ЗНАТНЫЕ ПРЕДВОДИТЕЛИ МОЕГО ПЛЕМЕНИ.

МУЙТЕН- БИЙ.

УСЕРГАН - древнебашкирское племя тюркского происхождения.
Предки усерган известны под названиями баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Муйтен – знаменитый бий (глава) усерганских башкир, живший в конце XII – в первой половине XIII веков. Его сын Усерган, от которого пошло название Усерганского рода. А имя отца Муйтен-бия Туксаба служила ораном (боевым кличем) усерганцев. В шежере Усерганского рода перечислено 22 колена потомков Муйтен-бия, которое хронологически охватывает период XII- XIX вв. Упоминание о Муйтене в шежере (Bashqort halqi’ babasi’) весьма интересно с точки зрения древних этнических связей башкир- усерганцев. Башкирское племя Усерган во второй половине I тысячелетия нашей эры в этническом отношении было связано с племенем Муйтен, наиболее древним этническим пластом в составе каракалпакского народа. Муйтены занимали территорию по побережью Аральского моря и некоторые острова. На наличие древних этнических связей башкир племени Усерган с приаральскими муйтенами, помимо сходства этнонимов (Муйтен), указывают многочисленные предания и легенды южных башкир, в которых Средняя Азия и Приаралье фигурируют как древние места их поселений. Кроме того, на древние этногенетические связи башкир-усерган с муйтенами указывают сходство тамг, некоторых названий родов и родовых подразделений и т.д В 1-м тысячелетии н.э. в общем потоке кочевников усерганцы двинулись из Центральной Азии на запад, в Приаралье и Присырдарьинские степи, затем на Кавказ и Нижнее Поволжье. На рубеже 1-го-2-го тысячелетий усерганы поселились на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Под натиском монголов в 13 в. усерганы ушли в предгорья Южного Урала и обосновались в бассейнах рр. Сакмара, Ик, Сурень, Касмарка, Зилаир и Таналык. Небольшие группы расселились по рр. Иргиз, Каралык и Камелик, в долине рр. Большой и Малый Узень.
В начале XIII века от имени башкирских родов для переговоров в ставку Чингисхана с подарками был направлен усерганский бий -Муйтен. Целью его поездки было получение от Чингисхана ярлыка (грамоты),дающей право башкирскому народу на вотчинное владение землями своих предков. Чингисхан принял Муйтена с почётом, щедро его угощал. Присвоил ему звание бия. Когда Муйтен возвратился на родину, певцы сложили о нём хвалебные тулгау. Усерганцы остались хозяевами своих земель. Муйтен-бий привёз от хана бумагу – бетеу, скреплённый печатью. Таким образом, бий Усерганского рода Муйтен сыграл немаловажную роль в налаживании отношений с великим завоевателем Чингисханом. И самое главное, благодаря его успешной политической деятельности, башкиры не только избежали полного истребления, даже получили вотчинное право на владение своими землями.

БИКБАУ-БИЙ (князь) – глава башкир Усерганского рода, живший в 16 веке. Бикбау-бий возглавлял борьбу усерганцев против ногайских мурз. А после падения Казанского ханства он был один из инициаторов принятия подданства Московского государства юго-восточными башкирами. Так в конце 1555 года – в начале 1556 года Бикбау-бий в составе объединённого посольства юго-восточных башкир ездил в Казань к наместнику Московского царя Ивана IV для переговоров.
В 1557 году они получили от Ивана IV жалованную грамоту на вотчинное
владение своей землей. По просьбе башкир их вотчинные земли были
поделены между родами.Иван Грозный пожаловал Бикбау-бию титул тархана, а также атласную кармазинную шубу. Жалованная грамота на владение вотчинными землями усерганцев, полученная от царя Бикбау-бием передавалась из поколения в поколение.
Ныне в южной части Зианчуринского района Башкортостана находится деревня Бикбау, получившая свое название от имени легендарного князя Бикбау-бия, где живут башкиры-усерганцы из тюбы Сураш и Аксак.

Комментарии

  • 1 фев 2021 10:59
    Добавлю от себя: "В переводе с башкирского языка слово " сураш" (по -башкирски- " хораш", или латиницей: "horash"-) означает всем до боли знакомое русское (славянское) слово " совет". А слово "аксак"  (по-башкирски- акъхакъ"-) - это на русском (славянском) языке означает "белое право". В Старо-Халилово ( Байказаке) и в Мало-Халилово (Ахун) большинство башкирского населения составляют именно " акъхаки". Это родина твоего деда. А невдалеке от этих населённые пунктов находится Лылово. Тебе ничего этот топоним не напоминает? "Берендеево царство" Ярославской области с пастухом Лелем Мизгирëм "Башкиром"? А уже дальше-Снегурочка (башкирское Къархолоу, Къархылу). И Дед Мороз-это не только Къышбабай (Дед Мороз), но также и Къошбабай ( Птичий дед, Дед Птица) и Къуш бабай ( счетовод, математик), и более современные Къуш и Къэш бабай, то есть сорвавший куш и кэш бабай! Къархылу это по-другому Къарґылыу и Къарґолоу. А всë потому, что в древности гласные произносились как нечто среднее, например, "А", "Á", "Ы", Ы́, " О" , "Ó" и т. д.  Прости за многословие. И спасибо.
  • 20 мая 2021 21:18
    Многое узнал из истории про башкир и знатных людей, предк ов.