ТАК НАЧИНАЛСЯ ПОДВИГ…

Часть 2
… Их было четверо, будущих участников подпольной организации «Молодая гвардия», которые стали курсантами спецшколы Украинского штаба партизанского движения: Владимир Загоруйко, Любовь Шевцова, Сергей и Василий Левашовы.
«В спецшколе при НКВД вместе со мной учились мои одноклассники по школе № 1 имени Горького – Владимир Загоруйко, Сергей Левашов и Николай Рудов, а также две краснодонские девушки – Любовь Шевцова и Александра Панченко» – вспоминал Василий Иванович Левашов, курсант школы подготовки партизан и подпольщиков, оставшийся в живых участник подпольной организации «Молодая гвардия».
Фронт приближался, и поэтому всем курсантам школы более десяти часов в сутки приходилось настойчиво овладевать искусством разведки: изучать радиодело, отрабатывать линию поведения в тылу врага.
Из воспоминаний Ивана Григорьевича Кирилюка, курсанта школы подготовки партизан и подпольщиков:
«В школе было два курса – I и II. На первом курсе (1,2,3,4 взводы) учились взрослые, пожилые люди. Там готовили командиров, комиссаров, начальников штабов и начальников разведки будущих партизанских отрядов, а также пулеметчиков и подрывников. Наш второй курс (5,6,7,8 взвод) готовил радистов.
Нас предупредили, что курсы мы должны закончить за три месяца. Познакомили с распорядком дня: 7-00 – подъём, завтрак до 8-00, с 8-00 до 14-00 – занятия, с 14-00 до 16-00 обед и отдых, с 16-00 до 20-00 – занятия, в 20-00 – ужин, с 21-00 до 23-00 – занятия, в 23-00 – отбой. Занимались по 12 часов в день.
Сначала мы не понимали, что это значит, но познакомившись, день-другой до нас дошло, что это адски трудно. Мы настолько уставали, что к концу занятий уже ничего не соображали. В голове был сплошной свист морзянки.
К концу апреля мы уже освоили весь алфавит азбуки Морзе, принимали на слух до 40 знаков, а вот передачей на ключе ещё не занимались.
В это же время мы приняли партизанскую присягу. Принимали клятву – присягу, как в армии, только текст был «наш» – партизанский. Клятву читал каждый курсант и подписывался под нею.
После принятия присяги был митинг, потом праздничный обед и концерт.
На следующий день снова занятия упорные, настойчивые, ведь мы теперь считались партизанами. Все почувствовали ответственность и старались изо всех сил.
В июне нас познакомили с радиостанциями, с которыми нам придётся работать. Это были радиостанции РПО (радиостанции партизанских отрядов). Скоро мы начали работать на них и тогда начались почти ежедневные ночные тревоги с походами отрядов по лесам.
К концу июня мы закончили всю программу. Сдали экзамены по приёму и передаче, по радиосвязи и электротехнике. Но занятия продолжались, только уже как тренировка, чтобы не забыть ещё в школе то, чему научились».
На фронте ситуация была очень напряжённая. Немцы всё наступали. Шла срочная эвакуация людей, предприятия вывозили наиболее ценное оборудование и документацию. Распоряжение покинуть город получила и школа особого назначения.
Началась жизнь на колёсах с ежедневными бомбёжками, остановками и прочими ужасами. Так, в начале июля 1942 года весь личный состав спецшколы погрузился в эшелоны и тронулся в путь в направлении Сталинграда, где потом всех курсантов расформировывали по разным направлениям.
По-разному в дальнейшем сложились судьбы курсантов Ворошиловградской школы подготовки партизан и подпольщиков.
Но подвиг начинался так…
© Музей «Молодая гвардия», 2017.
© Николаенко О.В., 2017.
Фото 1: Заявление Шевцовой Л.Г. на имя начальника НКВД о зачислении в спецшколу на курсы радистов.
Фото 2: Богомолов Пётр Дмитриевич - начальник школы особого назначения в Ворошиловграде (ныне Луганске).

ТАК НАЧИНАЛСЯ ПОДВИГ… - 853889862914
ТАК НАЧИНАЛСЯ ПОДВИГ… - 853889869314

Комментарии

Комментариев нет.