💢 О том, что Шариат запрещает отдавать предпочтение одному ребёнку перед другими❗️

▪️ Каждому родителю необходимо знать, что Шариат Всевышнего Аллаха в строгой форме предписывает родителям проявлять справедливость между детьми, не выделяя одного из них перед другими бóльшим вниманием, отдельным подарком и т.п.
✅ Со слов ан-Ну’мана ибн Башира сообщается, что, когда его отец сделал ему подарок, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?»
Он ответил: “Да”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?»
Башир ответил: “Нет”.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В таком случае не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости! Порадует ли тебя то, что твои дети станут одинаково почтительно относиться к тебе?»
Он ответил: “Конечно!”
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям! Забери этот подарок и больше так не поступай».
И ан-Ну’ман сказал: “После чего мой отец вернулся домой и забрал этот подарок назад”. аль-Бухари (2586, 2687), Муслим (1623).
✅ Анас рассказывал: “Однажды, один человек сидел рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришёл его сын, которого он взял, поцеловал и усадил на своё место. А когда пришла его дочка, то он взял её и усадил рядом (не поцеловав). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты не проявил справедливости между ними!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (12/526). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2994).
🔹 Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Они (сподвижники) любили проявлять равенство между детьми даже в количестве их поцелуев”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” (154), Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” (37).
🔹 Необходимо отметить, что в вопросе запретности предпочтения одних детей перед другими, мать занимает такое же положение, как и отец. Ибн Къудама сказал: “Мать, в запретности предпочтения между детьми, подобна отцу”. См. “аль-Мугъни” (5/389).
▪️Также запретность предпочтения одного из детей перед другими учёные аргументировали тем, что предпочтение становится причиной зависти, вражды и ненависти между детьми, а также между ними и родителями, и поэтому подобное становится запретным. В качестве примера можно привести то, как братья пророка Юсуфа (мир ему) строили козни против него, несмотря на то, что их отец был пророком! Всевышний Аллах поведал их историю, сказав: «Вот они (братья Юсуфа) сказали: “Отец любит Юсуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении. Убейте Юсуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми”» (12: 8-9).
И сколько же было плачевных случаев в семьях по причине ревности одного ребёнка в отношении другого, который видел, как родители проявляют к другому бóльшую любовь и заботу. Да упасёт нас от такого Всевышний Аллах и сделает нас праведными и справедливыми родителями!
▪️Таким образом, нельзя отдавать предпочтение одним детям перед другими, сыну перед дочерью или наоборот, в открытом проявлении любви, в проявлении внимания к ребёнку, в подарках и т.п.
▪️Однако следует учитывать некоторые положения, связанные с этим вопросом:
1️⃣ Во-первых, есть разница между подарком и обязательным расходованием и содержанием детей, где на каждого расходуется по мере его нужд.
2️⃣ Во-вторых, дочери в виде дара, выходящего за рамки их обеспечения, получают половину того, что даруется сыновьям. Всевышний Аллах сказал: «А мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин» (4: 176).
🔹 Спросили шейха Ибн База: «Среди детей есть такие, которые в почтительном отношении к родителям превосходят других детей, и поэтому родители выделяют такого ребёнка каким-то подарком. Будет ли справедливо, если родители выделяют подарком ребёнка именно за его превосходство в благочестии к родителям?»
Ибн Баз ответил: “Нет сомнения, что некоторые дети лучше других, и это положение известно. Однако родитель не должен выделять такого ребёнка по причине его благочестия к ним. Напротив, является обязательным для него проявлять справедливость между детьми, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям!» Поэтому нельзя по причине этого предпочитать одних детей перед другими. Является обязательным проявлять справедливость между детьми, делать наставления всем, чтобы они были стойкими в почитании родителей, в покорности Аллаху и Его Посланнику. Но при этом не выделять кого-то подарком и не завещать кому-то больше, чем другому. Все дети равноправны в подарках и наследстве, в соответствии с тем, как разделил Шариат наследство, а именно то, что женщине полагается половина того, что причитается мужчине. И если отец дает тысячу сыновьям, то дает пятьсот дочери. Если же дети являются понимающими, если сами говорят: «Дай нашему брату столько-то», и не возражают этому вообще, и их довольство этим является явным, а не притворным, тогда нет в таком случае проблем”. См. “Фатауа Ибн Баз” (9/235).
🔹 Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если кто-то из сыновей нуждается в женитьбе, то отец женит его, и при этом он не дает другим сыновьям столько же, сколько потратил на женитьбу первого. Или если одна из дочерей заболела, и он потратился на её лечение и лекарства, то он не обязан тратить столько же и на других детей. Если же речь идёт о дарении, а не о содержании детей, тогда он дарит женскому полу половину того, что даровал мужскому, потому что нет справедливее деления, чем деление, которое установил Всевышний Аллах!” См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” (13/17).

Комментарии