьковской (Нижегородской), Саратовской, Волжской им. В.И. Ленина (Жигулевской), Волжской им. 22-го съезда КПСС (Волжской) и Чебоксарской. В 1970 г. (до строительства Чебоксарской ГЭС) суммарная мощность каскада составляла 10 гВт (10 млн. кВт), а среднегодовая выработка — более 40 млрд кВт/час. 49. В 2007 г. суммарная мощность каскада составляла 8,6 гВт, а среднегодовая выработка —31,7 млрд кВт/час. Иногда говорят о Волжско-Камском каскаде ГЭС, присоединяя к ГЭС Волжского каскада Камскую ГЭС. Волжский каскад позволяет перераспределять сток воды и орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья (более 2 млн га, что составляет около половины всех орошаемых земель России). Волжские ГЭС помогают сэкономить до 25 — 30 млн тонн угля ежегодно. Себестоимость энергии от ГЭС в 4-5 раз ниже себестоимости электроэнергии ТЭЦ. Создание каскада ГЭС улучшило судоходные условия Волги: почти на всем протяжении реки гарантированная минимальная глубина судового хода — 4 м, лишь на участке от Нижнего Новгорода до Казани она равна 3,6 м, гарантированная минимальная ширина судового хода на всем протяжении водного пути — 80 м. Однако из-за создания Волжского каскада было затоплено 2 млн га земель и тысячи населенных пунктов, из-за промышленных стоков снизились качество воды и уровень рыбного хозяйства. 1940 — 1964 гг. — строительство Волго-Балтийского канала на основе Мариинской водной системы, соединившего Волгу с Балтийским морем. С введением в эксплуатацию Волго-Балта суда стали преодолевать путь от Санкт-Петербурга до Череповца в среднем за 2,5 суток, а не за 15 дней, как было при использовании Тихвинской и Мариинской водных систем.50 С открытием Волго-Балтийского канала поток грузов, перевозимых по Волге, увеличился в 8 раз. 1941, 9 ноября — пуск Рыбинской ГЭС, давшей электроэнергию в Москву в разгар оборонительного сражения за столицу. Впервые с конца сентября в Москве появился свет в жилых домах. 25 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г. — на волжских берегах в районе Сталинграда (с 1961 г. Волгоград) произошла Сталинградская битва — крупнейшее сражение Второй Мировой войны51. Попытка Германии захватить левобережье Волги и контроль над рекой закончилась окружением 22 дивизий вермахта и победой Красной армии. После освобождения Сталинграда были проведены работы по очистке Волги от мин, а город был выстроен заново 1948 — 1952 гг. — строительство Волго-Донского канала, соединившего Волгу с Доном вблизи Сталинграда 52. Под воздействием антропогенного вмешательства (в первую очередь, строительства каналов и ГЭС) Волга сильно изменилась, фактически превратившись в каскад водохранилищ. Антропогенное вмешательство нарушило естественный гидрологический режим реки и прервало транзитный сток наносов53. Строительство предприятий и заводов на берегах Волги, сбрасывающих свои отходы в реку, неблагоприятно сказалось на качестве воды, а также на флоре и фауне волжского бассейна. В 80 — 90-х гг. XX в. актуальной стала проблема экологии Волги, разрабатывались проекты по спасению реки, волжские города часто становились местами проведения экологических форумов и семинаров по охране окружающей среды. С 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ началась реализация программы "Возрождение Волги", направленной на оздоровление экологической обстановки Волжского бассейна. Программа рассчитана вплоть до 2010 года и выполняется под руководством НИИ "Водгео" и ЗАО "Росводоканал". 1991 — 2007 гг. — работа Ассоциации "Большая Волга", целью которой являлись организация взаимодействия субъектов Российской Федерации, входящих в ее состав, оживление экономики, создание условий устойчивого экономического роста. Учредителями ассоциации были четыре республики — Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия и семь областей Поволжья — Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская). История названия Ра, Атель (Итиль, Этель, тат. Идел, англ. Idel), Булга, Волга. Река Волга известна еще по античным источниках II — IV вв., иногда выступая под названием "Ра" или на эрз. "Рав" (щедрая). Под названием Волга упоминается в "Географии" Клавдия Птолемея: "Ниже свардинов живут хениды, а на восток от реки Ра — фтирофаги (вшееды), матиры и страна Островная; затем под иаксаматами — сиракины, а за сиракинами между Меотийским озером и Иппийскими горами — исиссии"54 В более поздних арабских источниках IX в. Волга именовалась Атель (Итиль, Этель, тат. Идел), т.е. рекой рек или великой рекой. Под таким же названием она упоминается и, например, у византийского писателя Феофана и его продолжателей55. В "Великой польской хронике" Волга называется Булгой. Такое название связывают с государством волжско-камских булгар, образовавшемся в Х в. в бассейне реки Волги и нижней Камы. В "Повести временных лет" (начало XII в.) уже фигурирует название Волга: "...и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову" и "Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима"56 Оковский лес — это старинное название Валдайской возвышенности. Существует несколько версий происхождения названия "Волга". По одной из них оно имеет балтийское происхождение (по аналогии с современным латышским valka) и в переводе означает "ручей, текущей через болото", "небольшая заросшая травой речка" — именно так выглядит Волга в верховьях, где раньше жили древние балты. Менее убедительными на сегодняшний день считаются другие версии, согласно которым название "Волга" произошло от финно-угорского слова valkea, имеющего значение "светлый", "белый" или от древнеславянского *Vьlga, что означает "влага" (древнеслав. "волога"). 57 58 Волга в экономике России Уже в VIII — IX вв. Волга стала одним из главных торговых путей, по ней, а затем и по Каспийскому морю далеко на восток перевозили свои товары волжские булгары, хазары и славяне-руссы. В X — XII вв. русские княжества, находящиеся в районе Верхней Волги, имели налаженные торговые связи с булгарами. Как сказано в "Повести временных лет" о событиях 1024 года: "...Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили". XIII — XV вв. — с возвышением Великого Новгорода и ростом торговли произошло образование Волжского торгового пути. Нижегородские купцы в месте слияния Волги и Оки в 1221 г. основали Нижний Новгород — торговый форпост русских княжеств. Из Нижнего Новгорода через верховья Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Европы, а через Среднюю и Нижнюю Волгу и Каспийское море — на юг и восток, в Азию. Великий Новгород стал контролировать не только торговый путь "из варяг в греки", но и Волжский торговый путь. Новгородское купечество постоянно стремилось усилить контроль над транзитной торговлей между Европой и Азией. Однако татаро-монгольское иго (1243 — 1480) не способствовало развитию торговли, хотя и поддерживало влияние Великого Новгорода. С образованием Казанского ханства (оно выделилось из состава Золотой Орды в 1438 году), а затем и Астраханского ханства (выделилось в 1459 г.) Русь потеряла контроль над значительной частью Волжского торгового пути. Контроль над Волжским торговым путем Россия вернула только при Иване Грозном после взятия Казани (1552 год) и Астрахани (1556 год). После взятия Казани и Астрахани начали быстро развиваться торговые пути с севера на юг (по Северной Двине, Сухоне и Волге — таким образом, соединились Белое и Каспийское моря) и из центральной части России на восток. По Волге плавали невиданные ранее большие караваны из 500 — 600 стругов, нагруженные товарами и охраняемые стрельцами. Через Астрахань Россия получила выход на торговую столицу XVI в. - иранский Исфахан и Индию, а через Архангельск была связана с Англией. Была предпринята попытка проложить торговый путь от Атлантического до Индийского океана. В связи с этим возросло значение Ярославля. Иван Грозный даже сделал своей резиденцией Александровскую слободу, которая находилась между Ярославлем и Москвой. Взятие Казани открыло путь на Урал и в Сибирь, который проходил через Нижний Новгород, Казань, Пермь и невысокий участок Уральских гор по Волге, Каме и Чусовой. Это было восточное направление Волжского торгового пути. С выходом на Урал и в Сибирь важнейшим российским экспортируемым товаром стала пушнина. Ещё активнее Волжский торговый путь стал работать с возникновением Санкт-Петербурга в XVIII в. Тогда же начала развиваться розничная торговля в поволжских городах и поволжское купечество, особенно в городах, расположенных на Средней и Нижней Волге, значение которых раннее было не велико. Активной работе Волжского торгового пути способствовало и развитие судостроения в XIX — начале XX вв., когда реку стали бороздить грузовые пароходы, баржи, а позднее и грузовые теплоходы. В конце XIX в. Людвиг Нобель впервые в мире применил перевозку нефти наливом, причем нефть перевозилась в Европейскую Россию. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках в трюмах, что было и дорого и неудобно. Вплоть до середины XIX в. территория Волжского бассейна оставалась аграрным районом России, на Средней и Нижней Волге сеяли зерновые, выращивали овощи и фрукты, в Нижнем Поволжье также было развито бахчеводство. В бассейне верхней Волги большие площади занимали леса, которые нередко сплавляли вниз по реке на экспорт или для продажи в южных поволжских городах. Также на Волге процветало рыболовство (40 видов промысловых рыб, среди которых осетр, стерлядь, вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, щука, сом и др.). В Нижнем Поволжье, на озерах Баскунчак и Эльтон, добывали поваренную соль, в районе Соликамска находились крупные залежи калийных солей. В начале XIX в. производство в Поволжье было развито слабо, открывались в основном лишь мукомольные и зерноперерабатывающие заводы и крупяные фабрики (в Рыбинске, Cамаре, Нижнем Новгороде, Саратове и др. городах), а также судоремонтные предприятия и текстильные фабрики (особенно в Тверской и Ивановской областях). Несколько позднее стали открываться и судостроительные заводы, промышленные предприятия, например, в конце 20-х гг. XIX в. в Рыбинске завод "Русский Рено" выпускал авиационные моторы. Индустриализация Поволжья началась на рубеже XIX — XX вв., когда были открыты первые машиностроительные (например, "Руский Рено" в Рыбинске), металлургические (например, чугуно-литейный завод Молчанова), химические (Самаро-Сергиевский завод взрывчатых веществ на станции Иващенково и т.п.) и лесоперерабатывающие (например, лесопильные заводы в Царицыне) производства. Но среди промышленных производств еще преобладали средние и мелкие заводы и фабрики, крупных предприятий было немного. В начале XX в. в Поволжье проходил процесс централизации капиталов. Активно развивались акционерные общества. В 1909 — 1910 гг. образовывались акционерные компании, становившиеся затем монополиями. Крупнейшими акционерными организациями в Поволжье были пароходная компания "Кавказ и Меркурий" и Восточное общество товарных складов. В Поволжье действовали крупнейшие монополии: "Вогау", торговавшее медью, товарищество "Караван", занимающееся чаем, товарищество "Любимов, Сольвэ и К°", которое занималось содой. В маслобойно-жировой промышленности крупнейшими акционерными компаниями стали общество Волжско-Камского маслобойного и химического заводов и компания "Салолин", выпускающая салолин — заменитель натурального животного жира, использовавшегося в мыловарении. В производстве химических продуктов в Поволжье преобладали товарищества Ушкова и Понизовкина. Монопольное положение занимали асфальтовые заводы в Cызрани, использовавшие единственное тогда в России месторождение высококачественных бутаминозных известняков. В этот же период значительно возросло значение банков, среди промышленников стали востребованы и популярны кредиты. После Октябрьской революции в 1917 г. развитие промышленности в Поволжье на некоторое время остановилось, но существующие заводы и фабрики были национализированы и продолжали работать, как например, металлургический завод в Нижнем Новгороде. А с 30-х гг. XX века начался новый этап индустриализации Поволжья. Например, в 1930 году в Волгограде был открыт крупнейший в России тракторный завод, в 1931 году в Нижнем Новгороде — завод фрезерных станков. На территории Волжского бассейна находится часть Волго-Уральской нефтяной базы. О нефти в Поволжье стало известно еще при Петре I, но серьезные работы по разведке и разработке поволжских месторождений нефти начались только после Октябрьской революции и Гражданской войны. Первая нефть в Поволжье была получена 5 февраля 1934 г. у поселка Яблоневый Овраг в Самарской области, который в 2004 г. вошел в черту Жигулевска. Близ Яблоневого оврага располагаются также известняковые карьеры. Уже с октября 1936 года счет добытой в Поволжье нефти пошел на тонны, были открыты богатые месторождения в Татарии. В годы Великой Отечественной войны поволжская нефть снабжала горючим Красную Армию. До открытия месторождений в Западной Сибири Поволжье занимало первое место в России по запасам и добыче нефти. В Астраханской области добывали природный газ. В XX в. нефть добывали практически по всему Поволжью, на 150 месторождениях, крупнейшие из которых находились в Республике Татарстан. Это Ромашкинское месторождение рядом с Альметьевском, Ново-Елховское, Шугаровское и Бавлинское месторождения. Крупные месторождения были и в Самарской области: Мухановское в районе Отрадного и Дмитровское и Кулешовское в районе Нефтегорска. В 1964 г. был пущен в эксплуатацию нефтепровод "Дружба" для транспортировки нефти из Волго-Уральского нефтяного региона в страны Восточной Европы. Нефтепровод начинался в Альметьевске, проходил через Самару и Брянск до Мозыря, и затем разветвлялся на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). Но к концу XX в. месторождения нефти в Поволжье значительно истощились. В XX в. в Поволжье развивалось машиностроение (в том числе авиационная и ракетно-космическая промышленность) и нефтехимия (производство пластмассы, химических волокон, синтетического каучука, покрышек, минеральных удобрений). В Самаре, Казани, Саратове, Ульяновске было много предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Особое место в машиностроении Поволжья принадлежало и принадлежит транспортной промышленности. Крупнейшие автомобильные заводы России находились в Тольятти (Волжский автомобильный завод ВАЗ), Нижнем Новгороде (Горьковский автомобильный завод ГАЗ), Набережных Челнах, Ульяновске. В Рыбинске, Волгограде, Астрахани, Нижнем Новгороде развивалось судостроение, в Твери — вагоностроение, в Волгограде и Чебоксарах — производство тракторов. В годы "Перестройки" объемы промышленного производства в Поволжье снизились, многие предприятия претерпели реорганизацию, но в начале XXI века промышленность в Поволжье стала постепенно наращивать обороты. Но несмотря на строительство в Волжском бассейне множества промышленных предприятий и рост промышленного производства, регион по-прежнему не потерял своего аграрного значения. В 2003 г. площадь сельскохозяйственных земель в Приволжском федеральном округе составляла 59237,3 тыс. га или 15% от всех сельскохозяйственных угодий России. Туризм на Волге Хотя первые пассажирские перевозки по Волге на пассажирских судах появились в середине XIX в., их еще с трудом можно назвать круизами. Но все-таки это были путешествия. В 1853 г. было открыто специальное пассажирское общество "Самолет", построившее в Бельгии несколько пассажирских пароходов длиной 47 м и мощностью 50 л.с., среди которых наиболее известны "Ундина", "Бывалый", "Резвый" и "Казань". Пароходы были изготовлены из железа, а по бокам имели большие гребные колеса. На палубе было несколько боковых кают и капитанский мостик, прикрытый крышей. Путешествовать на таких пароходах можно было в I, II и III классе. Помещения для пассажиров I и II классов находились в корпусе, отдельных кают не было, в каждом классе была одна общая мужская и одна общая женская каюты, оборудованные мягкими диванами в два яруса. Пассажиры III класса путешествовали под открытым небом. В 1854 г. был открыт первый регулярный пассажирский маршрут Тверь — Рыбинск, который затем продолжили до Ярославля. В 1871 г. был построен первый пароход с паровом отоплением, водопроводом, весьма комфортабельными каютами для пассажиров I и II классов и салонами, отделанными перламутром. У парохода была рекордная для того времени скорость хода вверх по течению — 12-14 км/ч, поэтому ему дали название "Переворот", но потом он был переименован в "Колорадо", а затем в "Ориноко". В 1890 — 1900 гг. происходило бурное развитие парового флота, в том числе и пассажирского, к 1900 г. на Волге было 143 пассажирских судна и 15 — товаропассажирских. В 1903 г. вышел первый путеводитель по Волге "Волга от истока до Каспия". Он был издан на трех языках: русском, французском и немецком59 В 1904 г. на Волге работали пассажирские общества "Кавказ и Меркурий", "По Волге", "Самолет" и компания "Надежда", пароходство Кашина. "Самолет" — единственная компания, которая перевозил пассажиров на рейсах Тверь — Астрахань и Тверь — Рыбинск и практически все компании работали на маршруте Рыбинск — Нижний Новгород. В этом же году был издан "Путеводитель по Волге" А. Безчинского.60 В 1907 — 1913 гг. активно развивалось теплоходостроение, в 1911 г. на Волге появился первый винтовой пассажирский теплоход "Бородино" мощностью 1200 номинальных сил. В этом же году выпустили пассажирский колесный теплоход "Урал" мощностью 800 номинальных сил. В 1913 г. на Волге открыли новую пассажирскую линию: Нижний Новгород — Астрахань. В годы Октябрьской революции пассажирские перевозки по Волге резко сократились, возобновились они лишь в 20-е гг. XX века. В 1925 — 1929 гг. действовали рейсы Москва — Нижний Новгород, Рыбинск — Пермь, Пермь — Усолье — Чердынь, Уфа — Казань, Вятка — Казань, Нижний Новгород — Астрахань61. Однако круизы как таковые были редкостью, туристско-экскурсионные рейсы были немногочисленными и привлекали всеобщее внимание — о них писали в газетах и говорили по радио. В 1937 г., в связи с завершением строительства канала Москва-Волга, открылся новый маршрут Москва — Нижний Новгород, а потом и Москва — Астрахань.
Моя душа-её порывы.
:Владимир Борисенко
История образования реки Волги.
Волга — крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире.
Протяженность Волги до создания водохранилищ и постройки Волжского каскада ГЭС составляла 3690 км, на сегодняшний день — 3530 км, правда, некоторые специалисты утверждают что длина Волги уменьшилась до 3430 км 1. Волга занимает 6 место по длине среди рек России2 и 16 место — среди рек всего земного шара, но превосходит по длине все реки мира, впадающие во внутренние водоемы3.
Площадь Волжского бассейна 1 млн 360 тыс. км², что составляет около 1/3 Европейской части РФ. Система бассейна Волги включает 151 тыс. рек, ручьев и временных водотоков общей протяженностью 574 тыс. км. В Волгу впадает 200 притоков.
Расход воды в Волге у истоков (у Верхневолжского бейшлота) — 29 м³/сек, у Твери — 182 м³/сек, у Ярославля — 1110 м³/сек, у Нижнего Новгорода — 2970 м³/сек, у Самары — 7720 м³/сек, у Волгограда — 8060 м³/сек, а ниже Волгограда теряется около 2% из-за усиления испарения. Максимальный расход воды в Волге у Волгограда, по расходу воды среди российских рек она занимает 5 место 4.
Падение Волги небольшое: исток находится на высоте 228 м над уровнем моря, а устье лежит на 28 м ниже уровня моря. Волга спускается на 256 м.
Уклон Волги 0,07% 5. Средняя скорость течения невысокая — от 2 до 6 км/час.
Климат на волжских берегах различен, на севере, от истока до места слияния с Камой наблюдается холодная снежная зима и теплая довольно влажное лето, а южнее — холодная, но бесснежная зима и жаркое сухое лето. Температура воды в верховьях Волги +17° +20°C летом (в середине июля) и от +7°C до +14°C зимой и в межсезонье, в районе Астрахани +25°C летом и +7°C зимой.
Миоцен (23,03 — 5,332 млн лет назад)
В результате ослабления тектонических движений, похолодания и увлажнения климата в конце миоцена начинает формироваться долины палео-Волги, закладывается единый Волжский речной бассейн. Исток палео-Волги находился на Урале, а протекала она там, где сегодня стоят Жигули, Пугачев, Ершов, Дергачи, Красный Кут, и впадала в Понтическое море. Плиоцен (5,332 — 1,806 млн лет назад)
Палео-Волга в плиоцене протекала гораздо восточнее современного русла реки, большей частью по территории Русской равнины. Она брала свое начало так же на Урале, проходила восточнее Чистополя, спускалась на юг в палео-долину Большого Черемшана и впадала в Понтическое море. Плиоценовое русло Волги хорошо прослеживается выше и ниже Казани. Выше оно проходит в 10 — 15 км севернее современного города, а ниже — значительно восточнее, река текла на юго-восток к устью реки Ошняк39.
В плиоцене в районе Среднего Поволжья простиралась тайга. Климат был влажным, а на Русской равнине обитали, например, мастодонты, шерстистые носороги, гиппарионы, трогонтериевые слоны.
В конце плиоцена произошел подъем части земной коры, и Кавказские горы, поднявшись еще выше, разделили Понтическое море на Черное и Каспийское, превратившееся в замкнутый бассейн. Горообразование, как эхо, докатилось и до нынешних берегов Волги. Также поднялась Приволжская возвышенность, образовав водораздел между палео-Волгой и палео-Доном.
В плиоцене Палео-Волга принимала многочисленные притоки, самые крупные из которых палео-Свияга, палео-Казанка, палео-Меша, палео-Сульча, палео-Большой Черемшан, палео-Кондурча40.
Четвертичный период (1,8 — 1,6 млн лет назад — по настоящее время)
В четвертичном периоде в эпоху плейстоцена (1,806 млн — 11,5 тыс. лет назад) под действием вращения Земли и чередующихся оледенений и таяний льдов в ледниковые периоды Волга постепенно перемещалась на запад, и очевидно слилась бы с Доном, если бы ее движение не остановила Приволжская возвышенность. В этом периоде Волга присоединила к себе Оку, а ее исток переместился на Валдай и Волжский бассейн сформировался практически в том виде, в котором он находится по сей день.
X — IX тыс. до н.э — на берегах средней Волги появляются первые стоянки человека, следы таких поселений находят в районе Казани, Волгограда, и в Заволжье.
VIII — I тыс. до н.э. — активное освоение берегев Волги человеком. Известны неолитические стоянки в междуречье Оки и Волги, в устье Камы, в районе Самары, в Тверицах Ярославской области, а также на территории Верхней Волги, например, в Нижегорожской области, Подмосковье, Тверской области.
I в. н. э. — Волга под именем "Ра" впервые упоминалась в "Географии" (V. 8, 12 — 13, 17) Птолемея, греческого астронома и географа, жившего в 83 — 168 гг. н.э41. Позднее Волга была хорошо известна византийским и арабским историкам и географам.
VIII в. — столица Хазарского каганата была перенена в город Итиль в низовьях Волги42, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром торговли между Востоком и Западом, пришедший в упадок в конце X в.43
VII в. — начало освоения Среднего Поволжья булгарами, VIII в. — массовое переселение булгар на Волгу. IX — X вв. — образование на берегах Волги Волжской Булгарии со столицей в городище Болгар.
XI — XII вв. — с развитием в Верхнем Поволжье русских княжеств огромное значение приобрели Суздаль, Муром, и Тверь.
XIII в. — татаро-монгольское нашествие, завоевание монголами территории Нижней Воги, Булгарии, а затем и Руси.
XV в. — образование на бергах Волги отдельных ханств, первоначально существовавших в составе Золотой Орды. На Средней Волге возникло Казанское ханство, а на Нижней — Астраханское.
XVI в. — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханства. Вся Волжская речная система оказалась на территории России. Возобновилась волжская торговля, и огромную значимость приобрели Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Возникли новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын (с 1961 г. — Волгоград). Но в летнее время Волга сильно мелела и из-за мелководья прекращалось движение торговых судов выше Рыбинска.
XVII — XVIII вв. — волжские берега стали центром крестьянских войн под предводительством Разина и Пугачева.
XVII в. — на Волге началось строительство прочных и легких судов — расшив, а для их транспортировки были организованы артели бурлаков, тянувшие эти суда на бечеве в безветренную погоду.
1709 — открылась построенная по указу Петра I Вышневолоцкая водная система, соединившая бассейны Волги и Невы. Этот водный путь, по которому в Петербург доставляли продовольствие и лес, решил судьбу новой столицы. Первоначально система состояла из Тверецкого канала, из которого берет начало Тверца, приток Волги, соединявшего Тверцу и Цну - приток Мсты, впадающей в озеро Ильмень. В 1718 Тверца сильно обмелела, и барки с продовольствием не смогли пройти в Петербург. В 1719 году гидротехник Михаил Сердюков начал строительство плотины на Цне, и с 1722 года Тверецкий канал наполнился водой и более не мелел. Недостатком Вышневолоцкого пути была его односторонность: грузы двигались только с Волги на Неву. Снабжение Петербурга по этому маршруту вызвало появление и расцвет 2 новых городов - Вышнего Волочка, где были основные гидротехнические сооружения, и Рыбной слободы (Рыбинска), где сосредотачивалось предназначенное для переброски в столицу продовольствие. 44. Для улучшения судоходных условий на Волге использовали "судовые плотины" из затопленных судов по проекту генерал-майора, инженера путей сообщения Александра Петровича Вельяшева.
В 1810 была открыта Мариинская водная система (1100 км), соединившая Волгу с Онежским озером45.
1811 Открыта Тихвинская водная система (898 км) - от Рыбинска по рекам Молога, Чагодоща, Горюн, Соминка, затем по Тихвинскому соединительному каналу в реку Тихвинка, из неё в Сясь, затем по Ладожскому озеру или каналу вокруг него в Неву. С этого момента началась сравнительно быстрая доставка грузов с Балтики на Волгу. 46
XIX в. — в Волжском бассейне началось бурное строительство пароходов. Первый построили в 1816 году на Пожевском заводе на Каме. Он вышел на Волгу в 1817 году, а после отмены крепостного права в 1861 году, волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Однако на Волге продолжал применяться бурлацкий труд: в ХIХ в. в Волжском бассейне насчитывалось до 600 тыс. бурлаков.
Начиная с 1871 в течение 20 лет для повышения судоходности Волги были построены плотины инженера П.К. Янковского, состоявшие из ряда деревянных щитов, подвешиваемых на плотах и спускаемых вертикально до дна реки. В 1874 производились работы по расчистке и углублению Бахтемировского рукава, в результате которых был создан канал шириной 60 м и глубиной 1,8 м, а к 1882 г. его глубина была доведена до 2,5 м.
1903 г. — на Волгу было спущено первое нефтеналивное судно с двигателями внутреннего сгорания, работавшими на нефти вместо керосина — "Вандал".
C 1907 г. началось бурное развитие теплоходостроение.
1901 — 1915 гг. — на Волге проводятся масштабные землечерпательные работы по углублению реки, в результате которых глубина фарватера в сезон мелководья увеличилась до 170 — 200.
1917 — 1922 — власть в большинстве волжских городов перешла в руки большевиков. Получение контроля над Волгой считалось важным переломным моментом Гражданской войны, так как большевики получили доступ к хлебным ресурсам и бакинской нефти.
1932 — 1937 гг. — строительство канала им. Москвы, связавшего Волгу с Москвой и решивший проблему обводнения высыхающей Москвы-реки.47
С началом строительства канала им. Москвы началась реализация проекта "Большая Волга", благодаря которому Волга должна была превратиться в широкую и глубокую водную магистраль, соединиться с северными и южными морями и направить часть своих вод на орошение полей в засушливые районы России. Также предполагалось создание на Волге каскада ГЭС. Реализация проекта "Большая Волга" завершилась в 1981 г., когда была введена в эксплуатацию последняя из построенных ГЭС — Чебоксарская48.
В результате реализации проекта "Большая Волга" на Волге появился Волжский каскад — крупнейший в Европе комплекс гидротехнических сооружений, включающий в себя систему плотин, шлюзов, каналов, водохранилищ и 8 ГЭС: Иваньковской, Угличской, Рыбинской, Горьковской (Нижегородской), Саратовской, Волжской им. В.И. Ленина (Жигулевской), Волжской им. 22-го съезда КПСС (Волжской) и Чебоксарской. В 1970 г. (до строительства Чебоксарской ГЭС) суммарная мощность каскада составляла 10 гВт (10 млн. кВт), а среднегодовая выработка — более 40 млрд кВт/час. 49. В 2007 г. суммарная мощность каскада составляла 8,6 гВт, а среднегодовая выработка —31,7 млрд кВт/час. Иногда говорят о Волжско-Камском каскаде ГЭС, присоединяя к ГЭС Волжского каскада Камскую ГЭС.
Волжский каскад позволяет перераспределять сток воды и орошать засушливые земли Среднего и Нижнего Поволжья (более 2 млн га, что составляет около половины всех орошаемых земель России). Волжские ГЭС помогают сэкономить до 25 — 30 млн тонн угля ежегодно. Себестоимость энергии от ГЭС в 4-5 раз ниже себестоимости электроэнергии ТЭЦ. Создание каскада ГЭС улучшило судоходные условия Волги: почти на всем протяжении реки гарантированная минимальная глубина судового хода — 4 м, лишь на участке от Нижнего Новгорода до Казани она равна 3,6 м, гарантированная минимальная ширина судового хода на всем протяжении водного пути — 80 м. Однако из-за создания Волжского каскада было затоплено 2 млн га земель и тысячи населенных пунктов, из-за промышленных стоков снизились качество воды и уровень рыбного хозяйства.
1940 — 1964 гг. — строительство Волго-Балтийского канала на основе Мариинской водной системы, соединившего Волгу с Балтийским морем. С введением в эксплуатацию Волго-Балта суда стали преодолевать путь от Санкт-Петербурга до Череповца в среднем за 2,5 суток, а не за 15 дней, как было при использовании Тихвинской и Мариинской водных систем.50 С открытием Волго-Балтийского канала поток грузов, перевозимых по Волге, увеличился в 8 раз.
1941, 9 ноября — пуск Рыбинской ГЭС, давшей электроэнергию в Москву в разгар оборонительного сражения за столицу. Впервые с конца сентября в Москве появился свет в жилых домах.
25 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г. — на волжских берегах в районе Сталинграда (с 1961 г. Волгоград) произошла Сталинградская битва — крупнейшее сражение Второй Мировой войны51. Попытка Германии захватить левобережье Волги и контроль над рекой закончилась окружением 22 дивизий вермахта и победой Красной армии. После освобождения Сталинграда были проведены работы по очистке Волги от мин, а город был выстроен заново
1948 — 1952 гг. — строительство Волго-Донского канала, соединившего Волгу с Доном вблизи Сталинграда 52.
Под воздействием антропогенного вмешательства (в первую очередь, строительства каналов и ГЭС) Волга сильно изменилась, фактически превратившись в каскад водохранилищ. Антропогенное вмешательство нарушило естественный гидрологический режим реки и прервало транзитный сток наносов53. Строительство предприятий и заводов на берегах Волги, сбрасывающих свои отходы в реку, неблагоприятно сказалось на качестве воды, а также на флоре и фауне волжского бассейна. В 80 — 90-х гг. XX в. актуальной стала проблема экологии Волги, разрабатывались проекты по спасению реки, волжские города часто становились местами проведения экологических форумов и семинаров по охране окружающей среды.
С 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ началась реализация программы "Возрождение Волги", направленной на оздоровление экологической обстановки Волжского бассейна. Программа рассчитана вплоть до 2010 года и выполняется под руководством НИИ "Водгео" и ЗАО "Росводоканал".
1991 — 2007 гг. — работа Ассоциации "Большая Волга", целью которой являлись организация взаимодействия субъектов Российской Федерации, входящих в ее состав, оживление экономики, создание условий устойчивого экономического роста. Учредителями ассоциации были четыре республики — Марий Эл, Мордовия, Татарстан и Чувашия и семь областей Поволжья — Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская).
История названия
Ра, Атель (Итиль, Этель, тат. Идел, англ. Idel), Булга, Волга.
Река Волга известна еще по античным источниках II — IV вв., иногда выступая под названием "Ра" или на эрз. "Рав" (щедрая). Под названием Волга упоминается в "Географии" Клавдия Птолемея: "Ниже свардинов живут хениды, а на восток от реки Ра — фтирофаги (вшееды), матиры и страна Островная; затем под иаксаматами — сиракины, а за сиракинами между Меотийским озером и Иппийскими горами — исиссии"54
В более поздних арабских источниках IX в. Волга именовалась Атель (Итиль, Этель, тат. Идел), т.е. рекой рек или великой рекой. Под таким же названием она упоминается и, например, у византийского писателя Феофана и его продолжателей55.
В "Великой польской хронике" Волга называется Булгой. Такое название связывают с государством волжско-камских булгар, образовавшемся в Х в. в бассейне реки Волги и нижней Камы. В "Повести временных лет" (начало XII в.) уже фигурирует название Волга: "...и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову" и "Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима"56 Оковский лес — это старинное название Валдайской возвышенности.
Существует несколько версий происхождения названия "Волга". По одной из них оно имеет балтийское происхождение (по аналогии с современным латышским valka) и в переводе означает "ручей, текущей через болото", "небольшая заросшая травой речка" — именно так выглядит Волга в верховьях, где раньше жили древние балты. Менее убедительными на сегодняшний день считаются другие версии, согласно которым название "Волга" произошло от финно-угорского слова valkea, имеющего значение "светлый", "белый" или от древнеславянского *Vьlga, что означает "влага" (древнеслав. "волога"). 57 58
Волга в экономике России
Уже в VIII — IX вв. Волга стала одним из главных торговых путей, по ней, а затем и по Каспийскому морю далеко на восток перевозили свои товары волжские булгары, хазары и славяне-руссы. В X — XII вв. русские княжества, находящиеся в районе Верхней Волги, имели налаженные торговые связи с булгарами. Как сказано в "Повести временных лет" о событиях 1024 года: "...Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили".
XIII — XV вв. — с возвышением Великого Новгорода и ростом торговли произошло образование Волжского торгового пути. Нижегородские купцы в месте слияния Волги и Оки в 1221 г. основали Нижний Новгород — торговый форпост русских княжеств. Из Нижнего Новгорода через верховья Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Европы, а через Среднюю и Нижнюю Волгу и Каспийское море — на юг и восток, в Азию. Великий Новгород стал контролировать не только торговый путь "из варяг в греки", но и Волжский торговый путь. Новгородское купечество постоянно стремилось усилить контроль над транзитной торговлей между Европой и Азией. Однако татаро-монгольское иго (1243 — 1480) не способствовало развитию торговли, хотя и поддерживало влияние Великого Новгорода.
С образованием Казанского ханства (оно выделилось из состава Золотой Орды в 1438 году), а затем и Астраханского ханства (выделилось в 1459 г.) Русь потеряла контроль над значительной частью Волжского торгового пути.
Контроль над Волжским торговым путем Россия вернула только при Иване Грозном после взятия Казани (1552 год) и Астрахани (1556 год). После взятия Казани и Астрахани начали быстро развиваться торговые пути с севера на юг (по Северной Двине, Сухоне и Волге — таким образом, соединились Белое и Каспийское моря) и из центральной части России на восток. По Волге плавали невиданные ранее большие караваны из 500 — 600 стругов, нагруженные товарами и охраняемые стрельцами. Через Астрахань Россия получила выход на торговую столицу XVI в. - иранский Исфахан и Индию, а через Архангельск была связана с Англией. Была предпринята попытка проложить торговый путь от Атлантического до Индийского океана. В связи с этим возросло значение Ярославля. Иван Грозный даже сделал своей резиденцией Александровскую слободу, которая находилась между Ярославлем и Москвой. Взятие Казани открыло путь на Урал и в Сибирь, который проходил через Нижний Новгород, Казань, Пермь и невысокий участок Уральских гор по Волге, Каме и Чусовой. Это было восточное направление Волжского торгового пути. С выходом на Урал и в Сибирь важнейшим российским экспортируемым товаром стала пушнина.
Ещё активнее Волжский торговый путь стал работать с возникновением Санкт-Петербурга в XVIII в. Тогда же начала развиваться розничная торговля в поволжских городах и поволжское купечество, особенно в городах, расположенных на Средней и Нижней Волге, значение которых раннее было не велико. Активной работе Волжского торгового пути способствовало и развитие судостроения в XIX — начале XX вв., когда реку стали бороздить грузовые пароходы, баржи, а позднее и грузовые теплоходы.
В конце XIX в. Людвиг Нобель впервые в мире применил перевозку нефти наливом, причем нефть перевозилась в Европейскую Россию. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках в трюмах, что было и дорого и неудобно.
Вплоть до середины XIX в. территория Волжского бассейна оставалась аграрным районом России, на Средней и Нижней Волге сеяли зерновые, выращивали овощи и фрукты, в Нижнем Поволжье также было развито бахчеводство. В бассейне верхней Волги большие площади занимали леса, которые нередко сплавляли вниз по реке на экспорт или для продажи в южных поволжских городах. Также на Волге процветало рыболовство (40 видов промысловых рыб, среди которых осетр, стерлядь, вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, щука, сом и др.). В Нижнем Поволжье, на озерах Баскунчак и Эльтон, добывали поваренную соль, в районе Соликамска находились крупные залежи калийных солей.
В начале XIX в. производство в Поволжье было развито слабо, открывались в основном лишь мукомольные и зерноперерабатывающие заводы и крупяные фабрики (в Рыбинске, Cамаре, Нижнем Новгороде, Саратове и др. городах), а также судоремонтные предприятия и текстильные фабрики (особенно в Тверской и Ивановской областях). Несколько позднее стали открываться и судостроительные заводы, промышленные предприятия, например, в конце 20-х гг. XIX в. в Рыбинске завод "Русский Рено" выпускал авиационные моторы.
Индустриализация Поволжья началась на рубеже XIX — XX вв., когда были открыты первые машиностроительные (например, "Руский Рено" в Рыбинске), металлургические (например, чугуно-литейный завод Молчанова), химические (Самаро-Сергиевский завод взрывчатых веществ на станции Иващенково и т.п.) и лесоперерабатывающие (например, лесопильные заводы в Царицыне) производства. Но среди промышленных производств еще преобладали средние и мелкие заводы и фабрики, крупных предприятий было немного.
В начале XX в. в Поволжье проходил процесс централизации капиталов. Активно развивались акционерные общества. В 1909 — 1910 гг. образовывались акционерные компании, становившиеся затем монополиями. Крупнейшими акционерными организациями в Поволжье были пароходная компания "Кавказ и Меркурий" и Восточное общество товарных складов. В Поволжье действовали крупнейшие монополии: "Вогау", торговавшее медью, товарищество "Караван", занимающееся чаем, товарищество "Любимов, Сольвэ и К°", которое занималось содой. В маслобойно-жировой промышленности крупнейшими акционерными компаниями стали общество Волжско-Камского маслобойного и химического заводов и компания "Салолин", выпускающая салолин — заменитель натурального животного жира, использовавшегося в мыловарении. В производстве химических продуктов в Поволжье преобладали товарищества Ушкова и Понизовкина. Монопольное положение занимали асфальтовые заводы в Cызрани, использовавшие единственное тогда в России месторождение высококачественных бутаминозных известняков. В этот же период значительно возросло значение банков, среди промышленников стали востребованы и популярны кредиты.
После Октябрьской революции в 1917 г. развитие промышленности в Поволжье на некоторое время остановилось, но существующие заводы и фабрики были национализированы и продолжали работать, как например, металлургический завод в Нижнем Новгороде. А с 30-х гг. XX века начался новый этап индустриализации Поволжья. Например, в 1930 году в Волгограде был открыт крупнейший в России тракторный завод, в 1931 году в Нижнем Новгороде — завод фрезерных станков.
На территории Волжского бассейна находится часть Волго-Уральской нефтяной базы. О нефти в Поволжье стало известно еще при Петре I, но серьезные работы по разведке и разработке поволжских месторождений нефти начались только после Октябрьской революции и Гражданской войны. Первая нефть в Поволжье была получена 5 февраля 1934 г. у поселка Яблоневый Овраг в Самарской области, который в 2004 г. вошел в черту Жигулевска. Близ Яблоневого оврага располагаются также известняковые карьеры.
Уже с октября 1936 года счет добытой в Поволжье нефти пошел на тонны, были открыты богатые месторождения в Татарии. В годы Великой Отечественной войны поволжская нефть снабжала горючим Красную Армию. До открытия месторождений в Западной Сибири Поволжье занимало первое место в России по запасам и добыче нефти. В Астраханской области добывали природный газ.
В XX в. нефть добывали практически по всему Поволжью, на 150 месторождениях, крупнейшие из которых находились в Республике Татарстан. Это Ромашкинское месторождение рядом с Альметьевском, Ново-Елховское, Шугаровское и Бавлинское месторождения. Крупные месторождения были и в Самарской области: Мухановское в районе Отрадного и Дмитровское и Кулешовское в районе Нефтегорска. В 1964 г. был пущен в эксплуатацию нефтепровод "Дружба" для транспортировки нефти из Волго-Уральского нефтяного региона в страны Восточной Европы. Нефтепровод начинался в Альметьевске, проходил через Самару и Брянск до Мозыря, и затем разветвлялся на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). Но к концу XX в. месторождения нефти в Поволжье значительно истощились.
В XX в. в Поволжье развивалось машиностроение (в том числе авиационная и ракетно-космическая промышленность) и нефтехимия (производство пластмассы, химических волокон, синтетического каучука, покрышек, минеральных удобрений). В Самаре, Казани, Саратове, Ульяновске было много предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Особое место в машиностроении Поволжья принадлежало и принадлежит транспортной промышленности. Крупнейшие автомобильные заводы России находились в Тольятти (Волжский автомобильный завод ВАЗ), Нижнем Новгороде (Горьковский автомобильный завод ГАЗ), Набережных Челнах, Ульяновске. В Рыбинске, Волгограде, Астрахани, Нижнем Новгороде развивалось судостроение, в Твери — вагоностроение, в Волгограде и Чебоксарах — производство тракторов. В годы "Перестройки" объемы промышленного производства в Поволжье снизились, многие предприятия претерпели реорганизацию, но в начале XXI века промышленность в Поволжье стала постепенно наращивать обороты.
Но несмотря на строительство в Волжском бассейне множества промышленных предприятий и рост промышленного производства, регион по-прежнему не потерял своего аграрного значения. В 2003 г. площадь сельскохозяйственных земель в Приволжском федеральном округе составляла 59237,3 тыс. га или 15% от всех сельскохозяйственных угодий России.
Туризм на Волге
Хотя первые пассажирские перевозки по Волге на пассажирских судах появились в середине XIX в., их еще с трудом можно назвать круизами. Но все-таки это были путешествия. В 1853 г. было открыто специальное пассажирское общество "Самолет", построившее в Бельгии несколько пассажирских пароходов длиной 47 м и мощностью 50 л.с., среди которых наиболее известны "Ундина", "Бывалый", "Резвый" и "Казань". Пароходы были изготовлены из железа, а по бокам имели большие гребные колеса. На палубе было несколько боковых кают и капитанский мостик, прикрытый крышей. Путешествовать на таких пароходах можно было в I, II и III классе. Помещения для пассажиров I и II классов находились в корпусе, отдельных кают не было, в каждом классе была одна общая мужская и одна общая женская каюты, оборудованные мягкими диванами в два яруса. Пассажиры III класса путешествовали под открытым небом.
В 1854 г. был открыт первый регулярный пассажирский маршрут Тверь — Рыбинск, который затем продолжили до Ярославля.
В 1871 г. был построен первый пароход с паровом отоплением, водопроводом, весьма комфортабельными каютами для пассажиров I и II классов и салонами, отделанными перламутром. У парохода была рекордная для того времени скорость хода вверх по течению — 12-14 км/ч, поэтому ему дали название "Переворот", но потом он был переименован в "Колорадо", а затем в "Ориноко".
В 1890 — 1900 гг. происходило бурное развитие парового флота, в том числе и пассажирского, к 1900 г. на Волге было 143 пассажирских судна и 15 — товаропассажирских.
В 1903 г. вышел первый путеводитель по Волге "Волга от истока до Каспия". Он был издан на трех языках: русском, французском и немецком59
В 1904 г. на Волге работали пассажирские общества "Кавказ и Меркурий", "По Волге", "Самолет" и компания "Надежда", пароходство Кашина. "Самолет" — единственная компания, которая перевозил пассажиров на рейсах Тверь — Астрахань и Тверь — Рыбинск и практически все компании работали на маршруте Рыбинск — Нижний Новгород. В этом же году был издан "Путеводитель по Волге" А. Безчинского.60
В 1907 — 1913 гг. активно развивалось теплоходостроение, в 1911 г. на Волге появился первый винтовой пассажирский теплоход "Бородино" мощностью 1200 номинальных сил. В этом же году выпустили пассажирский колесный теплоход "Урал" мощностью 800 номинальных сил.
В 1913 г. на Волге открыли новую пассажирскую линию: Нижний Новгород — Астрахань.
В годы Октябрьской революции пассажирские перевозки по Волге резко сократились, возобновились они лишь в 20-е гг. XX века. В 1925 — 1929 гг. действовали рейсы Москва — Нижний Новгород, Рыбинск — Пермь, Пермь — Усолье — Чердынь, Уфа — Казань, Вятка — Казань, Нижний Новгород — Астрахань61. Однако круизы как таковые были редкостью, туристско-экскурсионные рейсы были немногочисленными и привлекали всеобщее внимание — о них писали в газетах и говорили по радио. В 1937 г., в связи с завершением строительства канала Москва-Волга, открылся новый маршрут Москва — Нижний Новгород, а потом и Москва — Астрахань.