Мой дед, Майский Дмитрий Васильевич, не дошёл до победного 1945-го, он погиб в 1943 году.

Его жизнь – пример всем нам!


На счету командира звена 2-й эскадрильи 514-го бомбардировочного авиаполка капитана Майского Дмитрия Васильевича 111 боевых вылетов, десятки сложных боевых заданий, благодарности командования, ранения, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, звезда Героя Советского Союза, орден Ленина.

Мой дед родился 1 января 1917 года в селе Алексеевка ныне Жердевского района Тамбовской области. Окончил два курса рабочего факультета при Ростовском государственном университете.

В 1936 году был призван в ряды армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. К марту 1942 года в звании «старший лейтенант» командовал звеном 514-го бомбардировочного авиаполка Северо-Западного фронта. К тому времени он совершил 78 боевых вылетов на воздушную разведку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы, его важных объектов, нанеся ему большие потери.

21 июля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 603.

Старший лейтенант (позже – капитан) Майский работал порой не в составе звена, а только на своей машине и со своим экипажем. Вот один из таких эпизодов.

В начале декабря 1941 года 514-й авиаполк получил спецзадание от Командующего ВВС Северо-Западного фронта произвести разведку в районе Старой Руссы и обнаружить крупную танковую группировку врага. Для выполнения задачи без колебаний был назначен старший лейтенант Майский. В тот день разыгралась зимняя непогода, осложняющая выполнение задания. Экипаж вёл свой Пе-2 по приборам, прочёсывая район поиска на предельно малой высоте. Время неумолимо уходило, заканчивалось горючее. И, наконец, пристально вглядевшись в землю, Дмитрий Майский увидел следы гусениц на снегу. Ещё заход – и удача! В низине среди стогов сена лётчики увидели чёрные коробки танков! На оперативную карту были нанесены свежие данные о противнике, а Майский прикрепил на гимнастёрку орден Красной Звезды.

Лётчики эскадрильи высоко ценили мастерство Майского – бывало, прямо из самолёта он попадал в объятия друзей:

— Молодец, Митька! Живём, старина!
— Сегодня во второй землянке – званый ужин!

И краем уха Майский мог услышать возбуждённый рассказ стрелка-радиста Прохорова о прошедшем бое и выдержке командира.

…А солнечным августовским днём 1942 года после кропотливо спланированной и блестяще выполненной операции по уничтожению самолётов и мат. обеспечения противника на аэродроме шестёркой «петляковых», Майским было получено приказание: «Срочно прибыть к командиру полка м-ру Лозенко». По прибытии Майского, комиссар полка Таряник обьявил:

— Поздравляю тебя, Митя, с присвоением звания Героя Советского Союза…

Герой Советского Союза капитан Дмитрий Васильевич Майский с честью продолжил службу.

Сентябрьской ночью 1942 года экипаж Майского снова поднялся в небо. Их самолёт был сильно повреждён зенитками. Но задание было выполнено, склады боеприпасов уничтожены, Пе-2 вернулся на свой аэродром. Однако, Майский был ранен и переведён в учебный 8-й авиаполк 8-й воздушной армии, где из командира звена стал инструктором учебного авиаполка.

10 января 1943 года капитан Майский, уже подготовивший несколько десятков пилотов, вылетел на только что отремонтированной машине. Это был последний полёт героя. Дмитрий Васильевич погиб при выполнении учебно-тренировочного полёта. Похоронен вместе в экипажем в братской могиле в городе Красный Холм Тверской области. На месте гибели экипажа стоит памятник лётчикам.

Его имя высечено золотыми буквами в Зале Славы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Рассказом поделился Дмитрий Сорокин.

https://www.moydenpobedy.ru/3792.html

#МойДеньПобеды
#ВеликаяОтечественнаявойна #Победа79
#Подвигнарода #ВеликаяПобеда #ГероиПобеды

Комментарии