Альбомы британского музыканта Roger Waters

Джордж Роджер Уотерс (George Roger Waters) родился 06-го сентября 1943-го года в местечке под названием Большой Букхем (Great Bookham), в графстве Суррей (Surrey), Великобритания. Родители Роджера были школьными учителями с коммунистическими взглядами, что соответственно наложило свой отпечаток на дальнейшие взгляды нашего героя. Из увлечений его юности можно отметить тягу к футболу, плаванию и другим видами спорта. Музыкой, которой он вскоре «заболеет» всецело, был блюз и джаз в исполнении известных музыкантов тех лет. Также стоит отметить, что его школьные годы проходили в одном учебном заведении вместе с Сидом Барреттом (Syd Barrett) и Дэвидом Гилмором (David Gilmour), с которыми впоследствии он создаст одну из самых величайших рок-групп истории коренным образом повлиявшую на всю историю музыкального мира.
Свои первые шаги на музыкальном поприще Уотерс начал делать только в студенческом возрасте. Во время учебы в лондонском Политехническом институте, он покупает первую гитару и вместе с другими студентами начинает свое продвижение на большую сцену.
Поворотным моментом стал 1965-й год, когда он вместе с Ричардом Райтом (Richard Wright), Ником Мейсоном (Nick Mason) и Сидом Барреттом организуют группу, которая и станет тем самым легендарным, прославившимся на весь мир, коллективом Pink Floyd. С этой группой он и покорил вершину мирового музыкального Олимпа. Именно эта команда стала одной из самых почитаемых в музыкальной среде, а на ее участников равнялись и до сих пор равняются многие последующие поколения музыкантов. Но как бы хорошо все не складывалось, в самом коллективе Pink Floyd стало нарастать напряжение между Роджером Уотерсом и Дэвидом Гилмором, заменившим Сида Барретта. Что в скором будущем привело к более тяжелому противостоянию и даже вылилось в судебный процесс об использовании имени «Pink Floyd». В 1985-м году напряжение достигло своего пика, и Уотерс объявляет о распаде группы. Но у судьбы, на это счет, были другие планы, и его детище продолжило существование, хоть уже и без участия Роджера. Хотя по прошествии некоторого времени он все-таки иногда принимал участие в концертах этого великого коллектива.
После ухода из Pink Floyd творческая натура Роджера Уотерса, конечно же, начала искать себе выход, который «вылился» в сольные альбомы. Несмотря на то, что таким же большим спросом, как его прошлый коллектив, они не пользовались, на них виден отпечаток деятельности музыканта, который и отдает классикой легендарных «флойдов». Возможно, все дело в том, что имя Роджера Уотерса было не настолько раскручено как название группы «Пинк Флойд», но по прошествии времени его сольное творчество нашло положительный отклик в сердцах слушателей.
Как и многие другие музыканты такого уровня, он принимал участие в благотворительности. Так, в 1989-м, когда произошло падение Берлинской стены, он дал благотворительный концерт под названием «The Wall», проходивший в Берлине 21-го июля 1990-го года. Как отмечается, на сам концерт было продано около 200 тысяч билетов, но из-за боязни огромной давки, ворота комплекса были полностью открыты, что позволило некоторым людям пройти на концерт совершенно бесплатно.
Также Уотерс открыто критиковал Фолклендскую войну и действие американских войск в Ираке. Тут, скорее всего, сыграло роль его воспитание и взгляды, привитые ему родителями, но, как известно каждый из людей имеет право на свое собственное мнение.
Ни один отец не известен так всемирной аудитории, как отец автора "лучшей рок-оперы века" The Wall. Хотя Джордж Роджер Уотерс (George Roger Waters), рожденный в предместье Кэмбриджа, Great Bookham, отца практически не знал. Эрик Флетчер Уотерс (Eric Fletcher Waters) погиб в год рождения сына, в 1944-м, причем далеко от дома - в бою за малоизвестный клочок итальянской земли. Поэтому Роджер считает его за невинную жертву Второй Мировой, а мать свою изображает все в той же "рок-опере века" существом, инстинктивно огораживающим дитя от карикатурной жизни. Между тем, Мэри (Магу) от души старалась восполнить потерю отца, и держалась очень строгих правил в деле воспитания самого младшего из трех ее сыновей.Но и школа, все та же Cambridge High School, казалась Роджеру сборищем "диккенсовских садистов", подавляющих детскую индивидуальность. "Система у них такова, что после пяти лет человек потеряет ее". И мать (директриса школы), и отец (преподаватель религии и физкультуры) были теми же учителями, к тому же политически активными, как их сынок в своих песнях впоследствии. А сын близкой подруги Мэри Уотерс, тот же Сторм Торджерсон, вообще помнит, что они с Сидом и Роджером были бойскаутами. Но в свое время последний решил, что военщина и униформа не для него, и сумел сделаться Председателем местного юношеского отделения Кампании за Ядерное Разоружение. Публичные выступления стали частью его жизни в самом начале 60-х. А дома ночами "самодостаточный" парень слушал American Forces Network или Radio Luxembourg, а также первые купленные ему пластинки блюза и джаза: Лидбелли (Leadbelly), Бесси Смит (Bessie Smith), Билли Холидей (Billy Holiday), и "все, кроме рок-н-ролла", по его словам.Со всем этим скарбом Роджер переехал в Лондон, и однажды признался себе, что вдруг появилось желание стать музыкантом: "Я уже учился архитектуре в Политехническом на Regent Street. Там мы собирались в какие-то ансамбли. Это не было всерьез, мы до того вообще не играли. У нас была масса названий - MEGGADEATHS было великолепным... Я выложил часть своей стипендии за испанскую гитару и прошел пару уроков в Spanish Guitar Centre, но мне они не пригодились на практике" . Пришлось разучивать сначала номер "Shanty Town", а потом осваивать десятки тем из РОЛЛИНГ СТОУНЗ. И такой же студент, как и Роджер, Кен Чэпмен (Ken Chapman), начал свою менеджерскую работу с того, что расклеил афишки их ансамбля SIGMA6, "подходящего для клубов и вечеринок". Стало быть, пришлось разучивать песни Кена. "Это были фантастические песни со словами "Have you seen the morning rose?" на мотив прелюдии Чайковского...". Никто не расслышал потенциала СИГМЫ 6.Качественно новая попытка создать группу связана с появлением в Лондоне пары кембриджских приятелей - Сида Барретта и Боба Клоуза (Bob Close). Последний считался гитаристом джаза и был, как оказалось, весьма традиционен в своих вкусах - почти не признавал ни секс, ни ЛСД, ни РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ни мистицизм; и Уотерс вспоминал: "С приходом Боба мы хотя бы заимели того, кто мог действительно играть на инструменте. Тогда мы стали разбираться, кто и что будет играть. Я был переведен с ведущей гитары на ритм-гитару и, в конце концов, на бас. Всегда меня жутко пугало то, что я усядусь за барабаны". При этом Уотерс был убежден, что в том блюзе, который они исповедуют, нужно не умение как таковое, не практика, а лишь "базовое понимание". В результате углубления Роджера в музыку, его слух начало удовлетворять нечто, требующее комментария: "Это все тотальная анархия. Но это кооперативная анархия, если вы понимаете, что я имею в виду. Это, определенно, полное достижение целей психоделии. Но если принимаешь ЛСД, твой опыт всецело зависит от того, кто ты есть". Роджер оставался "самой сильной натурой в группе" и упорным архитектором, даже конструктивистом и структуралистом в музыке. Когда уже состоялся ПИНК ФЛОЙД, в котором он приобрел свою оригинальную манеру игры на басу, - хотя был, по мнению Дженнера, "tone- deaf и не мог сам настроить гитару, - возникли две хрестоматийные проблемы: как избавиться от невменяемого Барретта (пусть даже он был "инстинктивным музыкантом") и как бы самому начать писать. Останься Барретт в группе только в качестве автора, но не исполнителя на сцене и не артиста в глазах публики, дела ансамбля не напоминали бы сагу или "Илиаду". И не появилось бы шансов для глобального развития ПИНК ФЛОЙД, связанного с приходом Дэвида Гилмора, которого Роджер знал с детства и который достиг уже неизмеримо большего в гитарной технике. Потенциал от природы и опыт дали шансы обоим друзьям и всей группе. Один из ее звукоинженеров и личный соратник Уотерса, Ник Гриффит (Nick Griffiths) объяснил магию ФЛОЙД очень просто и коротко: "Дэйв заставляет людей наслаждаться, а Роджер заставляет думать. Это сочетание действительно работает прекрасно".В беседах для полной версии фильма "Pink Floyd Live At Pompeii" эти двое еще дополняли друг друга, в частности, по вопросу о том, какую роль играет техника в создании их композиций. Д. Гилмор: "Аппаратура лишь дополняет те задумки, которые появляются в наших головах. При этом в голове должны быть хоть какие-то мысли. Техника пока творить не может. Интересно посмотреть, что могут сделать четверо человек, если при этом они не имеют никаких идей, - дайте им аппаратуру и прикажите хоть что-нибудь сделать на ней. Был бы интересный эксперимент. Я думаю, у нас получается лучше ". Р. Уотерс: "Или можно сказать - Дайте парню гитару Леса Пола, и он станет Эриком Клэптоном (Eric Clapton). Но это не правда. Дайте парню усилитель и синтезатор, но он не станет нами ".Позднее чисто архитектурное решение таких композиций, как "A Saucerful Of Secrets", "Atom Heart Mother" и "Echoes", уже не могло удовлетворить Уотерса. Появилась тенденция к созданию концепции и поиску смысла. Естественно, он обратился к поэзии. Предыдущие лирические опыты Уотерса представляли собой, в двух словах, психоделическую романтику. В первом сингле ПИНК ФЛОЙД с его авторской песней, "Julia Dream", находят лишь блестящее подражание Барретту. От пары "космических" песен - "Let There Be More Light" и "Point Me At The Sky" - казалось, он мог вообще отказаться, так как Роджер Уотерс открещивался от самой мысли про "space-rock". Другое дело - поэзия в стиле "Set The Controls For The Heart Of The Sun", цикла More, "Embryo", и, в конце концов, "Seabirds" и "Grantchester Meadow". Первая в этом ряду происходит от строчки Уильяма Берроуза, которую мог содержать его фильм "Cut-Ups", демонстрируемый на ранних концертах ПИНК ФЛОЙД в клубе UFO; конечно, могли вдохновить сочинения китайских поэтов эпохи Тан и непосредственные впечатления детства, видения и предчувствия, полученные на берегах реки Кэм. "Некоторые медики согласны со мной, - констатировал Уотерс, - они говорят, что это просто жизненно необходимо не растерять то, что ты чувствуешь в 16-17 лет или года в четыре... Для людей очень важно сохранять какие-то сиюминутные ощущения, вроде того, что я чувствую, когда рыбачу. Я вообще по природе своей охотник. Я должен чувствовать, как у меня под ногами хлюпает речной ил. Все это как- то по-прустовски .В 1970-м Уотерс прочел книгу Марселя Пруста "По Направлению к Свану" из цикла "В Поисках Утраченного Времени". Это произошло в связи с замыслом Ролана Пети и Рудольфа Нуриева - пригласить ПИНК ФЛОЙД для создания музыки к новому балету. Самой "прустовской" музыки группа не написала - балет был поставлен позднее, на другую тему, и на премьере в Париже и Марселе прозвучали "Careful With That Axe, Eugene", а также три новые вещи: "Echoes", "One Of These Days" и "Obscured By Clouds". Это лишь подтверждает мнение, что ПИНК ФЛОЙД нащупал и воплотил такую безбарретовскую поэтику, которая исключительно емка и несокрушима временем. Тот же самый "Eugene" под названием "Come In Number 51, Your Time Is Up" вполне подошел Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) для сцены финального взрыва в накуренном воображении Дарий ("Zabriskie Point"). Но еще любопытнее, что режиссер, за плечами которого реалистический опыт, выбрал песню ПИНК ФЛОЙД "Crumbling Land": она написана в кантри-манере и текст ее звучит едва ли не более притчево, чем сам фильм. Эту песню вполне можно поставить в ряд поучительно-иронических пассажей, в которых Уотерс вполне преуспел, особенно в цикле для фильма его друга Барбета Шредера (Barbet Schroeder) "La Vallee", а до того в фильме Роя Баттерсби (Roy Battersby) под названием "The Body".Фильмы разнятся даже по жанру - сугубо художественный и научно- популярный. Впрочем, еще Питер Уайтхед (Peter Whitehead) (документальный фильм "Tonite Let's All Make Love In London") использовал "Interstellar Overdrive" для сцены с чтением поэмы Аллена Гинзберга, "Вой" ("Howl"), которая была очень далека от космодинамики. В душевной подборке для "Тела", в 70-м, весомо прозвучали лирико-философские пассажи "Sea Shell And Stone", "Breathe", "Chain Of Life" и "Give Birth To A Smile" - в контексте авангардных миниатюр Рона Джизина (Ron Geesen). В том же году написалась песня с названием хрестоматийного стихотворения Редьярда Киплинга, "If".До возникновения сих образцов философии хиппи и хипстеров, психастенический кошмар звучал уже в песне, подписанной Роджером к барреттовской десятке, составившей альбом The Piper At The Gates Of Dawn, то есть в "Take Up Thy Stethoscope And Walk". Ho истинным "шедевром юности поэта" стоит наименовать саркастический номер "Corporal Clegg" - о Капрале Клеще, потерявшем ногу на войне "in nineteen forty-four". 1944 год явно не безразличен Уотерсу (это год его рождения и смерти отца), он появится и в зрелой песне, "When The Tigers Broke Free", как "black 44". Итак, к 28-ми годам основного автора ПИНК ФЛОЙД перестали удовлетворять случайные образы и та мешанина отдельных идей, с которыми члены группы приходили в студию. Прошел его авангардистский приступ в стиле "Several Species Of Small Furry Animals..." или "Alan's Psychedelic Breakfast", окончательно съеденный в "Household Objects"; тогда казалось, что нет особой разницы, из чего извлекается звук - из обыкновенных инструментов, домашней утвари или окружающего мира, лишь бы достичь объективного коррелята эмоций. Но существовала поэзия Боба Дилана (Bob Dylan) и Джона Леннона (John Lennon), чьи достижения никак не могли не влиять на сознание мистера Уотерса. Он уже шел к тому, чтобы издать свой "первичный крик", primal scream: "...если бы я перечислил пятьдесят песен, которые сам хотел бы написать, то очень немногие не принадлежали бы Бобу и Джону ".Прежде всего Уотерс выдвинул тезис: писать стихи и музыку концептуально, то есть на сквозную тему. Например, о том, что обычно сводит людей с ума, о разновидностях давления, которое общество или частная жизнь оказывает на психику, а также о том, с чего начинается жизнь и чем заканчивается.Сердцебиение новорожденного открывает альбом, затем следуют "Вдох" (новый вариант "Breathe"), "Бег по жизни" ("On The Run"). "Время" ("Time") - его убивает человек и оно убивает человека, "Деньги" ("Money"), общество, разделенное на категории "Мы и они" ("Us And Them"); наконец следует "Сумасшествие" ("Brain Damage") и полное "Затмение" ("Eclipce").Цикл завершается умирающим стуком сердца.Стихи распадаются, в общем, на семь тематических планов, подобно тому, как расщепляется луч белого света в призме. Дэйв Гилмор вспоминал: "Роджер добивался определенности в своих стихах, чтобы сделать их простыми, прямыми и легко доступными - легкими для понимания. Отчасти потому что... люди вычитывают в стихах то, чего там нет "". Первоначально цикл назывался гораздо мрачнее - Total Eclipse, затем пришла мысль записать интервью с разными типажами, включая Пола и Линду МакКартни (Paul and Linda McCartney), передав каждому карточку с вопросом о смерти, насилии, страхе и тому подобном. Ответы вошли в музыкальную ткань альбома и одна из брошенных фраз озаглавила диск - The Dark Side Of The Moon. Тираж спектра на черном фоне превзошел все радужные ожидания. Но именно это обстоятельство - суперпопулярность и высшее качество произведения в целом - создавало проблему достойного продолжения. Этот новый шедевр представлял публике принципиальные изменения в музыке, фокусируя слух на кошмарах и трудностях каждого дня из обыденной жизни, а не на пост-психоделическом космогониве, на который якобы только и был способен ПИНК ФЛОЙД в прошлом.От четырехнотной гитарной фразы Гилмора родился замысел новой многочастной сюиты, и Уотерс взял на себя проработку концепции рок- реализма: "По существу, только стрессы и боль наполняют жизнь тех, кого я встречал... и мою тоже... [К тому же,] я чувствовал, что могу сохранить интерес к проекту вообще, если сделаю альбом о том, что на самом деле происходит с нами, и о том, что никто не смотрит друг другу в глаза, и что все это слишком механично...

Комментарии