Памяти Рыжика и всех кошек сражавшихся вместе с людьми на фронте...


Молодой рыжий кот, развалившись на траве, жмурился от удовольствия. Недавний сытный обед, теплое солнышко и привычные уже обрывки разговоров, долетавших до него, расслабляли, погружая в полудрему. Казалось, он спит, положив голову на вытянутые лапы, и только чуть подрагивающие уши выдавали его. Кот прислушивался и чутко ловил звуки вокруг и настроение окружающих. Сейчас в воздухе росло напряжение, а значит, совсем скоро все вновь начнут бегать, таскать огромные, странно пахнущие штуки, издающие страшный и очень громкий грохот, которые люди называют оружием. А потом вокруг начнет что-то падать и взрываться, оставляя на земле большие ямы. Он как-то сходил к одной такой, когда все закончилось и стало тихо. Яма пахла гарью и всё возле нее было мертво, даже сама земля. Кот передернулся от воспоминаний.

Но это все было не так страшно, как жуткие летающие чудовища – самолеты. Их звук он слышал и узнавал издали и давно уже научился различать те, что были безопасны и те, что несли смерть. И один только их звук вызывал у него такой ужас, что кот старался сразу убежать, спрятаться, забиться куда-нибудь, лишь бы оказаться подальше. И каждый раз удивлялся, почему люди не прячутся, почему вместо этого они еще быстрее крутят и перетаскивают с месте на место свое оружие, бегают, что-то кричат. Ведь он чувствовал, что им тоже страшно, но они оставались на месте. А порой, когда всё стихало, и кот возвращался, он видел напряженные лица с застывшей горечью и болью в глазах. И тогда он знал, что кто-то из людей больше не погладит его, не поделится едой, не сядет рядом, кого-то кот больше никогда не увидит…

Но был среди людей один, особенный, немолодой мужчина с шершавыми, местами покрытыми шрамами, но такими теплыми и добрыми руками, что кот замирал каждый раз, когда тот неловко гладил его. Именно этот человек, старшина, как звали его другие, нашел его среди развалин того, что когда-то было для кота домом, в котором звенело счастье, жил его человек – женщина, со своим детенышем, жила его мама-кошка, сестра Мурка и верный друг Полкан, где его звали Даник... Нашел и забрал с собой, дав новое имя – Рыжик и новую жизнь.

Памяти Рыжика и всех кошек сражавшихся вместе с людьми на фронте...

Кот тряхнул головой, отгоняя горькие воспоминания. Напряжение нарастало, скоро, совсем скоро тишина сменится грохотом взрывов.

Может люди просто не понимают, как это опасно? – размышлял кот, поглядывая за ними, - и поэтому никуда не уходят. Но они же все мои! Мои люди! Значит, я должен позаботиться о них. Раз они не понимают, надо самому увести их в безопасное место.

Спрыгнув в окоп, кот отправился на поиски старшины и обнаружил его возле того самого оружия, которое плевалось огнем и громко грохотало. Рыжик, громко замяукал, привлекая к себе внимание, а после, выпустив когти, стал лапами тянуть мужчину в сторону.

- Рыжик! – мимолетная улыбка озарила сосредоточенное лицо старшины, - ты бы лучше спрятался куда-нибудь, скоро здесь будет жарко.

Кот недовольно фыркнул, продолжая тянуть человека.

- Нет, Рыжик, мне сейчас некогда, - решительно отодвинул его мужчина, - беги, прячься, не мешай мне!

Кот быстро понял бесполезность своих попыток увести и защитить человека и сел рядом, разочаровано мяукнув. А спустя несколько мгновений услышал тот самый звук, от которого ужас застилал глаза и разум и рванул в укрытие.

Взрывы, грохот, крики людей, треск пламени заставляли кота сжиматься все сильнее.

Пусть все закончится, пусть скорее закончится, - думал он, нервно вздрагивая от каждого звука, - Зачем, зачем люди это делают? Почему не убегают в укрытие, как я? Зачем мы вообще здесь?

Когда, наконец, наступила тишина, Рыжик осторожно выглянул наружу и закашлял от дыма и пыли, плотной пеленой окутавших землю.

Я никогда не пойму людей, - вздохнул он, - но они все равно мои, а значит мое место рядом с ними, - и кот выбрался из укрытия и побежал к окопам.

Остановившись чуть в стороне, он со страхом вглядывался в лица, вслушивался в разговоры, пытаясь заранее узнать, почувствовать, все ли живы и облегченно выдохнул – все. В этот раз смерть обошла его людей стороной.

А вечером, когда уставшие бойцы отдыхали, Рыжик нашел старшину, сидящего чуть в стороне.

- А, Рыжик, - устало улыбнулся человек, - ты прости, что я тебя так оттолкнул. Сам понимаешь, времени не было, фашисты наступали.

Кот сел рядом, внимательно глядя на бойца и вопросительно мяукнув.

Он не понимал. Но очень хотел понять, зачем все это, весь этот ужас, и старшина, словно почувствовав невысказанный вопрос, заговорил.

- Понимаешь, Рыжик, эти гады, фашисты, они же пришли к нам, в наш дом, нашу страну. Они никого не жалеют, убивают и взрослых, и детей, и стариков. Они вообще забыли уже, что люди. Забыли, что значит быть человеком, а нас вообще за людей не считают. И если мы их не прогоним, не уничтожим…, - он замолчал, глядя куда-то вдаль.

- Ну, ты даешь, - насмешливо бросил проходящий мимо них человек, - с котом прямо как с человеком разговариваешь! Думаешь, он понимает тебя?

- Да уж поболе некоторых людей, - усмехнувшись, качнул головой старшина, - вот лучше тебя так точно.

- А чего это лучше меня? – по-доброму ухмыльнулся боец, развернулся и подойдя, сел рядом, - у меня между прочим знаешь какой кот дома остался? Огромный котяра! Кеша. А умный! Он каждое утро рядок мышей выкладывал мне на крыльцо. Отчитывался значит, как повоевал ночью. А жинка…, - на лицо его набежала тень, но тут же сменилась теплой улыбкой, - уж как она ворчала на него за эти мышиные отчеты, но все же именно ему утром первому наливала молока. Вот за нее я и сражаюсь здесь. Чтобы никакой фашист не пришел к ним, чтобы они жили, и Кеша все так же каждое утро выкладывал пойманных мышей, Натали моя ворчала бы на него любя, а дети смеялись на это и втихую угощали вкусными кусочками.

- А у меня мать с отцом и невеста дома остались. Вот их я и защищаю, - кот вздрогнул, он так внимательно слушал, что не заметил еще одного подошедшего бойца, - да и остальных людей. Не место нелюдям на нашей земле! Гнать их надо!

Рыжик огляделся и увидел, что их со старшиной окружили солдаты, и каждый рассказывал что-то свое о тех, кто остался там, за линией фронта.

- А у меня никого не осталось там…, - совсем молодой боец, почти мальчишка, уронил эти слова и тишина, тяжелая, вязкая растеклась вокруг, - ни матери, ни отца, ни сестер… Никого…, - и кот увидел, как опустили головы остальные, как горечь стерла с лиц добродушные усмешки. Боец помолчал, - но я точно знаю, что тем, кто сотворил такое не место здесь. И если их не остановить… Нет уж, я готов жизнь отдать, только бы уничтожить эту нацистскую мерзость!

Кот потихоньку отошел в сторону, ему надо было о многом подумать и, кажется, он стал чуть лучше понимать людей, а еще Рыжик вдруг понял, что согласен с ними. Что тех, кто разрушил его счастливую жизнь, его дом, надо обязательно выгнать, а лучше уничтожить. И кот точно знал, как помочь в этом его нынешним людям.

И в следующий раз, когда вдали послышался далекий гул вражеского самолета, когда кот почувствовал, что приближается то самое страшное чудовище, Рыжик замер на мгновение, а перед его глазами быстро-быстро понеслись воспоминания, как когда-то еще в той беззаботной жизни его человек тоже каждое утро наливала им с кошкой-мамой и сестрой вкусного молока, как нежно гладила, как ее детеныш обнимал его, с веселым смехом играл с ним, как Полкан, ворча и иногда лая на его проказы, все же пускал в будку и там можно было зарыться в теплый мех или попытаться поймать большой лохматый хвост, и кошку-маму и сестру, с которой было так весело ловить бабочек или догонять друг друга…

А еще вспомнил, как в один момент все закончилось. Как прилетели те самые чудовища, жуткий грохот и огонь, жадно пожирающий их дом. И как потом он бегал по горячему еще пеплу и пытался найти. Найти хоть кого-нибудь. Кого-нибудь живого. И не находил. Его человек, ее детеныш, кошка-мама, сестра, Полкан… Никто не отзывался на его жалобное мяуканье, его зов. И как сидел он потом на чудом уцелевшей стене, и как горячая влага наполнила глаза, размывая мир вокруг, делая все вокруг похожим на сон, на самый страшный сон… Как он пытался стереть эту влагу, а ее становилось только больше. Как сон все не заканчивался и кот вынужден был принять случившееся. И свое горе и отчаяние…

Все это пронеслось перед глазами кота. Звук чудовищ приближался, ужас пронизывал все его тело, до самого кончика хвоста, хотелось бежать, бежать отсюда со всех лап, бежать и прятаться. Но кот тряхнул головой, распушил шерсть, выгнулся и зашипел в сторону приближающихся самолетов. И было в этом шипении столько ярости, ненависти, страха и готовности сражаться до конца с теми, кто убил его семью, сражаться, чтобы жили другие …

И люди, удивленные поведением кота, внимательно вгляделись в ту же сторону и крик:

- Разворачивай орудия! Они с севера летят! – был лучшей наградой Рыжику.

Когда начался бой, кот благоразумно отступил, понимая, что больше ничем не может помочь.

Но впредь, каждый раз, заслышав приближение врагов, предупреждал об этом отряд. И люди быстро поняли, что чутье его порой намного точнее всех их приборов и ни разу до самой победы не сомневались в нем.

А когда война закончилась, когда всех врагов выгнали с родной земли, и бойцы праздновали победу, старшина сел рядом с Рыжиком:

- Представляешь, мы победили, Рыжик, - устало проговорил он, - все закончилось. Многих мы потеряли, но благодаря твоей помощи очень много ребят остались в живых. Ты настоящий герой. И это не только наша, но и твоя, Рыжик, победа, - мужчина замолчал, а кот, забравшись к нему на колени, встал на задние лапы, заглянул в глаза и удивился, увидев там такую же влагу, как та, что когда-то застилала ему взор, и сочувствуя, ткнулся головой в грудь человека, ощутив прикосновение теплой, надежной, ставшей за это время такой родной руки его нового человека.

- Я что предложить то тебе хотел, - старшина смахнул слезы и, чуть отстранив кота, внимательно посмотрел на него, - поедем ко мне домой. В моем доме для тебя всегда будет миска вкусного парного молока и самый лучший кусок мяса. А еще у меня есть жена, сын и дочь, они точно обрадуются и будут любить тебя. А ужасы войны пусть навсегда останутся для тебя в прошлом.

Рыжий замер, не в силах поверить, что все действительно закончилось. Что не будет больше взрывов, летающих чудовищ, жадного огня и людей, которые уходят туда, откуда нет возврата. А еще ему предлагают дом. Его человек зовет его с собой.

- ДА!!! – громко мяукнул кот, - да, да, да! Я поеду с тобой! И буду самым лучшим котом, буду изо всех сил защищать твою семью. Только давай все же помнить все, что было. Нельзя забывать такое, а иначе тот самый коварный враг сможет опять вернуться. Нет. Я буду помнить, и своим котятам обязательно расскажу, как это страшно – когда прилетают чудовища, чтобы и они знали и всегда были готовы встать вместе со своими людьми, защищать свою землю.

Много лет еще после войны прожил Рыжик в семье старшины. И много потомков появилось у него. И часто можно было видеть, как он лежит в окружении котят и что-то мяукает им, а они внимательно слушают. И я уверена, что он рассказывал им о пережитых ужасах и призывал помнить об этом, чтобы не случилось новой войны…

Этот рассказ написан на основе реальной истории, найденной мной на просторах интернета, про кота Рыжика - седьмого бойца батареи зениток.

Нелепое счастье 

#котРыжик #зенитнаябатарея

Комментарии