Значительная часть экспозиции Новой Ризницы посвящена произведениям искусства времени правления императрицы Екатерины Великой, которые связанны с именем выдающегося церковного иерарха священноархимандрита Троице-Сергиевой лавры Платона (Левшина).

Владыка одновременно являлся членом Святейшего Синода, законоучителем наследника престола великого князя Павла Петровича, митрополитом московским, настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Митрополит Платон принадлежал к высокообразованным архиереям 18 века, с его трудов началось научное изучение истории Русской Церкви. Многое сделал он для блага своей любимой Лавры. Уже современники отмечали, что он как бы заново «отстроил» ее, проложив «прошпекты», завершив отделку колокольни, возведя новое здание Ризницы, отремонтировав соборы. Многие предметы были исполнены по заказу митрополита Платона для соборов Лавры и являются уникальными произведениями церковного искусства этого времени. Сегодня речь пойдет о выполненной по заказу митрополита Платона шитой плащанице 1798 года с изображением оплакивания снятого со креста Иисуса Христа.
Эта плащиница, вышитая П. Я. Шатиловой по темно-фиолетовому бархату шелковыми и золотными нитями и украшенная отборным жемчугом и драгоценными камнями из «ризной казны», была создана к сорокалетию монашеского пострига митрополита Платона.
Главной особенностью произведения является характерная для изобразительного искусства Нового времени эмоциональная выразительность, подчеркнутая экспрессией фигур, клубящимися облаками и светилами. Центр композиции - огромный крест, сияющий золотым светом. У его подножия изображено Оплакивание Христа, а в стороне, слева - коленопреклоненная фигура с надписью: Платон митрополит московский. Поза Владыки с молитвенно сложенными руками, преклоненной головой, широким ниспадающим плащом напоминает «нерукотворенное» изображение молящегося перед Распятием монаха на любимой митрополитом Платоном агатовой панагии 1784 года. На плащанице имеются и редчайшие для русского церковного искусства надписи: у подножия гроба - 1798 год, в правом нижнем углу - вышивала Прасковья Шатилова.
Необыкновенно красива широкая кайма вокруг средника плащаницы с каллиграфической прорисовкой текста одного из песнопений утрени Великой Субботы, вынизанного жемчужными зернами. Это уникальный для плащаниц литургическо-поэтический текст. Очевидно, что его появление связано с личным переживанием этого торжественного богослужения митрополитом Платоном и указывает на его особую богословскую культуру и глубокую духовную мысль. Стоит подчеркнуть, что это свойственно всем произведениям искусства, созданным при участии владыки.
«Заходиши под землю Спасе, Солнце правды: / темже Рождшая Тя Луна печальми оскудевает, / вида Твоего лишаема». (Под землю заходишь Ты, Спасе, Солнце правды, оттого родившая Тебя Луна затмевается от скорбей, Твоего лицезрения лишаясь.) По мысли авторов богослужения Великой Субботы, закат солнца и восход его, наблюдаемые людьми на протяжении тысячелетий – это образы схождения Христа во гроб и Его Воскресения.
Какие прекрасные идеи! Действительно, в жизни нас окружают тысячи образов воскресения из мертвых. Восход и заход, зерно пшеницы в земле, гусеница и бабочка, замерзшие на зиму деревья – это все свидетельства как о тайне Воскресения Христа, так и о будущем всеобщем воскресении из мертвых. Еще один символ Богочеловека в текстах богослужения: солнце.
Луною в этом песнопении называется Богородица – Ее слава есть отблеск славы Сына. Тоже замечательная мысль! Что такое Луна без Солнца? Мертвое небесное тело, не имеющее света. Кто Мария без Иисуса? Святой человек – но не более. С Ним же Она – Богородица. Действительно, она Луна, родившая Солнце.
Отныне человек, пребывая на земле, способен одновременно обитать и на небе – духовно возносясь с Господом к высотам жизни во Христе.
Ваш Евгений Захаров, вед. науч. сотрудник отдела «Художественная культура Троице-Cергиевой лавры XVIII-XIXвв.»
Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой Лавры XVIII–XIX веков»
#экспонат_дня

Комментарии

Комментариев нет.