- вчера 14:15
Экономический рэп-баттл Белоусов-Сонин
Нет фантазии у начальства. Одно и то же, одно и то же. Взяли и приговорили профессора Чикагского университета, экономиста Константина Сонина в 8.5 годам. Заочно, понятное дело.
А что бы вместо этого не выступить сильно? Не использовать новые формы борьбы с недругами?
Взяли бы и вместо приговора высвистали в Кремль «экономического стратега» Белоусова и дали задание – объявить рэп-баттл через телемост экономисту Сонину и разбить его в стихотворной, матерной форме, повествуя об экономических успехах последних лет.
Как известно, суть рэп-баттла в том, что «два рэп-исполнителя оскорбляют друг друга и превозносят себя на потеху публике, используя заранее подготовленные рифмованные строки». В тренеры Белоусову можно было бы дать Медведева и Захарову.
Вышел Белоусов перед Сониным и начал речитатив: «Эй, Сонин, что ты там в Чикаго, б-ть, стоишь? На наших успехах ты подгоришь, Росстат нарисует любые цифры, и ты закипишь, на Луну, как мы с Путиным, не улетишь».
Потом голосование по стране объявить, кто победил, в программах Соловьёва это событие обсудить. «И так далее, и так далее». Всё как-то поживее в державе стало бы, дохнуло чем-то новым, лакирнулись бы скрепы. Да и Белоусов слегка бы оттаял, вид у него всегда какой-то примороженный. - вчера 13:44
- 22 мая
- 23 мая
Конкуренция за космос или не только NASA
Европа включилась в космическую гонку с НАСА.
Европейское космическое агентство (ESA) выбрало две компании для созданием капсул для транспортировки грузов на орбиту - на МКС и обратно.
Было семь кандидатов, но конкурс выиграли франко-немецкий стартап The Exploration Company (создан в 2021 году) и франко-итальянская компания Thales Alenia Space (тоже создана в 2021 году) .
Интересное решение – отдать контракт молодым компаниям. Ожидается, что грузовые капсулы создадут к 2028 году. Причем The Exploration Company создаёт модульные корабли – они собираются в разных комплектациях под разные задачи. Идея, как мы понимаем, сделать недорогие корабли.
В ноябре 2023 года Франция, Германия и Италия договорились об инвестициях на сумму €340 млн во французскую компанию Arianespace, создающую ракету Ariane 6, - конкурента для SpaceX.
Всё это – очередной «привет» «Роскосмосу» и всей 25-летней провальной космической деятельности Путина. - 23 мая
Китай: круг завершен?
Возврат к дореформенным стагнации и ограничениям свободы
Очень интересная картинка от Bloomberg. Прекрасно видны основные периоды последней истории Китая:
✅ бесперспективность экспериментов Мао,
✅ настоящее чудо, которое сотворил в Китае Дэн Сяопин,
✅ на котором отлично проехались два последующих генсека,
✅ начало разрушения этого чуда при Ху Цзиньтао,
✅ завершение разрушения его при Си Цзиньпине.
Почему так сложилось?
Сразу отметаем ответ, что это случайно — слишком уж очевидно развитие тенденций.
Есть несколько вариантов ответов:
1️. сокращение свобод привело к замедлению экономики,
2️. замедление экономики привело к сокращению свобод,
3️. по кругу — первое вызвало второе, а второе — первое,
4️. оба события вызваны третьим фактором, которого нет в рассмотрении,
5️. сочетание событий: третий фактор вызвал одно из наблюдаемых явлений, а оно привело к развитию другого, либо самоусиливалось по кругу.
Что за третий фактор - пока оставим этот вопрос за скобками.
Как вы думаете? - 22 мая
Самолётные чудотворцы
Возможность пользоваться Wi-Fi на борту всех российских самолетов появится в 2028 году, порадовал глава Минцифры Шадаев.
А что у будет с самолетным парком? На какие самолеты Шадаев будет устанавливать Wi-Fi? Учитывая, что закупать не то, что самолеты, но и детали к ним в США и Европе теперь невозможно из-за санкций, на что вчера сетовал Лавров.
На пресс-конференции в конце декабря Путин пообещал, что к 2030 г. (конец его 5-го президентского срока) будет выпущено 1000 гражданских самолетов («Нет, сынок, это фантастика!»). То есть в год российский авиапром должен выпускать по 150 самолетов. Для этого должно случиться реальное чудо, потому что за весь 2023-й вместо трех новых Ту-214 был сдан только один и то восстановленный с хранения и настолько морально устаревший (модель 1996 года), что тот же «Аэрофлот» отказывается включать подобные лайнеры в свой авиапарк.
Что касается импортозамещённого «Суперджета» SJ-100 с российским, а не французским двигателем, то пока не сдано ни одного, двигатель только начали испытывать.
Мантуров, в бытность главой Минпромторга, обещал с 2023 по 2025 год поставить «Аэрофлоту» 63 отечественных самолета. Мишустин - с 2026 выпускать св. 100 самолётов в год. Теперь в статусе первого вице-премьера Мантуров должен взять повышенные обязательства. Особенно, когда на Минпромторг посажен мощный «кантовед» Алиханов. Да и переназначенному премьером Мишустину нужно проявить больше самолетостроительного рвения.
Хотя даже оптимисты считают, что при нынешних мощностях к 2030 году удастся выпустить не более 200 самолетов.
Пессимисты, особенно с учетом СВО, которая требует выпуска вовсе не гражданских самолетов, считают, что и это утопия. - 13 мая
Назначение Белоусова министром обороны, конечно, шок
Добавим к появившимся комментариям пару слов.
Белоусов не справился со всеми проблемами гособоронзаказа «со стороны предложения» - будучи первым вице-премьером и командуя экономикой и производителями.
Теперь он поставлен наводить порядок с ним «со стороны спроса» - ведь именно минобороны является гособоронзаказчиком.
Удивительно, что того, кто вроде бы как не справился с задачей, ставят решать ее же, но с другого конца. Очевидно, что справился - не справился, а доверие Пу сохранил.
Не понятно, как видится проблема из Кремля и Белого дома, а для стороннего наблюдателя тут все под грифом «секретно». Хотя легко можно предположить, что проблем может быть три:
✔️ завышение цен оборонщиками,
✔️ соблюдение сроков,
✔️ поддержание уровня качества.
Скорее всего, первая проблема ключевая - куда деваются колоссальные деньги, выделяемые на военные нужды? И Шойгу с ней явно не справлялся, похоже, подписывая контракты с высокими ценами, лишь бы были поставки.
Но Белоусов пришел решать эту проблему поздновато - контракты на этот год уже подписаны и проавансированы. В этом году ему осталось только контролировать их выполнение по срокам и качеству. А главной его задачей, вероятно, будет попытка «прижать» российских оружейных магнатов по цене при заключении контрактов на следующий год, при этом не сорвав заключения самих контрактов.
Вот тут-то он и прочувствует на себе все проблемы отсутствия конкуренции, в том числе иностранной, поймет все «прелести» монопольной плановой экономики и, возможно, станет большим рыночником, чем когда-либо раньше
В нынешней монопольной и закрытой структуре оборонной экономики задача выглядит в принципе нерешаемой. Вопрос совсем не в том, с какой стороны за нее браться. А в изменении всей системы госконцернов и госкорпораций, внедрении конкуренции и открытости в систему гособоронзаказа.
P.S. У Пу уже была попытка решить аналогичную проблему назначением в минобороны министра-экономиста. Да, Сердюкова. Вы помните, чем это кончилось? - 5 мая
Новое достижение российской статистики: 10 млн т невесомой продукции
Поразительное расхождение показателей экономического роста и грузооборота, отмеченное нами ранее, сохраняется.
Оперативные данные РЖД показывают спад показателей:
Апрель 2024/апрель 2023
грузооборот: -4,9%
погрузка: -3,6%
4 мес.2024/4 мес 2023
грузооборот: -6,6%
погрузка: -3,2%
А Росстат - рост ВВП за 2023 год на 3,6%, промышленности — на 4,6% (янв.24/янв.23).
Что же это за производство такое, что его не надо возить? Резкий рост услуг при провале выпуска товаров? Но промышленность, растущая опережающими темпами, производит как раз товары...
Дефицит при этом расхождении — до 10 млн тонн невесомой продукции.
Натуральным показателям доверия, понятно, больше. Следовательно, выпуск завышен, например, с помощью занижения инфляции (что, очевидно, происходит). А на самом деле у нас спад за 2023 и начало 2024 годов на несколько процентов, а не рост. - 21 мая
Правительство на поводу у нефтяников. «Нет!» падению цен на бензин
Правительство приостанавливает действие временного запрета на экспорт бензина для производителей топлива до 30 июня 2024 года. Ограничения сохраняются с 1 июля по 31 августа.
Вы понимаете? Действие временного запрета временно приостановлено. Смешно? Ручное управление в действии.
И почему правительство это сделало?
«...С учётом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива, недопущения снижения объёмов переработки отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями из‑за затоваривания автомобильным бензином, а также необходимости освобождения портов от объёма топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного непосредственными производителями после введения ограничений». (отсюда)
Вот прямо затоваривание рынка бензина у нас? Цены, наверное, падают?
Ничуть не бывало. Согласно Росстату цены на бензин с декабря прошлого года выросли на 1,4%. А вот производство бензина упало (-7,9% в марте к марту прошлого года) — атаки украинских беспилотников на российские НПЗ не прошли даром.
Понимаете, что происходит?
1️.Перепуганное атаками российское правительство вводит запрет на экспорт бензина, боясь быстрого роста цен на бензин из-за сокращения производства.
2️.Нефтяники не торопятся на внутренний рынок, а наполняют топливные склады в портах. В итоге цены на бензин вовсе не падают.
3️.Правительство, видя затоваривание в портах, входит в положение нефтяников и временно дает окно — месяц на вывоз излишков. А то ведь, если так пойдет, то и цены на внутреннем рынке на бензин действительно могут упасть.
4️. Нефтяники за месяц опустошат склады, вывезут, сколько смогут, и снова начнут их заполнять. А еще через 2 месяца действие «временного ограничения» будет закончено.
5. В итоге цены на бензин вниз не пойдут. Нефтяники пролоббировали, правительство согласилось.
Такая вот забота о российском народе в ручном режиме. - 11 мая
Новый мишустинский замес
Мишустин огласил предложения по своему правительству.
Бессмысленный первый вице Белоусов покидает правительство. Вместо него будет теперь уже бывший глава Минпромторга Мантуров. Логика здесь есть – «теоретики» не нужны, только «практики».
Среди «иконостаса» - замов Мишустина, новация – младший Патрушев, бывший глава Минсельхоза, сдавший пост своей заместительнице. Здесь всё ясно – власть передается следующему поколению друзей-сослуживцев-родственников.
В русле той же тенденции назначение на Минэнерго Цивилева – бывшего главы Кемеровской области.
Есть ещё серые перемещения из министров в вице и из губернаторов в министры. Их мы не будем трогать, упомянем два весёлых назначения.
Калининградский губернатор Алиханов («капец Канту») переведён на Минпромторг, а хабаровский краевой начальник Дегтярёв («банный веник Жириновского») посажен на Минспорт. Будет в правительстве кем развлечься.