Будда Вайрочана (санскр.

वैरोचन, Vairocana – "Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница").
Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य, Akṣobhya – "Непоколебимый" ).
Будда Ратнасамбхава (санскр. रत्नसंभव, Ratnasaṃbhava – "Тот от которого возникают драгоценности").
Будда Амитабха (санскр. अमिताभा, Amitābha – "Безграничный Свет").
Будда Амогхасиддхи (санскр. अमोघसिद्धि, Amoghasiddhi – "Верное Достижение").
Ваджрасаттву иногда называют шестым дхьяни-буддой. В тэрма Падмасамбхавы "Бардо Тодрол" будда Акшобхья называется Ваджрасаттвой.
Среди буддийских учений, особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, первоэлементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из "Вайро Драбаг":
Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…
Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами и дхьяна-буддами:
Дхьяна-будды Совокупности (скандхи) Скандхи на санскрите
Акшобхья форма рупа
Ратнасамбхава ощущения ведана
Амитабха представления санджня
Амогхасиддхи сформированный опыт санскара
Вайрочана сознание виджняна
Слово "скандха" переводится как совокупность, накопление составляющих. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но в результате работы сознания, направленной на различение, свет обретает цвет, дискретность, форму, проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:
• Форма (телесная оболочка, внешность, тело);
• Ощущения (ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные);
• Представления (образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами);
• Сформированный опыт (тенденции сознания, направляющие наши действия; это накопленный опыт всех наших поступков, т.е. то, что запечатлено на глубочайшем причинном уровне как информация о совершённых в прошлом действиях тела, речи и ума);
• Сознание (работа сознания, движения души; различение уровня "является мной – не является мной"; если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к работе сознания).
Из пяти скандх глубочайшим и первичным накоплением является работа сознания, далее образуется сформированный опыт, возникают представления, наконец, ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. в обратном порядке.
Пять великих элементов (махабхути) – это природа пяти супруг (юм) дхьяна-будд. Соотношение между юм и элементами следующее:
Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами.
Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тодрол" говорится следующее: семейство будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода", а семейство будды Ратнасамбхавы – когда "появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля".
Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.
Что такое Пять Элементов на материальном уровне? Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.
Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это естественное состояние ума, не захваченное скандхами. Тулку Ургьен Ринпоче говорил:
"Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.
Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит".
Из книги "Ваджарная речь"
Неотвлечение – это незахваченность скандхами. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.
Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.

Комментарии

Комментариев нет.