Как «Битлз» изменили ход истории за 10 часов. Почасовая хроника записи легендарного альбома

Это случилось 61 год назад, 11 февраля 1963 года. Речь о записи первого битловского альбома «Please Please Me». Каков же был запал молодых музыкантов, которые записали целую пластинку за считанные часы!
Как «Битлз» изменили ход истории за 10 часов. Почасовая хроника записи легендарного альбома
Первоначально продюсер Джордж Мартин рассматривал возможность записи на домашней базе группы в Ливерпуле — в клубе «Cavern». Но подземелье с бетонными стенами не могло похвастаться подходящей акустикой. Вместо этого Мартин воссоздавал «электричество» живых выступлений «Битлз» в студии звукозаписи EMI.
Как «Битлз» изменили ход истории за 10 часов. Почасовая хроника записи легендарного альбома
Клуб «Пещера». Условия для записи — не очень!
Песни для альбома записывались на двухдорожечную машину, оставляя мало возможностей для наложений или редактирования. К тому времени уже были готовы «Please Please Me», «Ask Me Why», «Love Me Do» и «P.S. I Love You». Оставалось ещё 10 песен, чтобы добить 14 дорожек стандартного британского LP.
  • The Beatles - Please Please Me
  • The Beatles - Ask Me Why
  • The Beatles - Love Me Do
  • The Beatles - P.S. I Love You
Менеджер Брайан Эпстайн выделил день 11 февраля 1963 года, чтобы «Битлз» со свежими силами прибыли в студию в 10 утра. Но те опоздали. Джон Леннон пришёл с сильной простудой, спасаясь леденцами от боли в горле.
Как «Битлз» изменили ход истории за 10 часов. Почасовая хроника записи легендарного альбома
В ходе недолгой беседы и репетиции Джордж Мартин и «Битлз» остановились на нескольких авторских вещах и каверах. Ринго Старр рассказывал: «Мы знали эти песни, потому что выступали с ними по всей стране. Вот почему мы могли легко пойти в студию и записать их».

Студия EMI в начале 1960-х работала по жёсткому графику. Сеансы проходили с утра между 10 и 13 часами (с перерывом на обед), затем следовал дневной интервал с 14:30 до 18 часов (с перерывом на ужин) и, наконец, вечерний период с 19:30 до закрытия студии в 22 часа.
Как «Битлз» изменили ход истории за 10 часов. Почасовая хроника записи легендарного альбома
Когда «Битлз» приступили к работе, часики уже тикали. Годы гамбургских концертов и изнурительных турне подготовили их к этому музыкальному марафону. Освещённая флуоресцентными лампами студия стала для них ещё одним клубом или танцевальным залом. Джон Леннон с гордостью вспоминал, что дебютный альбом группы «был ближе всего к тому, как мы могли звучать для публики в Гамбурге и Ливерпуле».

Что же произошло в этот необычный день в жизни ливерпульской четверки?

10:45-11:30. «There's a Place»

  • The Beatles - There's A Place (Remastered 2009)
«Битлз» явно возлагали большие надежды на эту композицию, отведя ей почётное место в качестве первой песни того дня. Она была написана несколькими месяцами ранее в гостиной семейного дома Маккартни. Музыка в стиле «Мотауна» с ленноновской губной гармошкой, текст о воображаемом пространстве где-то в уме вдали от любопытных глаз взрослых... Действительно необычная, многослойная вещь.

Но ближе к полудню группа решила перейти к другому потенциальному хиту.

11:30-13:00. «I Saw Her Standing There»

  • The Beatles - I Saw Her Standing There
Ещё до того, как звукорежиссёр Норман Смит объявил песню «Seventeen», Джордж Мартин в диспетчерской проворчал: «Думаю, название нужно поменять». Она войдёт в историю как «I Saw Her Standing There» — мастерское сочетание любимых песен группы, которые породили нечто совершенно новое. Пол Маккартни рассказал, что басовую партию он «украл» из другой мелодии Чака Берри, «I'm Talking About You» 1961 года.
  • Chuck Berry - I'm Talking About You
По сути «Битлз» записали окончательную версию с первого дубля, играли и пели вживую. Но Джордж Мартин настоял на дополнительных дублях на всякий случай. Они оказались менее успешными. Джон и Пол путали текст, сбивались. Один из дублей Маккартни остановил яростным криком «Слишком быстро!»

Когда терпение Пола истощилось, он добавил больше энергии в отсчет дубля 9: «One, two, three, FOUR!!!» Эффект был настолько воодушевляющим, что Джордж Мартин оставил его на пластинке, создав одно из величайших вступлений в истории рока.

13:00-14:30. Обед

13:00-14:30. Обед
Как правило, после завершения утреннего сеанса следующие 90 минут отводились артистам и персоналу на обед. Но обескураженные медленным прогрессом «Битлз» отказались от перерыва. Пока звукорежиссёры сходили в соседний паб за пирогом и пинтой пива, битлы репетировали.

14:30-15:15. «A Taste of Honey»

Стремясь добиться успеха, группа решили сосредоточиться на более знакомом номере, миллион раз сыгранном на сцене. В качестве первого кавера обложки дня они выбрали «Вкус мёда» — поп-стандарт, который годом ранее был переделан Ленни Уэлчем в стиле ритм-энд-блюз.
    Включение сложной современной баллады наряду с рок-музыкой было призвано продемонстрировать универсальность группы. Пол Маккартни, открыто заявлял о своей любви к довоенным мелодиям: «Я считал, что это были хорошие мелодии. Тот факт, что мы не стыдились их, означал, что группа могла быть более разнообразной».

    Было записано пять дублей, два из которых были неполными, группа играла и пела вживую. Пятый был временно помечен как лучший:
    • Beatles - A Taste Of Honey

    15:15-15:45. «Do You Want to Know a Secret»

    Джордж Харрисон рассказывал: «Мне не нравился мой вокал. Я не знал, как петь. Никто не говорил мне, как быть». Большую часть песни написал Джон Леннон, опираясь на детские воспоминания о своей покойной матери, которая пела для сына балладу из «Белоснежки»: «Она была комедийной актрисой и певицей. Не профессионалом, но выступала в пабах и тому подобное. У неё был хороший голос. Она пела эту мелодию, когда мне был всего год или два. Мелодия была из диснеевского фильма: «Хочешь узнать секрет? Обещай не рассказывать...»
    15:15-15:45. «Do You Want to Know a Secret»
    «Битлз» исполнили четыре полных дубля песни, дубль 6 был отмечен как лучший. По настоянию Джорджа Мартина были предприняты две попытки перезаписать «ду-да-ду» в куплетах. Дубль 8 был признан законченной версией.
    • Beatles - Do You Want To Know A Secret

    15:45-16:15. Вокальные наложения «A Taste of Honey»

    Следующие час с четвертью ушли на полировку песен, которые уже были записаны. Трое битлов немного отдохнули, пока Маккартни записывал дополнительный вокал для «Вкуса мёда», что привело к более богатому и полному звучанию.

    16:15-16:30. Наложение губной гармошки на «There's a Place»

    Опасаясь, что гитары Джорджа Харрисона маловато, Джордж Мартин предложил Джону Леннону исполнить вступительный рифф «There's a Place» на губной гармошке. Этот трюк был использован в записи первых двух синглов группы, «Love Me Do» и «Please Please Me». Джону потребовалось три прохода по ранее записанному дублю 10.
    15:45-16:15. Вокальные наложения «A Taste of Honey»

    16:45-17:00. Наложение хлопков в ладоши на «I Saw Her Standing There»

    Стремясь сымитировать концертное звучание с публикой, Джордж Мартин попросил «Битлз» добавить в песню хлопки в ладоши. Группа собралась вокруг микрофона, в то время как звукооператоры запустили дубль 1 — самую сильную версию за день.

    17:00-18:00. «Misery»

    Стремясь укрепить репутацию авторов-песенников, Леннон и Маккартни написали «Misery» с целью передать её хедлайнеру своего турне Хелен Шапиро. Но её менеджер посчитал, что печальная тема плохо подходит певице-подростку. В конце концов трек достался другому их товарищу по туру — Кенни Линчу.
      Для записи версии «Битлз» потребовалось 9 дублей. Джордж Мартин соединил вместе начало дубля 7 и конец дубля 9, чтобы создать окончательную версию. Фразу на фортепиано он запишет сам 20 февраля без участия группы.
      • Beatles - Misery

      18:00-19:30. Ужин

      Завершив дневную сессию, проголодавшиеся «Битлз» наскоро перекусили в скромной столовой EMI. У них были причины для беспокойства. Две трети отведённого времени для записи уже истекли, при этом записана оказалась только половина необходимых песен. Требовалось сыграть ещё пять мелодий за два с половиной часа, чтобы закончить альбом вовремя. К счастью, остальные песни, в основном каверы, составляли основу их репертуара. Взглянув на часы, они вернулись в студию, полные решимости задать жару.
      18:00-19:30. Ужин

      19:30-20:15. «Hold Me Tight»

      К сожалению, начало вечерней сессии оказалось колоссальной тратой времени. «Битлз» сыграли 13 дублей мелодии, которая вообще не попала в альбом. «Hold Me Tight» — динамичная рок-песня, написанная, в основном, Маккартни несколькими годами ранее. Она была включена в концертную программу, но никогда не считалась хитом. Даже автор задним числом отверг её как «неудачную попытку сингла, которая стала приемлемым заполнителем альбома».

      Возможно, именно по этой причине «Hold Me Tight» не получилась во время сессии «Please Please Me». После серии фальстартов и ошибок группа получила готовую версию, но от песни на тот момент отказались. Перезаписанное воплощение появится на следующем альбоме группы «With the Beatles» позже в том же году.
      • Beatles - Hold Me Tight

      20:15-20:45. «Anna (Go to Him)»

      Разочаровывающий опыт «Hold Me Tight» остался позади. Решили взяться за любимые каверы темнокожих соул-исполнителей. «Anna (Go to Him)» — дань уважения пионеру соула из Алабамы Артуру Александеру. Аранжировка была отточена до блеска на сотнях концертов, так что к дублю 3 песня была готова. Джордж: «Артур Александер использовал своеобразный барабанный паттерн, который мы пытались скопировать, но у нас это не получалось. Поэтому в итоге мы изобрели что-то довольно причудливое, но не менее оригинальное».
      • The Beatles - Anna (Go To Him) (Remastered 2009)

      20:45-21:00. «Boys»

      С первого альбома «Битлз» предоставляли каждому участнику ведущий вокал. Ринго Старр спел свой коронный номер «Boys» от The Shirelles, который он исполнял ещё в Rory Storm and the Hurricanes.
        Как и на сцене, Ринго пел и играл одновременно, что довольно непросто. Но он добился успеха с первой попытки!
        • The Beatles - Boys (Remastered 2009)

        21:00-21:30. «Chains»

        Первоначально записанная женской R&B-группой из Нью-Йорка The Cookies, «Chains» продемонстрировала потрясающую способность «Битлз» находить жемчужины американской поп-музыки, которые были редкостью в Британии.
          Благодаря менеджеру Брайану Эпстайну, у которого был музыкальный магазин, у них была возможность слышать больше, чем мог себе позволить случайный покупатель. Джордж Харрисон был особенно увлечен «Chains», купив пластинку в декабре 1962 года. Группа записала две полные версии песни, первая из которых была признана лучшей.
          • The Beatles - Chains

          21:30-22:00. «Baby It's You»

          Следующий номер был написан Бертом Бакараком и Маком Дэвидом. Это была вторая песня The Shirelles, которую «Битлз» записали в тот день.
          • The Shirelles - Baby It's You
          Было записано три дубля, последний отмечен как лучший. Трек будет закончен через девять дней 20 февраля, когда Джордж Мартин сыграет на челесте поверх гитарного соло Харрисона.
          • The Beatles - Baby It's You
          Голос Леннона уже был на пределе. К счастью, ему оставалось написать только одну песню. Для решающего удара пришлось собрать все силы.

          22:15-22:30. «Twist and Shout»

          Было уже десять вечера — время, когда студия официально должна была закрыться. При всей их сверхчеловеческой выносливости в тот день «Битлз» не хватало одной песни. На следующее утро им предстояло совершить долгий путь на север Англии, чтобы выступить в Олдеме. Джордж Мартин решил нарушить правила и тайком записать ещё одну песню в нерабочее время.
          22:15-22:30. «Twist and Shout»
          Пол Маккартни вспоминал: «Около 10 часов вечера мы удалились в студийную столовую выпить кофе с печеньем, где мы с Джорджем Мартином начали серьёзное обсуждение подходящего номера для последней дорожки». Также присутствовал журналист Алан Смит: «Мы столпились там, и вроде бы Джордж сказал: «Что мы будем делать с последним номером?». Я сказал: кажется, несколько недель назад я слышал, как вы исполняли «La Bamba» по радио. Маккартни выглядел немного озадаченным, а затем сказал: ты имеешь в виду «Twist and Shout»? Идея была мгновенно принята».
            Джордж Мартин: «Одному Богу известно, что происходило с его гортанью каждый раз, когда исполнял её. Звук был похож на рвущееся мясо. Записать нужно было с первого дубля, потому что я прекрасно осознавал, что во второй раз уже не получится».

            Но после 12 часов работы Леннон практически сорвал голос. Он съел ещё пару леденцов, прополоскал горло молоком и подошёл к микрофону. 22-летний рокер запрокинул голову и издал вопль, который спустя более чем полвека до сих пор вызывает восторг.
            • The Beatles - Twist And Shout
            Джон Леннон: «Я ни черта не мог петь — я просто орал. Последняя песня чуть не убила меня. Каждый раз, когда я сглатывал, это было похоже на наждачную бумагу. Я мог спеть её лучше. Но сейчас меня это не беспокоит. Вы можете слышать, что я просто безумный парень, который делает все возможное!»

            Невероятная страсть и полная самоотдача компенсировали огрехи исполнения. В знак солидарности остальные «Битлз» выдали свой максимум без оглядки. Ринго отбарабанил с первобытной яростью. Пол и Джордж поддержали солиста. На последних секундах песни звучит радостное «Эй!» — спонтанное приветствие Маккартни своему другу и соавтору.

            Была предпринята попытка второго дубля, но особого смысла в этом не было. «Twist and Shout» была выпущена без правок, без наложений — и без второго шанса.
            22:15-22:30. «Twist and Shout»

            22:30-22:45. Прослушивание

            Пол Маккартни вспоминал: «Под конец записи Джордж Мартин посмотрел вниз из диспетчерской и в изумлении сказал: «Я не знаю, как вы это делаете! Мы записывали весь день, и чем дольше вы работаете, тем лучше получается!»

            В половине одиннадцатого «Битлз» поднялись по лестнице со студийного этажа в диспетчерскую, чтобы впервые послушать свой дебютный альбом. Леннон в 1963 году говорил: «Ожидание, когда можно будет услышать LP, было одним из наших самых тревожных переживаний. Как оказалось, мы остались довольны результатом».

            Пол Маккартни согласен: «Этот альбом был одной из главных амбиций в нашей жизни. Мы чувствовали, что по нему будут судить о группе, и для нас было чрезвычайно важно, чтобы он звучал как надо. В итоге мы были довольны. Если бы не понравилось, с болью в горле или нет, мы бы записали всё снова. Вот в таком настроении мы были. Для нас это был либо прорыв, либо провал».
            22:30-22:45. Прослушивание

            Альбом «Please Please Me» был выпущен 22 марта 1963 года. К маю он возглавил хит-парад и оставался на вершине 30 недель. До тех пор, пока не вышел следующий альбом «Битлз».

            Заглядывайте на огонёк! Спасибо за класс и комментарий!

            Комментарии

            • 12 фев 14:46
              ИЗУЧАЙТЕ ПРАВИЛА, ЧИТАЙТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. СТАНОВИТЕСЬ УЧАСТНИКАМИ МММ-2.0 !!! ПОМОГАЙТЕ ДРУГ-ДРУГУ.
            • 12 фев 16:25
              Нашли тоже легендарных, скитались они по пабам, песенки заунылые пели, и тут они понадобились брит-короне, правительство британии распиаривало их везде, где только можно ну и +деньжата конечно, вот и вся легендарность.....
            • 18 фев 12:55
              И все таки это БИТЛЗ
            • 18 фев 16:54
              Судя по твоей роже фуета ты подзалупная, шариков полиграф полиграфыч таки успел дать потомством и это несомненно ты имбицил заднеприводный
            • 25 фев 11:29
              🤳🏿 🏻
            • 27 фев 19:22
              Писать что либо плохое про битлов может только плохой неудачник