Хукм бороды в Исламе Вопрос бороды на сегодняшний день является очень актуальным.
Многие мусульмане , отчаянно пытаются избегать этой темы , и из-за своего невежества они связывают бороду с «терроризмом» , «экстримизмом» , «радикализмом» и другими понятиями которые связали с нашей религией враги Ислама. Оставлять бороду – приказ Аллаха и Его посланника ﷺ .Это – обязанность, и потому Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники всегда сохраняли ее. И что дал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» Коран (Собрание : 7) И во всех хадисах указано на запрет бритья бороды : Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:Подстригайте усы и отпускайте бороды.Этот хадис со слов Ибн Умара передают аль-Бухари (10/289) – хадис приводится в его изложении, Муслим (1/153), Абу Авана (1/189) и другие авторы. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поступайте не так, как поступают многобожники: отпускайте бороду и подстригайте усы». Аль Бухари, 5892, Муслим, 601 (Привел аль-Баззар с достоверным иснадом, также аль-Хайсами в аль-Муджма‘ 5/166 со ссылкой на ат-Табарани) Ат-Тирмизи передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не является одним из нас тот, кто уподобляется другим, помимо нас. Не уподобляетесь иудеям и христианам!». В версии Имама Ахмада: «Тот, кто уподобляется определенным людям, является одним из них». От Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится, что он сказал: «Упомянул однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, огнепоклонников, а затем сказал: «Поистине они отпускают усы и бреют бороды, так отличайтесь же от них» (Ибн Хиббан 12/289). И поэтому сам посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, укорачивал усы и отпускал бороду. " Когда гонцы Кисры – правителя Персов, вошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они были побритыми и усатыми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал смотреть на них и отвернувшись сказал: «Горе вам! Кто повелевает вам делать так?!» Они ответили: “Так повелевает нам наш господин – Кисра!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!»"Этот хадис приводят ат-Табари в “Тарих ар-русуль уаль-мулюк” 2/655-656, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/258 и др. По этому поводу Шейх Ислама Ибн Таймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: Коран, Сунна и иджма приказывают отличаться от неверующих и запрещают уподобляться им, в чём бы то ни было. Потому что уподобление им во внешности приводит к уподоблению в нравственных качествах и порицаемых делах, и даже в убеждениях, что приводит к внутреннему дружелюбию к ним, так же, как внутреннее дружелюбие приводит к внешнему уподоблению. Также передается от Ибн ‘Умара да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Нам было приказано укорачивать усы и отпускать бороду» (Муслим 259) Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». Коран (Аль Имран, 31) «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» Коран (59: 7) У Посланника Аллаха ﷺ была длинная , густая борода , и на это свидетельствуют множество хадисов : Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не принял свидетельство мужчины, у которого отсутствовала борода. Имам Ибн ‘Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» сказал: «Запрещено сбривать бороду – так поступают только женоподобные мужчины», т.е. те, которые подражают женщинам. «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел густую бороду». Этот хадис передал Муслим от Джабира. И не разрешается удалять какую-либо часть бороды, из-за общего смысла текстов, запрещающих это. Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что у посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, была густая борода. (См. Муслим 2344) Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» Коран (33: 21) Имам Абу Шама сказал: "… что же это они, да погубит их Аллах, неужели они не уразумеют?! Приказал им Аллах брать пример с посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, а они пошли в противоречие, ослушались и начали подражать огнепоклонникам и кафирам. Сообщается, что (однажды) Хаббаба, да будет доволен им Аллах, спросили:«Читал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (Коран) во время полуденных и послеполуденных молитв?»Он ответил:«Да».Его спросили:«А как вы узнавали об этом?»Он ответил:«По движению его бороды». Сахих аль-Бухари Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Я умащала пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть». Сахих аль-Бухари Однажды пришел к пророку, мир ему и благословения Аллаха, один огнепоклонник с выбритым лицом и длинными усами. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал ему: «Что это?», - на что он ответил: «Это часть нашей религии». И посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А из нашей религии – это укорачивать усы и отпускать бороду» (См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 25502). Борода является главной отличительной чертой между мужчиной и женщиной. Ангелы говорят: «Хвала Тому, кто украсил мужчину бородой, а женщину косой и волосами».(Передал аль-Хаким). Отсюда выходит, что сбривание бороды – это уподобление женщине.А уподобляющие себя женщинам мужчины прокляты Пророком ﷺ. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:لعن رسول الله صلى الله عليه و سلم المختنثين من الرجال و المترجلات من النساء«Пророк, ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам» (аль-Бухари, 5886). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, ﷺ , проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам, и сказал: “Изгоняйте их из ваших домов!” И пророк, ﷺ , выгнал (из своего дома) такого-то, а ‘Умар выгнал такого-то». Также мнения четырех мазхабов сошлись на том что бритье бороды – харам : Один из толкователей сборника хадисов Абу Дауда шейх Махмуд Хаттаб (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Манхалюль Азбуль Мавруд» сказал о том, что по мнению таких имамом муджтахидов как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад и других (да смилуется над ними Аллах) бритье бороды харам. (аль-Манхаль: 1/186) Ханафитский Мазхаб: Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: "То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). " Мухаммад сказал: "Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы " (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты. Ибн Аль-Абидин сказал: " Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал" (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: "Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью) ". Шафиитский Мазхаб: Шейх Ибн Раъфата в своей книге "Хашияту Аль-Кафия" пишет: "Поистине Шафии в своей книге "Аль-Умм" указал на то, что сбривание бороды является харамом" и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в "Шуъб Аль-Иман" и Аль-Куффал Аш-Шаший в "Махасин Аш-Шариа" на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в "Шарх аль-Уббаб" упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: "сбривание бороды является нежелательным действием". А Шейх Аль-Азраий сказал: "Правильно (достоверней) запрет на её сбривание" Аль-Хуляйми сказал: "Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды - это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)". (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711). Ан-Навави в "Шарх Аль-Муслим" (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов "отращивайте, отпускайте": "Их весь смысл означает - оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще....." Маликитский мазхаб: Имам Малик сказал в "Ат-Тамхиде" : "Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины" Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к "Шарх Халиль": "Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы..." Аль-Къуртубий сказал: "Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её" Ан-Нафравий в "Аль-Фаваких Ад-Дивани" сказал: "И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании" Ханбалитский мазхаб: Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды - Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды. Шейх Ибн Таймийя сказал: "И является запретным сбривание бороды" а так же сказал: "И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал" и так же сказал в "Шарх Аль-Умда": "Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) " Ибн Муфлих сказал В "Аль-Фурууъ (1/92)": "Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно),но сбривание её является харамом". Правильным является оставление бороды, как она есть : АбдуРрахман ибн Касим сказал: «Некоторые ученые дозволяли подстригать то, что было длиннее хвата кулака, опираясь на действия Ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, но большинство ученых не согласились с этим и это видится для меня более правильным исходя из того, что было приведено ранее» Хафиз ан-Науауи сказал: «Правильным является оставление бороды, как она есть и вообще ничего не подстригать из нее» Шейх Яхъя аль-Хаджури : «Укорачивание бороды является грехом без разницы из-за работы в фирмах или других местах. Никому не дозволено укорачивать бороду ни ее длину, ни ее ширину. Сказал пророк ﷺ: «Отпускайте ваши бороды». А также сказал: «Оставляйте ваши бороды обильными». И относительно этого вопроса передано несколько высказываний пророка. К тому же передается, что чтение пророком Корана (в намазе) узнавалось по движению его бороды. Поэтому не дозволено мусульманину укорачивание чего-либо из бороды ради этой работы или чего-либо другого». (См. «ан-Нусх аль-Амин» вопрос № 39; 12/6/1422 г.х.) От Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не берет ничего из длины своей бороды» (См. Тарих Багъдад 5/187). «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4: 115) И в заключении – Хвала Аллаху , Господу Миров
Ислам - Религия Мира
Хукм бороды в Исламе Вопрос бороды на сегодняшний день является очень актуальным.
Многие мусульмане , отчаянно пытаются избегать этой темы , и из-за своего невежества они связывают бороду с «терроризмом» , «экстримизмом» , «радикализмом» и другими понятиями которые связали с нашей религией враги Ислама.
Оставлять бороду – приказ Аллаха и Его посланника ﷺ .Это – обязанность, и потому Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники всегда сохраняли ее.
И что дал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» Коран (Собрание : 7)
И во всех хадисах указано на запрет бритья бороды :
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:Подстригайте усы и отпускайте бороды.Этот хадис со слов Ибн Умара передают аль-Бухари (10/289) – хадис приводится в его изложении, Муслим (1/153), Абу Авана (1/189) и другие авторы.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поступайте не так, как поступают многобожники: отпускайте бороду и подстригайте усы». Аль Бухари, 5892, Муслим, 601 (Привел аль-Баззар с достоверным иснадом, также аль-Хайсами в аль-Муджма‘ 5/166 со ссылкой на ат-Табарани)
Ат-Тирмизи передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не является одним из нас тот, кто уподобляется другим, помимо нас. Не уподобляетесь иудеям и христианам!». В версии Имама Ахмада: «Тот, кто уподобляется определенным людям, является одним из них».
От Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится, что он сказал: «Упомянул однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, огнепоклонников, а затем сказал: «Поистине они отпускают усы и бреют бороды, так отличайтесь же от них» (Ибн Хиббан 12/289). И поэтому сам посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, укорачивал усы и отпускал бороду.
" Когда гонцы Кисры – правителя Персов, вошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они были побритыми и усатыми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал смотреть на них и отвернувшись сказал: «Горе вам! Кто повелевает вам делать так?!» Они ответили: “Так повелевает нам наш господин – Кисра!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!»"Этот хадис приводят ат-Табари в “Тарих ар-русуль уаль-мулюк” 2/655-656, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/258 и др.
По этому поводу Шейх Ислама Ибн Таймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: Коран, Сунна и иджма приказывают отличаться от неверующих и запрещают уподобляться им, в чём бы то ни было. Потому что уподобление им во внешности приводит к уподоблению в нравственных качествах и порицаемых делах, и даже в убеждениях, что приводит к внутреннему дружелюбию к ним, так же, как внутреннее дружелюбие приводит к внешнему уподоблению.
Также передается от Ибн ‘Умара да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Нам было приказано укорачивать усы и отпускать бороду» (Муслим 259)
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». Коран (Аль Имран, 31)
«Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» Коран (59: 7)
У Посланника Аллаха ﷺ была длинная , густая борода , и на это свидетельствуют множество хадисов :
Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не принял свидетельство мужчины, у которого отсутствовала борода. Имам Ибн ‘Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» сказал: «Запрещено сбривать бороду – так поступают только женоподобные мужчины», т.е. те, которые подражают женщинам. «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел густую бороду». Этот хадис передал Муслим от Джабира. И не разрешается удалять какую-либо часть бороды, из-за общего смысла текстов, запрещающих это.
Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что у посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, была густая борода. (См. Муслим 2344)
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» Коран (33: 21)
Имам Абу Шама сказал: "… что же это они, да погубит их Аллах, неужели они не уразумеют?! Приказал им Аллах брать пример с посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, а они пошли в противоречие, ослушались и начали подражать огнепоклонникам и кафирам.
Сообщается, что (однажды) Хаббаба, да будет доволен им Аллах, спросили:«Читал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (Коран) во время полуденных и послеполуденных молитв?»Он ответил:«Да».Его спросили:«А как вы узнавали об этом?»Он ответил:«По движению его бороды». Сахих аль-Бухари
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Я умащала пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть». Сахих аль-Бухари
Однажды пришел к пророку, мир ему и благословения Аллаха, один огнепоклонник с выбритым лицом и длинными усами. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал ему: «Что это?», - на что он ответил: «Это часть нашей религии». И посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А из нашей религии – это укорачивать усы и отпускать бороду» (См. Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 25502).
Борода является главной отличительной чертой между мужчиной и женщиной. Ангелы говорят: «Хвала Тому, кто украсил мужчину бородой, а женщину косой и волосами».(Передал аль-Хаким).
Отсюда выходит, что сбривание бороды – это уподобление женщине.А уподобляющие себя женщинам мужчины прокляты Пророком ﷺ.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:لعن رسول الله صلى الله عليه و سلم المختنثين من الرجال و المترجلات من النساء«Пророк, ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам» (аль-Бухари, 5886).
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, ﷺ , проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам, и сказал: “Изгоняйте их из ваших домов!” И пророк, ﷺ , выгнал (из своего дома) такого-то, а ‘Умар выгнал такого-то».
Также мнения четырех мазхабов сошлись на том что бритье бороды – харам :
Один из толкователей сборника хадисов Абу Дауда шейх Махмуд Хаттаб (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Манхалюль Азбуль Мавруд» сказал о том, что по мнению таких имамом муджтахидов как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад и других (да смилуется над ними Аллах) бритье бороды харам. (аль-Манхаль: 1/186)
Ханафитский Мазхаб:
Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: "То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). " Мухаммад сказал: "Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы " (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.
Ибн Аль-Абидин сказал: " Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал" (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: "Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью) ".
Шафиитский Мазхаб:
Шейх Ибн Раъфата в своей книге "Хашияту Аль-Кафия" пишет: "Поистине Шафии в своей книге "Аль-Умм" указал на то, что сбривание бороды является харамом" и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в "Шуъб Аль-Иман" и Аль-Куффал Аш-Шаший в "Махасин Аш-Шариа" на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в "Шарх аль-Уббаб" упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: "сбривание бороды является нежелательным действием". А Шейх Аль-Азраий сказал: "Правильно (достоверней) запрет на её сбривание"
Аль-Хуляйми сказал: "Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды - это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)". (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).
Ан-Навави в "Шарх Аль-Муслим" (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов "отращивайте, отпускайте": "Их весь смысл означает - оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще....."
Маликитский мазхаб:
Имам Малик сказал в "Ат-Тамхиде" : "Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины"
Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к "Шарх Халиль": "Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы..."
Аль-Къуртубий сказал: "Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её"
Ан-Нафравий в "Аль-Фаваких Ад-Дивани" сказал: "И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании"
Ханбалитский мазхаб:
Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды - Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.
Шейх Ибн Таймийя сказал: "И является запретным сбривание бороды" а так же сказал: "И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал" и так же сказал в "Шарх Аль-Умда": "Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) "
Ибн Муфлих сказал В "Аль-Фурууъ (1/92)": "Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно),но сбривание её является харамом".
Правильным является оставление бороды, как она есть :
АбдуРрахман ибн Касим сказал: «Некоторые ученые дозволяли подстригать то, что было длиннее хвата кулака, опираясь на действия Ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, но большинство ученых не согласились с этим и это видится для меня более правильным исходя из того, что было приведено ранее»
Хафиз ан-Науауи сказал: «Правильным является оставление бороды, как она есть и вообще ничего не подстригать из нее»
Шейх Яхъя аль-Хаджури : «Укорачивание бороды является грехом без разницы из-за работы в фирмах или других местах. Никому не дозволено укорачивать бороду ни ее длину, ни ее ширину. Сказал пророк ﷺ: «Отпускайте ваши бороды». А также сказал: «Оставляйте ваши бороды обильными». И относительно этого вопроса передано несколько высказываний пророка. К тому же передается, что чтение пророком Корана (в намазе) узнавалось по движению его бороды. Поэтому не дозволено мусульманину укорачивание чего-либо из бороды ради этой работы или чего-либо другого».
(См. «ан-Нусх аль-Амин» вопрос № 39; 12/6/1422 г.х.)
От Абу Са‘ида аль-Худри, да будет
доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не берет ничего из длины своей бороды» (См. Тарих Багъдад 5/187).
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4: 115)
И в заключении – Хвала Аллаху , Господу Миров