Русские крестьяне при каждой трапезе старались накрывать стол тканью ( скатертью, настольником , столешником), орнаментированной узорами вышивки и ткачества. Сесть обедать или ужинать за непокрытый (»голый») стол считалось проявлением неуважения к еде, которое могло навлечь неурожай или голод. В Тамбовской губернии столешники шились из двух полотнищ домотканого холста, соединенных прошвой – полосой кружева, тесьмы, вышивки. Иногда для этих целей использовали три или четыре полотнища. Праздничные столешники изготавливались из тонкого льна или поскони, будничные - из грубых конопляных нитей – «замашки». Они были обязательной частью приданого.
Столешник «С браньем». Кирсановский уезд, село 1-е Пересыпкино. Фонды СПМЗ
В селе 1-ое Пересыпкино Кирсановского уезда (современный Гавриловский район) самыми нарядными были столешники -«посадные». Ими застилали стол во время свадебного пира, когда жениха и невесту усаживали «На посад». «Посадные» столешники украшались сложнейшими ткаными и шитыми узорами, цветными лентами и кружевом. Ценились также столешники «с браньем», без которых невозможен был обряд посещения роженицы близкими родственниками, который назывался «На зубок». Женщины собирали лучшую еду, торжественно несли ее в особом столешнике «с браньем» и угощали женщину в первые дни после рождения ребенка. В красных узорах закладного и браного ткачества подчеркивалась тема чадородия и плодородия в широком смысле: изображались солярные знаки, «рожаницы», женские фигурки - «головастицы» с решетчатым заполнением юбок и другое.
В погребально - поминальной обрядности использовались более простые столешники с древними узорами: «гусиная плоть», «крест», «дороги» и прочее.Чаще всего они были белого цвета с рельефным орнаментом, тканым в три или пять цепков – подножек ткацкого стана. Их стелили под гроб и закрывали его сверху. Во время поминальных трапез из сундука доставали «моленный» столешник.
В сенокос и страду приходилось трапезничать в поле, расстилая на земле особый столешник квадратной формы, который назывался «Узол», поскольку именно в нем приносили еду, завязывая узлом концы столешника. ************* Жигулева В.М., ведущий сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-ХХI вв.».
Сергиево-Посадский музей заповедник
«Скатерть шита - бранная».
Скатерти - столешники Тамбовской губернии начала XX века.
тканью ( скатертью, настольником , столешником), орнаментированной
узорами вышивки и ткачества. Сесть обедать или ужинать за непокрытый (»голый») стол считалось проявлением неуважения к еде, которое могло навлечь неурожай или голод. В Тамбовской губернии столешники шились из двух полотнищ домотканого холста, соединенных прошвой – полосой кружева, тесьмы, вышивки. Иногда для этих целей использовали три или четыре полотнища. Праздничные столешники изготавливались из тонкого льна или поскони, будничные - из грубых конопляных нитей – «замашки». Они были обязательной частью приданого.
Гавриловский район) самыми нарядными были столешники -«посадные». Ими застилали стол во время свадебного пира, когда жениха и невесту усаживали «На посад». «Посадные» столешники украшались сложнейшими ткаными и шитыми узорами, цветными лентами и кружевом.
Ценились также столешники «с браньем», без которых невозможен
был обряд посещения роженицы близкими родственниками, который
назывался «На зубок». Женщины собирали лучшую еду, торжественно
несли ее в особом столешнике «с браньем» и угощали женщину в первые дни после рождения ребенка. В красных узорах закладного и браного ткачества подчеркивалась тема чадородия и плодородия в широком смысле: изображались солярные знаки, «рожаницы», женские фигурки - «головастицы» с решетчатым заполнением юбок и другое.
В погребально - поминальной обрядности использовались более
простые столешники с древними узорами: «гусиная плоть», «крест»,
«дороги» и прочее.Чаще всего они были белого цвета с рельефным орнаментом, тканым в три или пять цепков – подножек ткацкого стана. Их стелили под гроб и закрывали его сверху. Во время поминальных трапез из сундука доставали «моленный» столешник.
В сенокос и страду приходилось трапезничать в поле, расстилая на
земле особый столешник квадратной формы, который назывался «Узол», поскольку именно в нем приносили еду, завязывая узлом концы столешника.
*************
Жигулева В.М., ведущий сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-ХХI вв.».
#спмузейзаповедник #культураподмосковья #музеиподмосковья #культмо #нашеподмосковье #лето_в_подмосковье #фонды #миррусскойдеоевни