"Aвеста" является не только священным писанием зороастрийской религии, но и одним из основных источников по истории древности, культуры, социальному и политическому cтрою древних народностей, проживавших когда-то в нашем регионе.
Свидетельства об оседлом (земледельческом) населении, о племенах, занимавшихся скотоводством, упоминание о вышеприведенной структуре общества позволяют предположить, что более приемлемой в определении хронологии "Авесты" является точка зрения, относящая "Авесту" к началу I тысячелетия до н.э Именно в начале 1го тысячелетия до н.э. на громадной территории от северных границ современного Узбекистана до Афганистана на юге, от ферганской долины на востоке до западных границ современного Туркестана складывалась общность, которая соответствует отраженным в Авесте географическим понятиям Турана и Ирана. Это следующие очаги культурной общности: Ферганский, Согдийский и др. Также Чачский . Это были ранне городские организмы со сложной внутренней организацией, возникшие на базе осёдло-земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Данная стадия развития общества и нашла своё отражение в «Авесте». Заратуштра - единственный основатель религии(одно из предположений что переводится погонщик верблюдов или золотой верблюд зора-верблюд,тхушатра-верблюд), который был сначала священнослужителем старой языческой, протозороастрийской культовой религии, а потом, после получения откровения от всевышнего — пророком монотеистического(моно- один) учения(Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину, ).Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большое влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии и был только одном единственом экземпляре написан в Персиполе(столица Ахеминидской державы) на шкуре оленей и коров. но к сожалению когда Александр Македонский разбил Ахеменидов 329г до н. э.он разграбил и сжег город а вместе с ними и Авесту. Последующем после завоевания арабов видимо все книги были сожжены но до нас дошли только 3 книги (по утверждениям Беруни их было 21 книга). (в течении тысячелетий сохранялась устном виде т.е. заучивали из-за того что у этих племен не было письменности). Но конечно возникает вопрос где зародился зороастризм , где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма В свободном выборе между Добром и Злом активная роль отводится самому человеку. И поэтому во времена Заратуштры основной долг человека, этика его поведения сводилась не столько к молитвам и обрядам, сколько к справедливому образу жизни, выраженному в триаде: ."добрая мысль — доброе слово — доброе дело". Согласно зороастризму огонь, земля, вода и воздух – священны и их нельзя смешивать с предметами со злом. Дошедшая до нас Авеста состоит из книг: «Ясна» - «жертва», «моление», свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии; «Яшты» - «почитание», «восхваление», гимны божествам зороастрийского пантеона; «Видевдат» - «закон против девов (демонов)»; «Виспрат» - «все владыки», собрание молитв и литургических текстов. Кроме этого в Авесту входит ряд других разделов меньшего объёма и значения. Из 72 глав «Ясны» 17 составляют «Гаты» Заратуштры Авеста содержит дуалистическую теорию о мироздании человеческой жизни.Для историков бесценными являются сведения Авесты, характеризующие структуру авестийского общества и проблему древней государственности в регионе. Древнейшие части Авесты определяют структуру общества оседлых земледельческих племён начала 1го тысячелетия до н.э. Это – иерархическое общество с чётко выраженной соподчиненностью: семья(«имана»), род(«вис»), племя(«занту»), страна(«дахью»), т.е. общество было четырёхступенчатым.(По Авесте, можно охарактеризовать общественный строй на территории Ср. Азии как переходный от первобытно общинного к классовому. Намечалось уже территориальное деление. Создавались мелкие «страны» во главе с правителями(но и родоплеменные отношения ещё существовали). Многие правители были фактически племенными вождями. Существовали и другие органы власти – народные собрания, и вероятно – советы старейшин. Выделялась родовая знать. Наименьшей общественной ячейкой была патриархальная семья. Существовали элементы патриархального рабства. Росла роль военоначальников. Характеризуя Авесту в целом как единый исторический источник, можно отметить, что она содержит в себе обширный и разнообразный материал по истории самой древней монотеистической религии – зороастризму, которая на протяжении столетий воспитывала в своих приверженцах мужество, надежду на будущее и готовность творить добро. Помимо этого «Авеста» даёт очень ценные сведения о самом авестийском обществе, его социальной структуре, и тех социальных процессах, которые проходили в регионе в первой половине I-го тысячелетия до н.э http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?Itemid=2&catid=1&id=7:avesta&option=com_content&view=article
МЫ ХОРЕЗМИЙЦЫ
:Гуля ˜˜˜СОГДИАНА˜˜˜˜
"Aвеста" является не только священным писанием зороастрийской религии, но и одним из основных источников по истории древности, культуры, социальному и политическому cтрою древних народностей, проживавших когда-то в нашем регионе.
Свидетельства об оседлом (земледельческом) населении, о племенах, занимавшихся скотоводством, упоминание о вышеприведенной структуре общества позволяют предположить, что более приемлемой в определении хронологии "Авесты" является точка зрения, относящая "Авесту" к началу I тысячелетия до н.э Именно в начале 1го тысячелетия до н.э. на громадной территории от северных границ современного Узбекистана до Афганистана на юге, от ферганской долины на востоке до западных границ современного Туркестана складывалась общность, которая соответствует отраженным в Авесте географическим понятиям Турана и Ирана. Это следующие очаги культурной общности: Ферганский, Согдийский и др. Также Чачский . Это были ранне городские организмы со сложной внутренней организацией, возникшие на базе осёдло-земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Данная стадия развития общества и нашла своё отражение в «Авесте».
Заратуштра - единственный основатель религии(одно из предположений что переводится погонщик верблюдов или золотой верблюд зора-верблюд,тхушатра-верблюд), который был сначала священнослужителем старой языческой, протозороастрийской культовой религии, а потом, после получения откровения от всевышнего — пророком монотеистического(моно- один) учения(Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину, ).Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большое влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии и был только одном единственом экземпляре написан в Персиполе(столица Ахеминидской державы) на шкуре оленей и коров. но к сожалению когда Александр Македонский разбил Ахеменидов 329г до н. э.он разграбил и сжег город а вместе с ними и Авесту. Последующем после завоевания арабов видимо все книги были сожжены но до нас дошли только 3 книги (по утверждениям Беруни их было 21 книга). (в течении тысячелетий сохранялась устном виде т.е. заучивали из-за того что у этих племен не было письменности). Но конечно возникает вопрос где зародился зороастризм , где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма
В свободном выборе между Добром и Злом активная роль отводится самому человеку. И поэтому во времена Заратуштры основной долг человека, этика его поведения сводилась не столько к молитвам и обрядам, сколько к справедливому образу жизни, выраженному в триаде: ."добрая мысль — доброе слово — доброе дело". Согласно зороастризму огонь, земля, вода и воздух – священны и их нельзя смешивать с предметами со злом.
Дошедшая до нас Авеста состоит из книг: «Ясна» - «жертва», «моление», свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;
«Яшты» - «почитание», «восхваление», гимны божествам зороастрийского пантеона;
«Видевдат» - «закон против девов (демонов)»;
«Виспрат» - «все владыки», собрание молитв и литургических текстов. Кроме этого в Авесту входит ряд других разделов меньшего объёма и значения.
Из 72 глав «Ясны» 17 составляют «Гаты» Заратуштры
Авеста содержит дуалистическую теорию о мироздании человеческой жизни.Для историков бесценными являются сведения Авесты, характеризующие структуру авестийского общества и проблему древней государственности в регионе. Древнейшие части Авесты определяют структуру общества оседлых земледельческих племён начала 1го тысячелетия до н.э. Это – иерархическое общество с чётко выраженной соподчиненностью: семья(«имана»), род(«вис»), племя(«занту»), страна(«дахью»), т.е. общество было четырёхступенчатым.(По Авесте, можно охарактеризовать общественный строй на территории Ср. Азии как переходный от первобытно общинного к классовому. Намечалось уже территориальное деление. Создавались мелкие «страны» во главе с правителями(но и родоплеменные отношения ещё существовали). Многие правители были фактически племенными вождями. Существовали и другие органы власти – народные собрания, и вероятно – советы старейшин. Выделялась родовая знать. Наименьшей общественной ячейкой была патриархальная семья. Существовали элементы патриархального рабства. Росла роль военоначальников.
Характеризуя Авесту в целом как единый исторический источник, можно отметить, что она содержит в себе обширный и разнообразный материал по истории самой древней монотеистической религии – зороастризму, которая на протяжении столетий воспитывала в своих приверженцах мужество, надежду на будущее и готовность творить добро. Помимо этого «Авеста» даёт очень ценные сведения о самом авестийском обществе, его социальной структуре, и тех социальных процессах, которые проходили в регионе в первой половине I-го тысячелетия до н.э http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?Itemid=2&catid=1&id=7:avesta&option=com_content&view=article