Сегодня исполнилось 165 лет со дня рождения чешского композитора и музыковеда Леоша Яначека (3.7.1854, дер. Гуквальди, Моравия – 12.8.1928, Велька-Острава, ныне Острава). Леош был девятым ребенком из тринадцати в семье Йиржи Яначека – сельского учителя, регента и органиста. В 11 лет мальчик стал воспитанником музыкального интерната при августинском Старобрненском монастыре и певчим монастырского хора. В 1872 – окончил Брненский Славянский институт подготовки учителей, в 1875 – Пражскую органную школу (учился у Ф. Скугерского, Ф. Блажека). В 1879–80 гг. изучал композицию в Лейпцигской (класс Л. Грилля) и Венской (класс Ф. Кренна) консерваториях. В 1873–76 гг. Леош Яначек служил хормейстером хорового общества ремесленников «Святоплук», в 1881–88 гг. – дирижёром оркестра концертного общества «Беседа брненска». В 1881 году основал и стал первым директором и профессором Брненской органной школы (с 1947 – Академия изящных искусств им. Л. Яначека). Наиболее ранние из известных сочинений Яначека датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, «Идиллия» для того же состава, «Зденкины вариации» для фортепиано. С 1886 года композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал записи моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшее достижение – симфонические «Лашские танцы» (1889). В это же время издан знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека «О музыкальной стороне моравских народных песен», ныне считающимся классическим трудом по фольклористике. Сюжет его первой оперы «Шарка» корнями уходит в народные легенды, потому и музыка к ней целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Из 9 опер Яначека наиболее известны «Её падчерица», или «Енуфа» (по драме Г. Прейссовой, 1904), «Приключения лисички-плутовки» («Příhody lišky Bystroušky», по «графической новелле» Р. Тесноглидека, 1924), «Средство Макропулоса» (по комедии К. Чапека, 1926). Две оконченные и две неоконченные оперы Яначека непосредственно связаны с русской литературой. Первые две – «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Н. Островского) и «Из мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома» Ф. М. Достоевского); вторые две – «Анна Каренина» и «Живой труп». Обращение к русской литературе – это одно из выражений любви Яначека к России, к русской культуре, к русскому языку. Он побывал в нашей стране дважды, но музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов», Чайковского постоянно питала его творческое воображение. Среди значимых сочинений моравского композитора выделяются «Глаголическая месса» (1926) и три кантаты на духовные и светские тексты; вокальные циклы «Дневник исчезнувшего» («Zápisník zmizelého», 1919) и «Прибаутки» (« ̌Rikadla», 1925); рапсодия «Тарас Бульба» (по произведению Н. В. Гоголя, 1918), симфоническая поэма «Бланицкая баллада» (1920), Военная симфониетта (1926), рапсодии на темы валашских, моравских, ганацких и других народных танцев, сочинения на славянские фольклорные темы: «Сербское коло», «Козачок»; струнный квартет «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого, 1923). В фондах Российского национального музея музыки хранится немало свидетельств таланта и художественной индивидуальности Леоша Яначека. 1. Яначек, Леош. Národní tance na Moravě. / Sebrali a vydali L. Bakešová, Xav. Běhálková, M. Zeman a L. Janáček. - Praha : Státní nakladtelství Krásné literatury Hudby a umění, 1953. 2. Яначек, Леош. Moravská lidová poesie v písních : Pro zpev a klavír. / L. Janáček. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1947. 3. Яначек, Леош. Katja Kabanova [Катя Кабанова] : Oper in 3 Akten / L. Janáček; nach A.N. Ostrowskijs "Gewitter" in der Übersetzung von V. Červinka; Klavierauszug mit Text von B. Bakala. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1948. 4. Яначек, Леош. Šumařovo dítě [Дитя бродячего музыканта] : Balada : Pro orchestr. / L. Janáček. - Partitur. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1949. 5. Афиша: Театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 19, 22, 25 июня. Пражский национальный театр. Чехословацкая Республика. Л. Яначек "Ее падчерица", опера в 3-х актах. Либретто Я. Фогель. Режиссер Л. Мандаус. Хормейстер Я.М. Оуржедник. Балетмейстер В. Илек. - Москва, 1955 г. 6. Яначек, Леош. Tagebuch eines verschollenen [Дневник исчезнувшего] : Für Tenor, Alt, drei Frauenstimmen und Klavier. / L. Janáček ; Deutsche Ubersetzung das Textes eines anonymen Dichters von M. Brod. - Praha : Supraphon, 1978. #Яначек #музеймузыки #musicmuseum_ru
Российский национальный музей музыки
#музыкальныйкалендарь
Сегодня исполнилось 165 лет со дня рождения чешского композитора и музыковеда Леоша Яначека (3.7.1854, дер. Гуквальди, Моравия – 12.8.1928, Велька-Острава, ныне Острава). Леош был девятым ребенком из тринадцати в семье Йиржи Яначека – сельского учителя, регента и органиста. В 11 лет мальчик стал воспитанником музыкального интерната при августинском Старобрненском монастыре и певчим монастырского хора. В 1872 – окончил Брненский Славянский институт подготовки учителей, в 1875 – Пражскую органную школу (учился у Ф. Скугерского, Ф. Блажека). В 1879–80 гг. изучал композицию в Лейпцигской (класс Л. Грилля) и Венской (класс Ф. Кренна) консерваториях. В 1873–76 гг. Леош Яначек служил хормейстером хорового общества ремесленников «Святоплук», в 1881–88 гг. – дирижёром оркестра концертного общества «Беседа брненска». В 1881 году основал и стал первым директором и профессором Брненской органной школы (с 1947 – Академия изящных искусств им. Л. Яначека). Наиболее ранние из известных сочинений Яначека датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, «Идиллия» для того же состава, «Зденкины вариации» для фортепиано.
С 1886 года композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал записи моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшее достижение – симфонические «Лашские танцы» (1889). В это же время издан знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека «О музыкальной стороне моравских народных песен», ныне считающимся классическим трудом по фольклористике.
Сюжет его первой оперы «Шарка» корнями уходит в народные легенды, потому и музыка к ней целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Из 9 опер Яначека наиболее известны «Её падчерица», или «Енуфа» (по драме Г. Прейссовой, 1904), «Приключения лисички-плутовки» («Příhody lišky Bystroušky», по «графической новелле» Р. Тесноглидека, 1924), «Средство Макропулоса» (по комедии К. Чапека, 1926).
Две оконченные и две неоконченные оперы Яначека непосредственно связаны с русской литературой. Первые две – «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Н. Островского) и «Из мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома» Ф. М. Достоевского); вторые две – «Анна Каренина» и «Живой труп». Обращение к русской литературе – это одно из выражений любви Яначека к России, к русской культуре, к русскому языку. Он побывал в нашей стране дважды, но музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов», Чайковского постоянно питала его творческое воображение.
Среди значимых сочинений моравского композитора выделяются «Глаголическая месса» (1926) и три кантаты на духовные и светские тексты; вокальные циклы «Дневник исчезнувшего» («Zápisník zmizelého», 1919) и «Прибаутки» (« ̌Rikadla», 1925); рапсодия «Тарас Бульба» (по произведению Н. В. Гоголя, 1918), симфоническая поэма «Бланицкая баллада» (1920), Военная симфониетта (1926), рапсодии на темы валашских, моравских, ганацких и других народных танцев, сочинения на славянские фольклорные темы: «Сербское коло», «Козачок»; струнный квартет «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого, 1923).
В фондах Российского национального музея музыки хранится немало свидетельств таланта и художественной индивидуальности Леоша Яначека.
1. Яначек, Леош. Národní tance na Moravě. / Sebrali a vydali L. Bakešová, Xav. Běhálková, M. Zeman a L. Janáček. - Praha : Státní nakladtelství Krásné literatury Hudby a umění, 1953.
2. Яначек, Леош. Moravská lidová poesie v písních : Pro zpev a klavír. / L. Janáček. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1947.
3. Яначек, Леош. Katja Kabanova [Катя Кабанова] : Oper in 3 Akten / L. Janáček; nach A.N. Ostrowskijs "Gewitter" in der Übersetzung von V. Červinka; Klavierauszug mit Text von B. Bakala. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1948.
4. Яначек, Леош. Šumařovo dítě [Дитя бродячего музыканта] : Balada : Pro orchestr. / L. Janáček. - Partitur. - Praha : Hudební matice Umělecké besedy, 1949.
5. Афиша: Театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 19, 22, 25 июня. Пражский национальный театр. Чехословацкая Республика. Л. Яначек "Ее падчерица", опера в 3-х актах. Либретто Я. Фогель. Режиссер Л. Мандаус. Хормейстер Я.М. Оуржедник. Балетмейстер В. Илек. - Москва, 1955 г.
6. Яначек, Леош. Tagebuch eines verschollenen [Дневник исчезнувшего] : Für Tenor, Alt, drei Frauenstimmen und Klavier. / L. Janáček ; Deutsche Ubersetzung das Textes eines anonymen Dichters von M. Brod. - Praha : Supraphon, 1978.
#Яначек #музеймузыки #musicmuseum_ru