ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ 1992-1993 учебный год Учителям и ученикам 1992-1993 учебного года посвящается… Продолжение. Начало: https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985225511873 https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985237439425 https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985255265217 Школа жизнетворчества во всех сферах моделирует богатство жизненных отношений и видов деятельности личности. Содержание образовательно-воспитательного процесса нацелено на освоение воспитанниками приоритетных направлений базовой культуры – культуры жизненного самоопределения; нравственной культуры и культуры чувств, культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, экологической, художественной, физической культуры. Сама насыщенная, творческая жизнь воспитанника, а не подготовка к будущей жизни должна обеспечить полноценное проживание школьного периода и культурно-личностное творческое развитие каждого воспитанника. Главным условием этого является активное включение воспитанника во все виды деятельности – от исполнительной до творческой. Школу жизнетворчества отличает организация процесса обучения, который естественно выходит за рамки урока в жизненную практику учащихся. В конечном счете результаты процесса обучения (знания, умения, опыт творчества) должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает уч-ся, т.к. формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой самодеятельности. Таковой применительно к детям может быть признана деятельность, в процессе которой личность имеет возможность самостоятельно использовать с целью получения задуманных результатов усвоенные ранее знания и умения, осуществить их комбинирование и перенос из одного вида деятельности в другой, реализовать новый (для данной личности) подход к решению поставленной задачи. Воспитание креативности не может обусловливаться только развитием творческого мышления, но должно реализоваться в создании продукта творчества – в изделии, изобретении, произведении и т.д. В систему средств научения жизнетворчеству наряду с образовательным процессом и практикоориентированной деятельностью входит искусство, которое является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство является способом «практически-духовного освоения мира», «образной моделью человеческой жизнедеятельности» (Коган М.С.), сочетающей и объединяющей в своей структуре основные идеи деятельности человека. Для искусства характерно высвечивание творческого начала, показ не только результатов актов творческого труда, но и самого процесса творчества, предельная активизация творческой деятельности субъекта. Эвристическая функция художественной деятельности определяется двумя основными факторами. Во-первых, человек «заряжается» творческой энергией художника, которая не только создает то или иное произведение, но и воплощает в нем сами принципы его создания, алгоритм творческого процесса этого типа, показывая, как это делается. Во-вторых, любое произведение подлинного искусства предполагает творческое освоение, «провоцирует» творчество, принципиально открыто для него. Художественное творчество в известном смысле можно рассматривать как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах оно выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека. Поэтому все предметы искусства должны быть полноценно представлены с первого по последний годы обучения на всех ступенях школы. Предметы художественного цикла преподаются как курсы практического творчества. Суть образовательно-воспитательного процесса в школе жизнетворчества состоит в том, что он организуется как деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не транслирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск и открытие ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в отношениях и их интериоризации и составляет, таким образом, содержание образовательно-воспитательного процесса в школе жизнетворчества. Это содержание нацелено на освоение воспитанниками основных сторон действительности: 1) видов деятельности в обществе (материально-практических, социальных, духовных); 2) системы общественных отношений (материальных и духовных); 3) форм общественного сознания (науки, религии, политики, морали, права, искусства, философии); 4) предметного и природного мира (мира техники, культуры, природной среды). Освоение этого содержания осуществляется в контексте и средствами развивающего обучения, развивающего воспитания и развивающей практикоориентированной деятельности. Во всех этих деятельностях сами усвоенные знания, нормы поведения и общения, изготовленные материальные и духовные продукты не являются целью, а лишь средством овладения способами усвоения, овладения, изготовления, изобретения, мышления и – в целом – жизнетворчеством. Критериями эффективности деятельности образовательно-воспитательной системы школы жизнетворчества являются показатели сформированности качеств творческой личности и умений жизненного самоопределения, самоорганизации, самореабилитации воспитанника. Инфраструктура школы жизнетворчества Интегративный модуль «Жизнетворчество» в образовательно-воспитательной системе школы. Ведущим интегративным элементом микросистемы жизнетворчества являются сквозной курс «Жизнетворчество», изучаемый с 1 по 11 класс включительно. Этот курс вызывает необходимые изменения во всех подструктурах школы жизнетворчества, оказывает определяющее влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанников: учебную, трудовую, социальную, досуговую. Именно эти связи обеспечивают органическую целостность и устойчивость школы жизнетворчества, создают компенсаторные возможности, гибкость всей системы, вариативность путей достижения целей. Цель курса «Жизнетворчество» - ввести воспитанников в мир человека, его жизненных проблем, помочь осознать себя как личность и самобытную индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить творить свою собственную жизнь и создать себя как человека культуры. Педагогические задачи курса «Жизнетворчества»: 1. Гуманизация личности через: а) воспитание субъектных свойств и качеств (достоинства, чести, самоуважения, совести, социальной активности, саморегуляции и др.); б) развитие эмоциональной сферы (способность к сопереживанию, эмпатия), милосердие, чувство красоты, гармонии и др.); в) формирование потребностно-мотивационной сферы; г) воспитание потребности в человеке видеть в каждом его неповторимую самобытность; д) воспитание навыков общения, формирование умений защищать права человека, оказывать помощь людям, поддерживать одаренность, талант. 2. Формирование базовых гуманитарных знаний, их интеграция в целостную концепцию человека культуры и нравственности. 3. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, оказание помощи в осознании цели и смысла жизни, развитии его творческих способностей, самоутверждения и творческой самореализации. 4. Оказание помощи в реальных решениях жизненных проблем, актуальных для выживания детей на каждом этапе их индивидуально-возрастного развития в изменяющемся обществе. Базовыми компонентами содержания курса являются следующие: 1. Интериоризация детьми универсальных общечеловеческих ценностей (уважение к человеческой жизни и осознание ее неприкосновенности, единство человеческого рода, осознание себя как его неповторимой части, семья, Родина, духовность, свобода, культура, творчество, труд, природа и др.). 2. Овладение детьми способами жизнедеятельности и жизнетворчества, формирующими практические умения поведения и личностные качества, соответствующие нормам общечеловеческой морали. 3. Овладение опытом индивидуального и коллективного жизнетворчества, формирование культуры чувств и эмоций. 4. Формирование адекватной самооценки, способности к рефлексии, саморегуляции, психокоррекции и потребности в постоянном самосовершенствовании. Интегрирующий курс включает в себя теоретическое и практическое жизнетворчество и «Школу творчества». Теоретическое и практическое жизнетворчество реализуется через содержание курса, а «Школа творчества» - через способы, технологию научения жизнетворчеству. Хотя это разделение является условным, т.к. ведущим принципом в преподавании данного курса является принцип единства содержания образования и метода его преподнесения, как в теоретическом, так и в практическом жизнетворчестве. Органическая связь «Академии», «Клуба», «Мастерской» с курсом жизнетворчества проявляется в единой философии жизнетворчества, которая пронизывает все стороны образовательно-воспитательного процесса и овладения опытом жизнетворчества каждым учащимся. В результате разработки нового содержания проектируется подготовить специальные образовательно-воспитательные пакеты материалов по курсу «Жизнетворчество», включающие: 1. Аудио-визуальные материалы и пособия, оснащающие программу «Жизнетворчества» во всех модулях (видеофильмы, видеопрограммы, диафильмы, фонозаписи, театральный реквизит, паркетные куклы и т.д.). 2. Диагностические материалы по замерам творческого развития, представляющие собой комплекс разнообразных традиционных и инновационных диагностик как на компьютерной основе, саморазвивающиеся тесты-ситуации, так и традиционные программы тестирования. 3. Комплекты обучающих творческих и психо-коррекционных игр, тренингов. Эти игры подобраны по возрастному принципу и кроме того имеют дифференциацию по уровням творческого развития воспитанников и индивидуальной творческой самобытности. 4. Комплекты саморазвивающихся педагогических программ, реализуемых в виде квазижизнедеятельности, в форме хэппенингов, творческих актов, акций и т.п. 5. В «Академии» и «Сфере Клуба» отменяется традиционный дневник и вводится принципиально новый вид дневника – Дневник жизнетворчества – где кроме информации по оргмоментам включены следующие материалы, тесты, программы самопознания, самомониторинг, автобиографический материал, самовоспитание, планирование на месяц, неделю, день, «лестницы» жизнетворчества, базовой культуры, социометрия, результаты рейтингов, оценка творческого развития детским окружением, взрослыми. 6. Учебник курса жизнетворчества представляет собой комплект из трех книг: книги для воспитанников, родителей и книги для учителя. Учебники включают в себя информационный материал, алгоритмический материал по развитию творческих способностей воспитанников, иллюстративные материалы, задания-проблемы, требующие творческого решения и др. Инновационные процессы: педагогические исследования, рефлексия педагогического опыта и конструирование нового содержания. 1.Инновационныепроцессы в школе жизнетворчества обусловлены необходимостью разработки нового содержания личностно-ориентированных и индивидуально-развивающих технологий обучения и воспитания уч-ся. В соответствии с целями школы педагогическая работа должна включать такие недостаточно освоенные учителями виды деятельности как: выявление и развитие индивидуальных и творческих задатков, способностей, склонностей и интересов детей, нравственной воспитанности; внедрение во все модули школы жизнетворчества нового способа обучения, суть которого состоит в творческом самопостижении уч-ся основных видов человеческого сознания (научного, художественного, нравственного, правового, религиозного, бытового) и основных видов человеческой деятельности; осуществление системы непрерывного гуманистического воспитания; определение содержания, методов, средств обучения, позиция учителя и ученика в образовательно-воспитательном процессе в форме творческого диалога и учебной, досуговой самодеятельности; обоснование и внедрение программы синтетического блока развивающих курсов; освоение гибких моделей дифференциации и индивидуализации образовательно-воспитательного процесса: а) Организация творческой жизнедеятельности воспитанников в разнообразных видах творческих объединений детей, учителей, родителей, студентов, созданных по видам детского творчества; б) Персонализация образовательно-воспитательного процесса в творческих мастерских, клубах талантливыми педагогами; в) Организация деятельности по интересам средствами клубной педагогики; г) Поиск и внедрение различных форм и средств интенсивного полифонического эмоционального обогащения личности; расширение социально-педагогических связей школы с окружающей жизнью, внедрение нетрадиционной системы сотрудничества и сотворчества школы с дворовыми командами, семьями, творческими объединениями; координация и интеграция всех видов жизнедеятельности детей; создание полифонии трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, общественно-полезный, производительный труд на базе малых предприятий). 2. Для научно-методического и организационного обеспечения реализации концепции предлагается: создание творческой группы по реализации концепции развития образовательно-воспитательного процесса в школе; разработка необходимой научно-методической документации: Устава школы, Положения о клубном объединении, Дневника жизнетворчества, учебных комплектов и др., системы рейтингового оценивания; осуществление руководства (индивидуального консультирования) исследовательской, инновационной деятельностью учителей и студентов-исследовательской; организация работы по изучению, обобщению и внедрению передового отечественного и мирового педагогического опыта; выявление практических потребностей школы и формирование заказа на научно-методические и психолого-педагогические исследования, создание ВНИКов по их реализации; создание научно-методической лаборатории на базе школы жизнетворчества; организация внутришкольной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, включающей: систему проблемных семинаров (по проблемным группам); систему семинаров начинающего педагога; общешкольную методическую учебу всего коллектива; работу предметных методобъединений, кафедр и творческих педагогических мастерских; научно-методическому обеспечению развитию школы жизнетворчества будут также способствовать: подготовка и выпуск педагогических бюллетеней, журналов, сборников и другой педагогической продукции; система творческих отчетов педагогов (бенефисная система); создание психологической службы (создание индивидуальных программ развития воспитанников, скорой психолого-педагогической помощи, осуществление диагностики хода реализации концепции, создание кабинета психологической разгрузки; перевод организации жизнедеятельности школы на диагностическую основу; моделирование и квазипроживание критических жизненных ситуаций (периодов) с целью выработки готовности к выбору решения в период социально-педагогической напряженности, в стрессовых ситуациях; тренинг распознания социальных, бытовых, учебных, трудовых, интимных и др. проблем, обучение детей анализу путей их разрешения в сложившихся условиях, нахождения адекватных путей их решения, организации самой жизнедеятельности и ее рефлексии (реабилитации); конструирование содержательного игрового пространства, где каждый воспитанник мог бы получить некоторый опыт жизни в условиях будущего рынка, помогающего ему избежать разрушительного, отрицательного стресса в случае провала жизненных планов, что в реальной жизни является одной из важных причин, удерживающих современного человека от проявлений инициативы, предприимчивости и т.д. По существу, все названные педагогические задачи и направления деятельности являются новыми для учителя, профессионализм которого сформировался в условиях регламентированного «сверху» одновариантного содержания обучения и воспитания. С учетом этого в школе жизнетворчества проектируется широкое развитие инновационной деятельности, включающей психолого-педагогические исследования, рефлексию педагогического опыта и конструирование нового содержания и технологий обучения и воспитания. Основные инновационные процессы включают: 1 ступень – 1.1. Создание непрерывной диагностической службы и на ее базе компьютерного диагностико-прогностического банка: осуществление входной многомерной диагностики вновь поступающего состава уч-ся с целью выявления их функциональной готовности к обучению, интересов, задатков, способностей; создание системы мониторинга творческого развития уч-ся; введение системы тестирования уровня обученности, воспитанности, творческого развития. 1.2. Переход на систему содержательного, безотметочного оценивания с целью обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. 1.3. Организация адаптационного буферного пространства для детей, поступающих в школу. 1.4. Введение вариативной системы дифференцированного обучения и воспитания по уровню готовности к обучению и проявлению склонностей, задатков. 1.5. Адаптация к условиям школы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 1.6. Введение экспериментального развивающего блока в составе: Жизнетворчество – Русский фольклор – Основы театрального искусства – Иностранный язык – Хореография – Компьютерная азбука – Технологии. 1.7. Разработка и апробация новой модели классов продленного дня. 1.8. Введение частично-предметной системы обучения. 1.9. Интеграция учебной и внеклассной деятельности, дисциплин художественно-эстетического цикла. 1.10. Создание оптимальных условий для проявления и развития интересов и творческих задатков детей (клубный патронаж, программа «Малыш» и т.д.). 2-3 ступени: 2.1. Создание непрерывной диагностической службы и на ее основе компьютерного диагностико-прогностического банка. 2.2. Поэтапный переход на рейтинговую систему оценивания. 2.3. Организация буферного пространства с целью диагностики, рефлексии, самоопределения и конкурсного отбора на 3 ступень обучения. 2.4. Введение вариативной системы дифференцированного обучения и воспитания. 2.5. Создание инфраструктуры клубной творческой жизнедеятельности. 2.6. Апробация и развитие современных технологий обучений и воспитания. 2.7. Разработка содержания курса «Жизнетворчество», его интеграция с другими учебными предметами и досуговой жизнедеятельностью. 2.8. Разработка и апробация новых моделей классного, группового руководства. 2.9. Введение «Дневника жизнетворчества» вместо традиционного. 2.10. Создание и функционирование профильных творческих площадок. 6. Управленческое, кадровое, и научно-методическое обеспечение реализации концепции. 6.1. Управление школой осуществляется на демократических началах в соответствии с Законом «Об образовании», носит государственно-общественный характер, осуществляется следующими совокупными субъектами: общешкольная конференция – Совет школы – педсовет – органы ученического самоуправления – родительский комитет – администрация школы. Права и обязанности каждого подразделения управления зафиксированы соответствующими положениями Устава школы. Предполагается последовательная рационализация структуры управления и оперативного руководства в соответствии со структурой школы жизнетворчества. 6.2. Кадры школы комплектуются на контрактной основе. Вне зависимости от стажа работы и образования все принимаемые работники проходят недельную стажировку у учителя, руководителя клуба, другого работника, работающего в школе не менее двух лет. Программы стажировки разрабатываются на базе примерного Положения претендентом на место совместно с заместителем директора школы, курирующим этот участок работы. В соответствии с программой эксперимента в штатное расписание вносятся следующие изменения: в начальных классах вводятся должности 15 педагогов-аниматоров; на второй и третьей ступенях образования вводятся вариативные должности классного (группового) руководителя: традиционная, организатор параллели, 20 ставок руководителей разновозрастного коллектива – руководители клуба (педагог – аниматор); предполагается поэтапное расширение психологической службы (до 5 чел. к 1995 г.); введение на самоокупаемости должности коммерческого директора. 6.3. Финансирование школы осуществляется за счет: нормативного и сверхнормативного ассигнования государственного и муниципального бюджетов; дополнительных средств, полученных в результате осуществления плановых услуг, хозяйственной, производственной деятельности, сдачи помещений и площадей внаем, спонсорства и т.п. СТАТЬИ О ШКОЛЕ В ПРЕССЕ
В ТАНАИСЕ – ГОРОД НЕПОСЕД (ОТ НАШЕГО СПЕЦКОРА В РЕБЯЧЬЕЙ РЕСПУБЛИКЕ) Как уже сообщал «Вечерний Ростов» на территории музея-заповедника «Танаис» работал летний оздоровительно-творческий лагерь для детей и подростков – «Город путешественников».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Пошла в школу в 1983 году. Первым учителем была Куликова Ольга Николаевна. Любимыми школьными предметами были английский язык (Паршина Ольга Владиславовна), физкультура (Птичкин Геннадий Александрович), а также физика и история. Класс был большой (32 человека), дружный. С экскурсиями ездили на кирпичный завод. Интересными моментами школьной жизни были уроки литературы, школьные олимпиады, а также новогодние вечеринки. Классным руководителем в старшей школе была Ляликова Раиса Захаровна (география). Любимыми увлечениями были музыка и походы. Атмосфера на уроках была разной, все зависело от предмета, сложно давалась дисциплина. Если конфликты и были, то в основном они были с учителями. Училась отлично, была только одна четверка - по русскому языку. Школу закончила в 1993 году, после школы поступила в РГУ. Брицина Оксана Сергеевна
«Год выпуска – 1993. Классный руководитель – Сычева Генриетта Федоровна. Самое яркое воспоминание из школьной жизни – в данное время все школьные дни самые замечательные и очень хотелось бы вернуться в школьное время. Любимый учитель – Сычева Генриетта Федоровна…» (из анкеты) Муратова Елена Валерьевна
Впервые в школу №57 пришел учиться в 1984 году. Первым учителем в начальной школе была Дарья Семеновна. Класс наш был дружный. К интересным экскурсиям и поездкам в школьные годы можно отнести поездки в Танаис, Азов, музеи. Интересные мероприятия: экскурсии, «Зарница». В средней школе классным руководителем была Сорокина Валентина Алексеевна. Любимыми предметами были труд, физкультура, физика, а любимыми увлечениями в школьные годы кружки моделирования, вырезание. Атмосфера на уроках была рабочей, любимым учителем была Федорова Нина Николаевна. Самым сложным в школьные годы, как и у большинства учеников, были контрольные работы и домашнее задание. Серьезных конфликтов с одноклассниками и учителями не было. Учился я хорошо и удовлетворительно. Школу окончил в 1993 году. Потом работа, семья, дети… Грицын Сергей Владимирович
Я, Лозина Светлана Владимировна, 1978 года рождения. Пошла в школу в 1984 году и закончила 9 классов в 1993 году. Моим первым учителем в начальных классах была прекрасная Лидия Яковлевна. Моим любимым уроком была физкультура, на ней мы всегда играли в пионербол. Наш класс был самый дружный из параллели, в классе было 32 человека. Я дружила со многими, но до сих пор общаюсь с Семёном Барлуяном, Лубенской Еленой и Буровкиным Димой. Мы ездили почти каждое лето в Танаис, ходили всем классом в зоопарк, и моя любимая экскурсия была на кирпичный завод, там мы всегда пили газировку из автомата. На переменах мы всегда бесились, выходили во двор и играли в резиночки. В школе у нас всегда проходили праздники, мы праздновали Новый год, были дискотеки на 8 марта. Моим классным руководителем была Новикова Нина Николаевна, она была завучем, а потом учителем русского языка и литературы. В школе у нас были бесплатные кружки, я ходила на бокс, теннис и гимнастику. Мы любили учителей и уважали их, они всегда нам помогали. Моими любимыми учителями были Шишлевская Наталья Владимировна - учитель биологии, Ляликова Раиса Захаровна -учитель географии и Сысоева Генриетта Федоровна - учитель алгебры и геометрии. Но также были и конфликты с ними, расходились во мнениях. Училась я хорошо, хорошисткой закончила школу. Лозина Светлана Владимировна
"Я, Наумова Светлана Геннадьевна. Я училась в школе №57. Девичья фамилия моя была Мирущенко. Школу закончила в 1993 году. Когда я училась, школа была уже с третьим этажом и новым зданием, только не было тартанового покрытия, площадки и ограждения. В четвертом классе к нам пришли новые учителя из института. Сначала постоянного классного руководителя не было, но потом наш класс отдали Наталье Владиславовне. Она преподавала русский язык и литературу. С ней мы ездили на разные экскурсии, ходили в походы. Она была очень хорошим учителем и классным руководителем. Физкультуру у нас преподавал Сергей Александрович. С ним мы поддерживали хорошие отношения. После окончания школы наш класс встречался с ним, он рассказал, что многие ребята погибли в Чечне. Один из них - Коробка Сергей... Еще одна моя подруга и одноклассница Ольга Лаврененко утонула в пятом классе... Также я дружила с Андреем Колесниковым и многими другими одноклассниками..." Наумова Виктория, 7А класс. 2012 г.
В первый класс школы №57 я пошла учиться в 1985 году. Первый учитель – Александрова Ольга Федоровна. Любимым предметом в начальной школе был русский язык. В классе учились 30 человек, как и в большинстве остальных классов. Интересной поездкой в школьные годы была экскурсия в Волгоград по реке Дон. Классным руководителем в средней школе была Харсеева Нина Андреевна – учитель математики. К любимым увлечениям в школьные годы можно отнести игры в карты. Любимым учителем была Федорова Нина Николаевна – учитель русского языка и литературы. Самыми сложными для меня в школе были такие предметы как: история, физика и химия. Конфликтов с учителями и учениками в школе не было. Училась средне. Школу окончила в 1993 году, после школы пошла учиться в ПТУ-17, а потом в НГРК. Абрамова (Волошина) Анна Николаевна
В первый класс школы №57 пришел учиться в 1983 году. Первый учитель - Куликова Ольга Николаевна. Самым любимым предметом был труд. В классе дружил с Амарским Олегом, Ковалевым Андреем, Борлуян Федором. К интересным событиям школьной жизни можно отнести работу в колхозе, когда убирали клубнику под Зерноградом. Интересные и яркие моменты школьной жизни - дискотеки в 9-11 классах. Классным руководителем в старших классах была Ляликова Раиса Захаровна. В школе я был радиолюбителем. Нравились уроки математики, которые преподавала Горба Галина Васильевна, а также уроки труда Холостова А.Н. Самым сложным были уроки литературы. Конфликтов в школьные годы не было. Учился хорошо, на 4 и 5, иногда бывали тройки. Школу окончил в 1993 году, после нее учеба в ДГТУ, потом работа в холдинге "Юг Руси", а сейчас ИП. Фоменко Роман Евгеньевич
БИОГРАФИИ КОНОНОВ ИЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВИЧ – ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ №57
Кононов Илья Валерьевич, 1976 года рождения, пришёл в первый класс школы № 57 в 1983 году. Его первой учительницей в начальной школе была Куликова Ольга Николаевна. Учился хорошо, активно участвовал в культурной жизни школы: праздниках, утренниках, торжественных мероприятиях. Учился в музыкальной школе им. П.И.Чайковского по классу скрипки и вместе с сестрой Ириной выступал в Ростовской-на-Дону Филармонии и на сцене драматического тетра им. М.Горького во время фестиваля «Донская весна», был участником «Недели музыки для детей и юношества» в Ростовской области. С 5 класса классным руководителем была учитель географии Ляликова Р.З. За время учёбы в школе награждался похвальными грамотами за особые успехи в изучении истории. Илья Кононов закончил школу с аттестатом на «4» и «5» в 1993 году, 11-б класс, и в этом же году поступил на юридический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета. По окончании университета в 1998 году, с целью на практике совершенствовать профессиональные навыки юриста, пошёл работать в линейное отделение милиции Северо-Кавказской железной дороги. В 2002 году продолжил трудовую деятельность следователя в Управлении по контролю за оборотом наркотиков, с 2008 года служит в Южном следственном управлении на транспорте (Следственный комитет Российской Федерации) следователем-криминалистом отдела криминалистики, полковник юстиции с 2018 года. Женат, воспитывает двух дочерей, школьниц лицея № 103.
СПОДАРЬ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА – УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Сподарь Татьяна Николаевна родилась 22 июня 1964 года в городе Фрунзе Киргизской ССР в семье служащих. В 1971 году пошла в первый класс средней школы №17 г. Фрунзе. В 1978 году после победы в олимпиаде была приглашена в физико-математическую школу №64 имени Курчатова, которую закончила в 1981 году. В этом же году поступила на первый курс математико-механического факультета Ленинградского университета имени А.А. Жданова, который закончила в 1986 году по специальности «Математика». В 1984 году вышла замуж, родила двух дочерей. В 1986 году поступила работать в ВЦ Госагропрома Киргизской ССР в городе Фрунзе (ныне – город Бишкек – столица Кыргызстана) на должность инженера-программиста. В 1991 году уволилась по собственному желанию и, пройдя по конкурсу, была принята в гимназию №70 города Фрунзе на должность учителя информатики. В 1992 году уехали из города Фрунзе в город Ростов-на-Дону. В августе 1992 году была принята в среднюю школу №57 на должность учителя математики и информатики. Сейчас Сподарь Т.Н. с семьей живет и работает в Москве.
АЛЕКСАНДРОВА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Александрова (Курепина) Ольга Федоровна родилась 25 февраля 1958 года в поселке Зимовники Зимовниковского района Ростовской области. В 1965 году пошла в школу, а в 1975 году окончила 10 классов. В 1975 году О.Ф. Александрова была принята рабочей Багаевского пищекомбината. 29.11.1976 года зачислена слушателем подготовительного отделения РГПИ. В июле 1977 года была зачислена на 1 курс историко-английского факультета Ростовского государственного педагогического института. В августе 1979 года Ольга Федоровна вышла замуж и в январе 1980 года перевелась на заочное отделение. В этом же году была принята на работу секретарем в среднюю школу №27 города Ростова-на-Дону, а затем переведена на должность воспитателя ГПД в той же школе. 24 ноября 1980 года в семье Александровых родилась дочь Александра. 17 августа 1982 года переводом была назначена учителем начальных классов в среднюю школу №57 города Ростова-на-Дону. С 1989 г. по 1992 г. находилась в загранкомандировке (Польша). После возвращения в Россию продолжила работать учителем начальных классов высшей категории в средней школе №57. В настоящее время Ольга Федоровна Александрова находится на заслуженном отдыхе.
ШЕВЦОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1-Й КАТЕГОРИИ
Мои родители учились и работали в Ленинграде, но появилась на свет я Украине (папа отправил маму к своим родителям). Детство мое было удивительно-прекрасным! Свобода! Творчество! Каждый взрослый из нашей большой семьи высказывал предположения о моей будущей профессии. Я морщилась, но молчала. Только дедушка лил бальзам: "Внучка, ты будешь артисткой". Любила петь, танцевать, сочинять и заниматься постановкой сочиненного. В пять лет мы с мамой приехали к папе. Папа получил квартиру в городе Рыльск Курской области. Там же я училась в школе. В 1965 году мне попалось в журнале объявление о наборе в театральное заведение в городе Саратове. В журнале было написано, что надо подготовить для поступления. Я стала готовиться и со мной еще полкласса. Только в конце учебного года родители запретили остальным и думать об этом поступлении. Моя мама тоже успокоилась. Потому что одна я далеко не поеду (думала она). Когда я стала готовить все, что надо было для "сцен движения", тут мама призадумалась. Она решила, что я съезжу и вернусь, и буду рядом с ней, но я то рассматривала совсем другие варианты. Уже посадив меня в вагон, мама спросила: - Может, не поедешь? - Поеду! Саратов был для меня родным, комфортным. У меня - бровки домиком, глаза - плошки! Сдала документы и через день - собеседование. Кто проходил собеседование, тот допускался к экзаменам. Мы с В. Конкиным чуть свет вместе со всеми стояли на ступеньках и ждали, когда нас вызовут на прослушивание. Старшекурсники и те, кто уже закончили обучение - Олег Янковский со своими друзьями подбадривали нас - абитуриентов. После окончания учебы они приходили в училище как в дом родной с радостью и любовью. Конкуренция была на место 11,5 человек. И так - в 1965 году я поступила в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова на актерское отделение. Учиться было очень интересно. Предметы: актерское мастерство, искусство речи, сцен.движение, вокал, хореография, танец, этика, эстетика, русская, советская, зарубежная литература, ИЗО, сольфеджио. Обучение на гитаре и пианино. С 3-го курса индивидуальные отрывки: "Власть тьмы" А. Толстого (Анютка), Джанни Родари "Волшебная калоша" (зайчик, сорока-телефонистка), Сологуб "Беда от нежного сердца" (Оленька). Занятость в городских праздниках (Снегурочка, Весна). Практика в ТЮЗе (в массовках). Бассейн, лыжи - для физической формы. В промежутках между лекциями - читальный зал - подготовка к зачетам и экзаменам. Вечер - частое посещение театров - просмотр спектаклей. И так четыре года. На первом курсе нас было 43 человека, а на четвертом - 13 человек. На просмотр дипломных спектаклей приглашались режиссеры со всех городов. У нас были г. Тверь, Оренбург, Саратов, Новосибирск, Ростов. Северяне обещали квартиру через год - два, а ростовчане - через 6 месяцев - 1 год. Ну, конечно, мы поехали в Ростов (5 человек)... Юг, море рядом... Выбирали не театр, а город и где больше обещали (квартиру получили в г. Ростове те, кто остался - через 6 лет). И так, город Ростов-на-Дону. 1970 г. Театр кукол. В первый год работы участие в конкурсе "Творческая молодость Дона" - дипломант конкурса. Мой репертуар в театре: С.Я. Маршак "Кошкин дом" - ведущий скоморох и котенок, "Али-Баба и 40 разбойников" - факир, "Тигрик Петрик" - главная роль Тигрик (ушла в декрет без премьеры), Данте "Божественная комедия", А.Экзюпери "Маленький принц" - принц. Через год после декретного отпуска вернулась в театр, а в 1971 году уволилась: работа во Дворце пионеров - руководитель театральной студии "Люди и куклы" для старшеклассников. 1986 год - Германия, город Вюнсдорф. Работа в Доме офицеров - детский театральный коллектив. 1986 год - Дом работников просвещения - детский театральный коллектив. В 1992 году пригласили в школу №57 города Ростова-на-Дону. Мною был разработан курс ОАМ (основы актерского мастерства). Уроки с 1 по 4 класс. Через год появился в школе "Театр юного актера" для всех желающих. Дети, которые учились по программе развивающего обучения - Пачгановой Е.В. и Рогожкиной В.Н. с 1-го класса, традиционная программа - с 3-5 кл. Через 6 месяцев мы принимали участие в конкурсе художественной самодеятельности города. А еще через год мы принимали участие в городском конкурсе "Художественное слово". Ученик 3 класса Пензин Костя занял 1 место. Дети подрастали и появился коллектив старшеклассников. Учителя тоже проявили инициативу и с ними был поставлен спектакль. У нас была своя костюмерная (шефство ТЮЗа и Дома работников просвещения). Детский коллектив был большой - 50-60 человек. Новогодние представления проходили в три состава. "Художник не тот, кого посетило вдохновение, а тот, кто вдохновляет" С.Дали. Самые любимые спектакли - новогодние, участвовали и младшие, и старшие школьники.
Музей имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина
#10
ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ
1992-1993 учебный год
Учителям и ученикам 1992-1993 учебного года посвящается…
Продолжение. Начало: https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985225511873 https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985237439425 https://ok.ru/muzeyschool57/topic/154985255265217 Школа жизнетворчества во всех сферах моделирует богатство жизненных отношений и видов деятельности личности. Содержание образовательно-воспитательного процесса нацелено на освоение воспитанниками приоритетных направлений базовой культуры – культуры жизненного самоопределения; нравственной культуры и культуры чувств, культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, экологической, художественной, физической культуры. Сама насыщенная, творческая жизнь воспитанника, а не подготовка к будущей жизни должна обеспечить полноценное проживание школьного периода и культурно-личностное творческое развитие каждого воспитанника. Главным условием этого является активное включение воспитанника во все виды деятельности – от исполнительной до творческой.
Школу жизнетворчества отличает организация процесса обучения, который естественно выходит за рамки урока в жизненную практику учащихся. В конечном счете результаты процесса обучения (знания, умения, опыт творчества) должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает уч-ся, т.к. формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой самодеятельности. Таковой применительно к детям может быть признана деятельность, в процессе которой личность имеет возможность самостоятельно использовать с целью получения задуманных результатов усвоенные ранее знания и умения, осуществить их комбинирование и перенос из одного вида деятельности в другой, реализовать новый (для данной личности) подход к решению поставленной задачи. Воспитание креативности не может обусловливаться только развитием творческого мышления, но должно реализоваться в создании продукта творчества – в изделии, изобретении, произведении и т.д. В систему средств научения жизнетворчеству наряду с образовательным процессом и практикоориентированной деятельностью входит искусство, которое является универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство является способом «практически-духовного освоения мира», «образной моделью человеческой жизнедеятельности» (Коган М.С.), сочетающей и объединяющей в своей структуре основные идеи деятельности человека. Для искусства характерно высвечивание творческого начала, показ не только результатов актов творческого труда, но и самого процесса творчества, предельная активизация творческой деятельности субъекта. Эвристическая функция художественной деятельности определяется двумя основными факторами. Во-первых, человек «заряжается» творческой энергией художника, которая не только создает то или иное произведение, но и воплощает в нем сами принципы его создания, алгоритм творческого процесса этого типа, показывая, как это делается. Во-вторых, любое произведение подлинного искусства предполагает творческое освоение, «провоцирует» творчество, принципиально открыто для него. Художественное творчество в известном смысле можно рассматривать как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах оно выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека. Поэтому все предметы искусства должны быть полноценно представлены с первого по последний годы обучения на всех ступенях школы. Предметы художественного цикла преподаются как курсы практического творчества.
Суть образовательно-воспитательного процесса в школе жизнетворчества состоит в том, что он организуется как деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не транслирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск и открытие ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в отношениях и их интериоризации и составляет, таким образом, содержание образовательно-воспитательного процесса в школе жизнетворчества. Это содержание нацелено на освоение воспитанниками основных сторон действительности: 1) видов деятельности в обществе (материально-практических, социальных, духовных); 2) системы общественных отношений (материальных и духовных); 3) форм общественного сознания (науки, религии, политики, морали, права, искусства, философии); 4) предметного и природного мира (мира техники, культуры, природной среды). Освоение этого содержания осуществляется в контексте и средствами развивающего обучения, развивающего воспитания и развивающей практикоориентированной деятельности. Во всех этих деятельностях сами усвоенные знания, нормы поведения и общения, изготовленные материальные и духовные продукты не являются целью, а лишь средством овладения способами усвоения, овладения, изготовления, изобретения, мышления и – в целом – жизнетворчеством. Критериями эффективности деятельности образовательно-воспитательной системы школы жизнетворчества являются показатели сформированности качеств творческой личности и умений жизненного самоопределения, самоорганизации, самореабилитации воспитанника.
Инфраструктура школы жизнетворчества
Интегративный модуль «Жизнетворчество» в образовательно-воспитательной системе школы.
Ведущим интегративным элементом микросистемы жизнетворчества являются сквозной курс «Жизнетворчество», изучаемый с 1 по 11 класс включительно. Этот курс вызывает необходимые изменения во всех подструктурах школы жизнетворчества, оказывает определяющее влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанников: учебную, трудовую, социальную, досуговую. Именно эти связи обеспечивают органическую целостность и устойчивость школы жизнетворчества, создают компенсаторные возможности, гибкость всей системы, вариативность путей достижения целей. Цель курса «Жизнетворчество» - ввести воспитанников в мир человека, его жизненных проблем, помочь осознать себя как личность и самобытную индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить творить свою собственную жизнь и создать себя как человека культуры.
Педагогические задачи курса «Жизнетворчества»: 1. Гуманизация личности через: а) воспитание субъектных свойств и качеств (достоинства, чести, самоуважения, совести, социальной активности, саморегуляции и др.); б) развитие эмоциональной сферы (способность к сопереживанию, эмпатия), милосердие, чувство красоты, гармонии и др.); в) формирование потребностно-мотивационной сферы; г) воспитание потребности в человеке видеть в каждом его неповторимую самобытность; д) воспитание навыков общения, формирование умений защищать права человека, оказывать помощь людям, поддерживать одаренность, талант. 2. Формирование базовых гуманитарных знаний, их интеграция в целостную концепцию человека культуры и нравственности. 3. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, оказание помощи в осознании цели и смысла жизни, развитии его творческих способностей, самоутверждения и творческой самореализации. 4. Оказание помощи в реальных решениях жизненных проблем, актуальных для выживания детей на каждом этапе их индивидуально-возрастного развития в изменяющемся обществе.
Базовыми компонентами содержания курса являются следующие: 1. Интериоризация детьми универсальных общечеловеческих ценностей (уважение к человеческой жизни и осознание ее неприкосновенности, единство человеческого рода, осознание себя как его неповторимой части, семья, Родина, духовность, свобода, культура, творчество, труд, природа и др.). 2. Овладение детьми способами жизнедеятельности и жизнетворчества, формирующими практические умения поведения и личностные качества, соответствующие нормам общечеловеческой морали. 3. Овладение опытом индивидуального и коллективного жизнетворчества, формирование культуры чувств и эмоций. 4. Формирование адекватной самооценки, способности к рефлексии, саморегуляции, психокоррекции и потребности в постоянном самосовершенствовании.
Интегрирующий курс включает в себя теоретическое и практическое жизнетворчество и «Школу творчества». Теоретическое и практическое жизнетворчество реализуется через содержание курса, а «Школа творчества» - через способы, технологию научения жизнетворчеству. Хотя это разделение является условным, т.к. ведущим принципом в преподавании данного курса является принцип единства содержания образования и метода его преподнесения, как в теоретическом, так и в практическом жизнетворчестве.
Органическая связь «Академии», «Клуба», «Мастерской» с курсом жизнетворчества проявляется в единой философии жизнетворчества, которая пронизывает все стороны образовательно-воспитательного процесса и овладения опытом жизнетворчества каждым учащимся.
В результате разработки нового содержания проектируется подготовить специальные образовательно-воспитательные пакеты материалов по курсу «Жизнетворчество», включающие: 1. Аудио-визуальные материалы и пособия, оснащающие программу «Жизнетворчества» во всех модулях (видеофильмы, видеопрограммы, диафильмы, фонозаписи, театральный реквизит, паркетные куклы и т.д.). 2. Диагностические материалы по замерам творческого развития, представляющие собой комплекс разнообразных традиционных и инновационных диагностик как на компьютерной основе, саморазвивающиеся тесты-ситуации, так и традиционные программы тестирования. 3. Комплекты обучающих творческих и психо-коррекционных игр, тренингов. Эти игры подобраны по возрастному принципу и кроме того имеют дифференциацию по уровням творческого развития воспитанников и индивидуальной творческой самобытности. 4. Комплекты саморазвивающихся педагогических программ, реализуемых в виде квазижизнедеятельности, в форме хэппенингов, творческих актов, акций и т.п. 5. В «Академии» и «Сфере Клуба» отменяется традиционный дневник и вводится принципиально новый вид дневника – Дневник жизнетворчества – где кроме информации по оргмоментам включены следующие материалы, тесты, программы самопознания, самомониторинг, автобиографический материал, самовоспитание, планирование на месяц, неделю, день, «лестницы» жизнетворчества, базовой культуры, социометрия, результаты рейтингов, оценка творческого развития детским окружением, взрослыми. 6. Учебник курса жизнетворчества представляет собой комплект из трех книг: книги для воспитанников, родителей и книги для учителя. Учебники включают в себя информационный материал, алгоритмический материал по развитию творческих способностей воспитанников, иллюстративные материалы, задания-проблемы, требующие творческого решения и др.
Инновационные процессы: педагогические исследования, рефлексия педагогического опыта и конструирование нового содержания.
1.Инновационныепроцессы в школе жизнетворчества обусловлены необходимостью разработки нового содержания личностно-ориентированных и индивидуально-развивающих технологий обучения и воспитания уч-ся. В соответствии с целями школы педагогическая работа должна включать такие недостаточно освоенные учителями виды деятельности как: выявление и развитие индивидуальных и творческих задатков, способностей, склонностей и интересов детей, нравственной воспитанности; внедрение во все модули школы жизнетворчества нового способа обучения, суть которого состоит в творческом самопостижении уч-ся основных видов человеческого сознания (научного, художественного, нравственного, правового, религиозного, бытового) и основных видов человеческой деятельности; осуществление системы непрерывного гуманистического воспитания; определение содержания, методов, средств обучения, позиция учителя и ученика в образовательно-воспитательном процессе в форме творческого диалога и учебной, досуговой самодеятельности; обоснование и внедрение программы синтетического блока развивающих курсов; освоение гибких моделей дифференциации и индивидуализации образовательно-воспитательного процесса: а) Организация творческой жизнедеятельности воспитанников в разнообразных видах творческих объединений детей, учителей, родителей, студентов, созданных по видам детского творчества; б) Персонализация образовательно-воспитательного процесса в творческих мастерских, клубах талантливыми педагогами; в) Организация деятельности по интересам средствами клубной педагогики; г) Поиск и внедрение различных форм и средств интенсивного полифонического эмоционального обогащения личности; расширение социально-педагогических связей школы с окружающей жизнью, внедрение нетрадиционной системы сотрудничества и сотворчества школы с дворовыми командами, семьями, творческими объединениями; координация и интеграция всех видов жизнедеятельности детей; создание полифонии трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, общественно-полезный, производительный труд на базе малых предприятий).
2. Для научно-методического и организационного обеспечения реализации концепции предлагается: создание творческой группы по реализации концепции развития образовательно-воспитательного процесса в школе; разработка необходимой научно-методической документации: Устава школы, Положения о клубном объединении, Дневника жизнетворчества, учебных комплектов и др., системы рейтингового оценивания; осуществление руководства (индивидуального консультирования) исследовательской, инновационной деятельностью учителей и студентов-исследовательской; организация работы по изучению, обобщению и внедрению передового отечественного и мирового педагогического опыта; выявление практических потребностей школы и формирование заказа на научно-методические и психолого-педагогические исследования, создание ВНИКов по их реализации; создание научно-методической лаборатории на базе школы жизнетворчества; организация внутришкольной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, включающей: систему проблемных семинаров (по проблемным группам); систему семинаров начинающего педагога; общешкольную методическую учебу всего коллектива; работу предметных методобъединений, кафедр и творческих педагогических мастерских; научно-методическому обеспечению развитию школы жизнетворчества будут также способствовать: подготовка и выпуск педагогических бюллетеней, журналов, сборников и другой педагогической продукции; система творческих отчетов педагогов (бенефисная система); создание психологической службы (создание индивидуальных программ развития воспитанников, скорой психолого-педагогической помощи, осуществление диагностики хода реализации концепции, создание кабинета психологической разгрузки; перевод организации жизнедеятельности школы на диагностическую основу; моделирование и квазипроживание критических жизненных ситуаций (периодов) с целью выработки готовности к выбору решения в период социально-педагогической напряженности, в стрессовых ситуациях; тренинг распознания социальных, бытовых, учебных, трудовых, интимных и др. проблем, обучение детей анализу путей их разрешения в сложившихся условиях, нахождения адекватных путей их решения, организации самой жизнедеятельности и ее рефлексии (реабилитации); конструирование содержательного игрового пространства, где каждый воспитанник мог бы получить некоторый опыт жизни в условиях будущего рынка, помогающего ему избежать разрушительного, отрицательного стресса в случае провала жизненных планов, что в реальной жизни является одной из важных причин, удерживающих современного человека от проявлений инициативы, предприимчивости и т.д.
По существу, все названные педагогические задачи и направления деятельности являются новыми для учителя, профессионализм которого сформировался в условиях регламентированного «сверху» одновариантного содержания обучения и воспитания. С учетом этого в школе жизнетворчества проектируется широкое развитие инновационной деятельности, включающей психолого-педагогические исследования, рефлексию педагогического опыта и конструирование нового содержания и технологий обучения и воспитания.
Основные инновационные процессы включают: 1 ступень – 1.1. Создание непрерывной диагностической службы и на ее базе компьютерного диагностико-прогностического банка: осуществление входной многомерной диагностики вновь поступающего состава уч-ся с целью выявления их функциональной готовности к обучению, интересов, задатков, способностей; создание системы мониторинга творческого развития уч-ся; введение системы тестирования уровня обученности, воспитанности, творческого развития. 1.2. Переход на систему содержательного, безотметочного оценивания с целью обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. 1.3. Организация адаптационного буферного пространства для детей, поступающих в школу. 1.4. Введение вариативной системы дифференцированного обучения и воспитания по уровню готовности к обучению и проявлению склонностей, задатков. 1.5. Адаптация к условиям школы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 1.6. Введение экспериментального развивающего блока в составе: Жизнетворчество – Русский фольклор – Основы театрального искусства – Иностранный язык – Хореография – Компьютерная азбука – Технологии. 1.7. Разработка и апробация новой модели классов продленного дня. 1.8. Введение частично-предметной системы обучения. 1.9. Интеграция учебной и внеклассной деятельности, дисциплин художественно-эстетического цикла. 1.10. Создание оптимальных условий для проявления и развития интересов и творческих задатков детей (клубный патронаж, программа «Малыш» и т.д.). 2-3 ступени: 2.1. Создание непрерывной диагностической службы и на ее основе компьютерного диагностико-прогностического банка. 2.2. Поэтапный переход на рейтинговую систему оценивания. 2.3. Организация буферного пространства с целью диагностики, рефлексии, самоопределения и конкурсного отбора на 3 ступень обучения. 2.4. Введение вариативной системы дифференцированного обучения и воспитания. 2.5. Создание инфраструктуры клубной творческой жизнедеятельности. 2.6. Апробация и развитие современных технологий обучений и воспитания. 2.7. Разработка содержания курса «Жизнетворчество», его интеграция с другими учебными предметами и досуговой жизнедеятельностью. 2.8. Разработка и апробация новых моделей классного, группового руководства. 2.9. Введение «Дневника жизнетворчества» вместо традиционного. 2.10. Создание и функционирование профильных творческих площадок.
6. Управленческое, кадровое, и научно-методическое обеспечение реализации концепции.
6.1. Управление школой осуществляется на демократических началах в соответствии с Законом «Об образовании», носит государственно-общественный характер, осуществляется следующими совокупными субъектами: общешкольная конференция – Совет школы – педсовет – органы ученического самоуправления – родительский комитет – администрация школы. Права и обязанности каждого подразделения управления зафиксированы соответствующими положениями Устава школы. Предполагается последовательная рационализация структуры управления и оперативного руководства в соответствии со структурой школы жизнетворчества. 6.2. Кадры школы комплектуются на контрактной основе. Вне зависимости от стажа работы и образования все принимаемые работники проходят недельную стажировку у учителя, руководителя клуба, другого работника, работающего в школе не менее двух лет. Программы стажировки разрабатываются на базе примерного Положения претендентом на место совместно с заместителем директора школы, курирующим этот участок работы. В соответствии с программой эксперимента в штатное расписание вносятся следующие изменения: в начальных классах вводятся должности 15 педагогов-аниматоров; на второй и третьей ступенях образования вводятся вариативные должности классного (группового) руководителя: традиционная, организатор параллели, 20 ставок руководителей разновозрастного коллектива – руководители клуба (педагог – аниматор); предполагается поэтапное расширение психологической службы (до 5 чел. к 1995 г.); введение на самоокупаемости должности коммерческого директора. 6.3. Финансирование школы осуществляется за счет: нормативного и сверхнормативного ассигнования государственного и муниципального бюджетов; дополнительных средств, полученных в результате осуществления плановых услуг, хозяйственной, производственной деятельности, сдачи помещений и площадей внаем, спонсорства и т.п.
СТАТЬИ О ШКОЛЕ В ПРЕССЕ
Как уже сообщал «Вечерний Ростов» на территории музея-заповедника «Танаис» работал летний оздоровительно-творческий лагерь для детей и подростков – «Город путешественников».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
Пошла в школу в 1983 году. Первым учителем была Куликова Ольга Николаевна. Любимыми школьными предметами были английский язык (Паршина Ольга Владиславовна), физкультура (Птичкин Геннадий Александрович), а также физика и история. Класс был большой (32 человека), дружный. С экскурсиями ездили на кирпичный завод. Интересными моментами школьной жизни были уроки литературы, школьные олимпиады, а также новогодние вечеринки.
Классным руководителем в старшей школе была Ляликова Раиса Захаровна (география). Любимыми увлечениями были музыка и походы. Атмосфера на уроках была разной, все зависело от предмета, сложно давалась дисциплина.
Если конфликты и были, то в основном они были с учителями. Училась отлично, была только одна четверка - по русскому языку.
Школу закончила в 1993 году, после школы поступила в РГУ.
Брицина Оксана Сергеевна
Муратова Елена Валерьевна
Впервые в школу №57 пришел учиться в 1984 году. Первым учителем в начальной школе была Дарья Семеновна. Класс наш был дружный. К интересным экскурсиям и поездкам в школьные годы можно отнести поездки в Танаис, Азов, музеи. Интересные мероприятия: экскурсии, «Зарница».
В средней школе классным руководителем была Сорокина Валентина Алексеевна. Любимыми предметами были труд, физкультура, физика, а любимыми увлечениями в школьные годы кружки моделирования, вырезание. Атмосфера на уроках была рабочей, любимым учителем была Федорова Нина Николаевна. Самым сложным в школьные годы, как и у большинства учеников, были контрольные работы и домашнее задание. Серьезных конфликтов с одноклассниками и учителями не было. Учился я хорошо и удовлетворительно. Школу окончил в 1993 году. Потом работа, семья, дети…
Грицын Сергей Владимирович
Я, Лозина Светлана Владимировна, 1978 года рождения. Пошла в школу в 1984 году и закончила 9 классов в 1993 году. Моим первым учителем в начальных классах была прекрасная Лидия Яковлевна. Моим любимым уроком была физкультура, на ней мы всегда играли в пионербол. Наш класс был самый дружный из параллели, в классе было 32 человека. Я дружила со многими, но до сих пор общаюсь с Семёном Барлуяном, Лубенской Еленой и Буровкиным Димой.
Мы ездили почти каждое лето в Танаис, ходили всем классом в зоопарк, и моя любимая экскурсия была на кирпичный завод, там мы всегда пили газировку из автомата.
На переменах мы всегда бесились, выходили во двор и играли в резиночки.
В школе у нас всегда проходили праздники, мы праздновали Новый год, были дискотеки на 8 марта.
Моим классным руководителем была Новикова Нина Николаевна, она была завучем, а потом учителем русского языка и литературы. В школе у нас были бесплатные кружки, я ходила на бокс, теннис и гимнастику.
Мы любили учителей и уважали их, они всегда нам помогали. Моими любимыми учителями были Шишлевская Наталья Владимировна - учитель биологии, Ляликова Раиса Захаровна -учитель географии и Сысоева Генриетта Федоровна - учитель алгебры и геометрии.
Но также были и конфликты с ними, расходились во мнениях.
Училась я хорошо, хорошисткой закончила школу.
Лозина Светлана Владимировна
"Я, Наумова Светлана Геннадьевна. Я училась в школе №57. Девичья фамилия моя была Мирущенко. Школу закончила в 1993 году. Когда я училась, школа была уже с третьим этажом и новым зданием, только не было тартанового покрытия, площадки и ограждения. В четвертом классе к нам пришли новые учителя из института. Сначала постоянного классного руководителя не было, но потом наш класс отдали Наталье Владиславовне. Она преподавала русский язык и литературу. С ней мы ездили на разные экскурсии, ходили в походы. Она была очень хорошим учителем и классным руководителем. Физкультуру у нас преподавал Сергей Александрович. С ним мы поддерживали хорошие отношения. После окончания школы наш класс встречался с ним, он рассказал, что многие ребята погибли в Чечне. Один из них - Коробка Сергей... Еще одна моя подруга и одноклассница Ольга Лаврененко утонула в пятом классе... Также я дружила с Андреем Колесниковым и многими другими одноклассниками..."
Наумова Виктория, 7А класс. 2012 г.
В первый класс школы №57 я пошла учиться в 1985 году. Первый учитель – Александрова Ольга Федоровна. Любимым предметом в начальной школе был русский язык. В классе учились 30 человек, как и в большинстве остальных классов. Интересной поездкой в школьные годы была экскурсия в Волгоград по реке Дон.
Классным руководителем в средней школе была Харсеева Нина Андреевна – учитель математики. К любимым увлечениям в школьные годы можно отнести игры в карты. Любимым учителем была Федорова Нина Николаевна – учитель русского языка и литературы. Самыми сложными для меня в школе были такие предметы как: история, физика и химия. Конфликтов с учителями и учениками в школе не было. Училась средне. Школу окончила в 1993 году, после школы пошла учиться в ПТУ-17, а потом в НГРК.
Абрамова (Волошина) Анна Николаевна
В первый класс школы №57 пришел учиться в 1983 году. Первый учитель - Куликова Ольга Николаевна. Самым любимым предметом был труд. В классе дружил с Амарским Олегом, Ковалевым Андреем, Борлуян Федором. К интересным событиям школьной жизни можно отнести работу в колхозе, когда убирали клубнику под Зерноградом. Интересные и яркие моменты школьной жизни - дискотеки в 9-11 классах. Классным руководителем в старших классах была Ляликова Раиса Захаровна. В школе я был радиолюбителем. Нравились уроки математики, которые преподавала Горба Галина Васильевна, а также уроки труда Холостова А.Н. Самым сложным были уроки литературы. Конфликтов в школьные годы не было. Учился хорошо, на 4 и 5, иногда бывали тройки. Школу окончил в 1993 году, после нее учеба в ДГТУ, потом работа в холдинге "Юг Руси", а сейчас ИП.
Фоменко Роман Евгеньевич
БИОГРАФИИ
КОНОНОВ ИЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВИЧ – ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ №57
С 5 класса классным руководителем была учитель географии Ляликова Р.З. За время учёбы в школе награждался похвальными грамотами за особые успехи в изучении истории. Илья Кононов закончил школу с аттестатом на «4» и «5» в 1993 году, 11-б класс, и в этом же году поступил на юридический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета.
По окончании университета в 1998 году, с целью на практике совершенствовать профессиональные навыки юриста, пошёл работать в линейное отделение милиции Северо-Кавказской железной дороги. В 2002 году продолжил трудовую деятельность следователя в Управлении по контролю за оборотом наркотиков, с 2008 года служит в Южном следственном управлении на транспорте (Следственный комитет Российской Федерации) следователем-криминалистом отдела криминалистики, полковник юстиции с 2018 года. Женат, воспитывает двух дочерей, школьниц лицея № 103.
СПОДАРЬ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА – УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
В 1984 году вышла замуж, родила двух дочерей.
В 1986 году поступила работать в ВЦ Госагропрома Киргизской ССР в городе Фрунзе (ныне – город Бишкек – столица Кыргызстана) на должность инженера-программиста. В 1991 году уволилась по собственному желанию и, пройдя по конкурсу, была принята в гимназию №70 города Фрунзе на должность учителя информатики. В 1992 году уехали из города Фрунзе в город Ростов-на-Дону. В августе 1992 году была принята в среднюю школу №57 на должность учителя математики и информатики.
Сейчас Сподарь Т.Н. с семьей живет и работает в Москве.
АЛЕКСАНДРОВА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В 1965 году пошла в школу, а в 1975 году окончила 10 классов.
В 1975 году О.Ф. Александрова была принята рабочей Багаевского пищекомбината.
29.11.1976 года зачислена слушателем подготовительного отделения РГПИ. В июле 1977 года была зачислена на 1 курс историко-английского факультета Ростовского государственного педагогического института. В августе 1979 года Ольга Федоровна вышла замуж и в январе 1980 года перевелась на заочное отделение. В этом же году была принята на работу секретарем в среднюю школу №27 города Ростова-на-Дону, а затем переведена на должность воспитателя ГПД в той же школе.
24 ноября 1980 года в семье Александровых родилась дочь Александра.
17 августа 1982 года переводом была назначена учителем начальных классов в среднюю школу №57 города Ростова-на-Дону.
С 1989 г. по 1992 г. находилась в загранкомандировке (Польша).
После возвращения в Россию продолжила работать учителем начальных классов высшей категории в средней школе №57.
В настоящее время Ольга Федоровна Александрова находится на заслуженном отдыхе.
ШЕВЦОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1-Й КАТЕГОРИИ
- Может, не поедешь?
- Поеду!
Саратов был для меня родным, комфортным. У меня - бровки домиком, глаза - плошки! Сдала документы и через день - собеседование. Кто проходил собеседование, тот допускался к экзаменам. Мы с В. Конкиным чуть свет вместе со всеми стояли на ступеньках и ждали, когда нас вызовут на прослушивание. Старшекурсники и те, кто уже закончили обучение - Олег Янковский со своими друзьями подбадривали нас - абитуриентов. После окончания учебы они приходили в училище как в дом родной с радостью и любовью. Конкуренция была на место 11,5 человек. И так - в 1965 году я поступила в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова на актерское отделение. Учиться было очень интересно. Предметы: актерское мастерство, искусство речи, сцен.движение, вокал, хореография, танец, этика, эстетика, русская, советская, зарубежная литература, ИЗО, сольфеджио. Обучение на гитаре и пианино. С 3-го курса индивидуальные отрывки: "Власть тьмы" А. Толстого (Анютка), Джанни Родари "Волшебная калоша" (зайчик, сорока-телефонистка), Сологуб "Беда от нежного сердца" (Оленька). Занятость в городских праздниках (Снегурочка, Весна). Практика в ТЮЗе (в массовках). Бассейн, лыжи - для физической формы. В промежутках между лекциями - читальный зал - подготовка к зачетам и экзаменам. Вечер - частое посещение театров - просмотр спектаклей. И так четыре года. На первом курсе нас было 43 человека, а на четвертом - 13 человек. На просмотр дипломных спектаклей приглашались режиссеры со всех городов. У нас были г. Тверь, Оренбург, Саратов, Новосибирск, Ростов. Северяне обещали квартиру через год - два, а ростовчане - через 6 месяцев - 1 год. Ну, конечно, мы поехали в Ростов (5 человек)... Юг, море рядом... Выбирали не театр, а город и где больше обещали (квартиру получили в г. Ростове те, кто остался - через 6 лет).
И так, город Ростов-на-Дону. 1970 г. Театр кукол. В первый год работы участие в конкурсе "Творческая молодость Дона" - дипломант конкурса. Мой репертуар в театре: С.Я. Маршак "Кошкин дом" - ведущий скоморох и котенок, "Али-Баба и 40 разбойников" - факир, "Тигрик Петрик" - главная роль Тигрик (ушла в декрет без премьеры), Данте "Божественная комедия", А.Экзюпери "Маленький принц" - принц. Через год после декретного отпуска вернулась в театр, а в 1971 году уволилась: работа во Дворце пионеров - руководитель театральной студии "Люди и куклы" для старшеклассников.
1986 год - Германия, город Вюнсдорф. Работа в Доме офицеров - детский театральный коллектив.
1986 год - Дом работников просвещения - детский театральный коллектив.
В 1992 году пригласили в школу №57 города Ростова-на-Дону. Мною был разработан курс ОАМ (основы актерского мастерства). Уроки с 1 по 4 класс. Через год появился в школе "Театр юного актера" для всех желающих. Дети, которые учились по программе развивающего обучения - Пачгановой Е.В. и Рогожкиной В.Н. с 1-го класса, традиционная программа - с 3-5 кл. Через 6 месяцев мы принимали участие в конкурсе художественной самодеятельности города. А еще через год мы принимали участие в городском конкурсе "Художественное слово". Ученик 3 класса Пензин Костя занял 1 место. Дети подрастали и появился коллектив старшеклассников. Учителя тоже проявили инициативу и с ними был поставлен спектакль. У нас была своя костюмерная (шефство ТЮЗа и Дома работников просвещения). Детский коллектив был большой - 50-60 человек. Новогодние представления проходили в три состава.
"Художник не тот, кого посетило вдохновение, а тот, кто вдохновляет" С.Дали.
Самые любимые спектакли - новогодние, участвовали и младшие, и старшие школьники.
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ
Выпуск 11А класса