Североуральский краеведческий музей

Первые лекари Петропавловского

История здравоохранения нашего города — это не только последние 60 лет с момента, когда бывшие поселки Петропавловский и Бокситы стали называться Североуральском, и не 70, когда родился СУБР. У нее глубокие корни. Ведь поселение Петропавловского завода старше города на 186 лет. Так с чего же всё началось?

В 64-м выпуске «Ваграна» («НС» №11, 28 января 2002 года) мы рассказали о том, что 12 ноября 1759 года владелец еще только строящегося завода Максим Михайлович Походяшин подал в Канцелярию Главного заводов правления «Покорнейшее доношение». В нем сообщал, что для лечения больных «потребен знающий того искусства, ибо при заводе больных немало умножилось». Канцелярия удовлетворила просьбу, на завод был послан лекарский ученик Иван Панаев. Вернулся он из командировки 15 января 1760 года. О результатах ее есть подробный рапорт штаб-лекаря: на осмотр явились 132 человека, 60 из них болели в основном цингой и были отпущены по домам, 11 человек умерли, и осталось 60 непролеченных — не хватило медикаментов (ГАСО, фонд 24, опись 12, дело 3125, листы 152, 153 об., 155, 156).

Вот с этого в конце 1759 года и началась история здравоохранения нашего поселения, которое в 1944 году стало городом. Известно, что в 1797 году в Петропавловском заводе нес службу лекарский ученик Федор Савинович Волков, а в следующем, 1798 году — лекарь Федор Яковлевич Гессен.

Более подробные сведения имеются о врачевателе Григории Васильевиче Абакумове. Будучи старшим лекарским учеником, в начале 1802 года он был назначен на должность подлекаря ГОСПИТАЛЯ Петропавловского завода, где прослужил до 21 марта 1806 года. На этом его лекарская карьера закончилась (смотри 96-й выпуск «Ваграна», «НС» №155 за 27 декабря 2004 года, стр.7). У него было два сына и две дочери.

Когда в Петропавловском заводе появился госпиталь — точно неизвестно. Но предположить можно. В «Описании о заводских фабричных и домовых строений при Петропавловском заводе» сказано , что госпиталь построен «в казенном содержании», то есть после продажи завода в казну — после 1791 года. И есть сведения, что в 1797 году надзирателем при госпитале был Митрофан Ожегов, потомки которого и сейчас проживают в Североуральске. Следовательно, построили госпиталь на казенные деньги в период с 1791 по 1797 год.

По «Чертежу Петропавловскому заводскому селению 1827 г.» видно, что располагался госпиталь на краю села, примерно там, где сегодня заканчивается улица Маяковского — не доходя до скал, влево от дороги, на опушке леса рядом с кладбищем (смотри 24-й выпуск «Ваграна», «НС» №51-52 за 27 апреля 1998 года, стр. 5). И есть подробное описание состояния госпиталя на январь 1821 года (копия этого документа хранится в городском музее). Что же он из себя представлял?

Первые лекари Петропавловского, изображение №1
«Построенный в казенном содержании, в шести покоях с сенями и чуланом, срублен из бревен, крыт тесом, на коем одно слуховое окно. Длиною оный госпиталь в пять с половиной саженей, шириною четыре с половиной сажени, вышиною до крыши одна сажень два аршина...», — сказано в документе. Весьма солидное сооружение: длина — 11,7 метра, ширина — 9,58 метра и высота до крыши — 2,84 метра. Крыша не очень крутая — в два с половиной аршина (1,77 метра), 10 дверей, 15 остекленных окон со ставнями, две печи из красного кирпича.

Напротив госпиталя стоял «дом для аптекарских учеников из трех покоев с сенями и чуланом», крытый тесом в два ряда. Размеры его тоже немалые: шесть с половиной саженей (13,8 метра) на две сажени и два аршина (5,68 метра). Пять дверей, девять окон со ставнями, в доме — русская печь и голландка из красного кирпича.

Рядом была «стряпчая изба с сенями с одним покоем, крытая тонким тесом в два ряда», с двумя дверьми и двумя окнами, русской печью, чуланом в сенях, крыльцом с крышицей на стойках. Без сомнения, это было помещение для приготовления пищи для больных, размером шесть на пять метров. А кроме того, имелись амбар с погребом и конюшня «в одной связи срубленные из бревен», крытые дранью, и баня с сенями.

Выходит, был целый больничный городок с пищеблоком, баней и собственным гужевым транспортом. Возможно, и какой-то скот держали, размеры конюшни позволяли. Все постройки были срублены из бревен, и на момент описи госпиталь «удерживал свою цену». Оценили его тогда в 709 рублей 91 копейку один грош и записали: «Госпиталь может быть некоторое время без поправки», то есть без ремонта. Сколько еще после двадцати с лишним лет непрерывной эксплуатации он существовал — пока неведомо.

Известно, что в 1826 году лекарским учеником в Петропавловском заводе служил Григорий Якимович Балин. С 1828 по 1845 год старшим лекарским учеником на Петропавловском заводе и Северной экспедиции по Богословскому округу был Василий Иванович Артаманский(их) — сын штайгера Турьинских рудников, направленный сюда из горного госпиталя при Турьинских рудниках. В марте 1841 года указом Правительствующего Сената он был произведен в коллежские регистраторы (низший, 14-й чин Табеля о рангах Российской Империи, введенного Петром I в 1722 году), затем служил в должности лекаря при госпитале Богословского завода. Он был женат на дочери соликамского мещанина Андрея Свалова — Марии, имел дочь и двух сыновей, один из которых — Александр — служил на Богословском заводе урядником.

Других сведений о больничных делах завода и села до начала двадцатого века пока не найдено. А вот о здоровье людей на Богословских заводах в казенном их содержании в какой-то мере можно судить по «Историко-статистическому очерку Богословских заводов» М.Блинова, опубликованному в 60-х годах 19 века.

К началу 19 века Богословские заводы испытывали острый недостаток рабочей силы. В 1799 году, указывает М.Блинов, по распоряжению Канцелярии Главного заводов Правления, начали присылать сюда ссыльно-каторжных, что продолжалось до 1802 года. Но большая часть их была сослана далее в Сибирь. За счет рекрутского набора к концу 1808 года заводы имели почти полный штат, но «из ратников, присланных из Казанской и Оренбургской губерний, 200 человек находилось в заводском госпитале» (вероятно, в Турьинских рудниках). Набранные из вотяков, чувашей, черемисов, мордвы и татар, они были «одержимы застарелыми заразительными болезнями». Поэтому большая часть ратников была отпущена.

Недостающие 1000 человек были набраны из рекрутов Пензенской губернии, прибыли они на заводы в 1817 году. Но «климат Богословский при неосторожности людей, убил и это новое население: в том же году открылись воспалительные горячки и цинготная болезнь и с мая 1817 по май 1818 поразили 800 жертв». Мы не имеем сведений о том, какое количество рекрутов было направлено на Петропавловский завод, но можно предположить, что большая часть их была направлена именно сюда, где их и настигла смерть.

Дело в том, что в Петропавловском заводе, кроме обычных крестных ходов, проходили местные крестные ходы, один из которых (в день Духа Святого) проходил «по случаю бывшего мора людей» («Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии», Екатеринбург, 1902 г. стр. 313-315). Когда именно родилась такая традиция — неизвестно. Массового мора постоянных работников завода и жителей села ни один известный нам документ не упоминает, и тем не менее крестные ходы «по случаю мора» проводились. Вполне вероятно, что проходили они в память о массовой гибели рекрутов. Кстати, на Богословском заводе при храме Иоанна Богослова таких крестных не было. Это косвенно подтверждает, что рекруты были направлены главным образом на тяжелые горные и черные работы в Турьинские рудники и рудники Петропавловского завода.

После закрытия Петропавловского (1827 г.) и Николае-Павдинского (1837 г.) заводов пустынные места нашего края оживило открытие золотоносных песков. Сюда устремилось множество людей. Однако условия труда старателей отрицательно сказывались на их здоровье. Блинов пишет: «Весьма быстрые и необыкновенные перемены погоды и болотистая местность поддерживают местную болезнь здешнего края — зоб... сами же работы при тех местных условиях, особенно на промыслах золотых, где беспечный работник, промокнув днем, засыпает часто под открытым небом, развивают цинготную болезнь и горячки». Этому способствовала грубая и порой испорченная пища, которой довольствовались рабочие, удаленные от своих домов и семей.

На момент 9-й ревизии (1850 год) по Богословскому округу насчитывалось 16903 человека населения. Из них в бывшем Петропавловском заводе 914 (486 мужчин и 458 женщин). В округе было 6 госпиталей на 337 человек. Из них главный — в Турьинских рудниках, на 190 кроватей. В течение 10 лет (с 1845 по 1855 год) всего по округу было 73819 больных (по 738 больных на год), из которых 70955 выздоровело, 905 умерло.

Георгий Зыков, «Наше слово» №23 (9212) от 28 февраля 2005 г.
Первые лекари Петропавловского

* * *

📅 Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника (День медика).

Мы поздравляем всех причастных с их профессиональным праздником!

#MuseumSVU #СеверныйУрал #Североуральск #ДеньМедицинскогоРаботника #СевероуральскийКраеведческийМузей #MuseumSVU_краеведение

Комментарии

  • 21 июн 2021 03:04
    Интересная статья. Благодарю. Понятно, что много людей умирало, вероятнее всего, от тяжелого труда на вредном производстве меди, сурового уральского климата  условий проживания и др. факторов.
  • 14 дек 2021 20:17
    Супер!