В кампанию 1942 года подводные лодки Балтийского флота тремя эшелонами прорывали все более усиливаемую противником блокаду Финского залива. Подводная лодка С-7 входила в состав третьего эшелона. В указанное время в различных районах произошли боевые столкновения советских подводных лодок с финскими силами ПЛО. В складывающихся неблагоприятных ситуациях командиры принимали решения на всплытие и применения артиллерии. Результат - в Северной Балтике мы потеряли 5 из 13 действовавших там подводных лодок. Одной из них была С-7. (командир - капитан третьего ранга Лисин С.П.)
На ыото: Экипаж подводной лодки Балтийского флота С-7, погибшей 21 октября 1942 года в Балтийском море. В cвой последний боевой поход, длинною в вечность, подводная лодка С-7 вышла из Купеческой гавани Кронштадта к передовой маневровой базе на о. Лавенсаари в 20час 05мин 17.10.1942 г. в сопровождении БТЩ-205, БТЩ-207, БТЩ-210, БТЩ-215, БТЩ-218 и 3 СКА.В 04 час 25мин 18.10.1942г. лодка прибыла в передовую маневровую базу на острове Лавенсаари (ныне остров Мощный). Получив последние напутствия и указания, в 01час 00мин 19.10.1942г. прозвучала команда: «Отдать швартовые». Лодка медленно развернулась, и в сопровождении кораблей охранения двинулась к точке погружения,курсом 28105, плавно растворившись в ночи. В 03ч.10 мин, подав условный сигнал, лодка начала погружение за границей пятидесяти метровой изобаты, в заданной точке между островами Гогланд и Лавенсаари, и легла на курс 241°. Лодка направлялась на позицию №8. Но никто тогда из членов экипажей кораблей охранения не знал, что экипаж и сама лодка «С-7» уходят в поход длинною в вечность. Больше их никто и никогда не увидит. Для истории экипаж подводной лодки С-7 уже стал: «экипаж – фантом».Всплыв на траверзе маяка о. Гогланд – южный, в точке с координатами Шс=5905911 Дв=2700016, лодка ложится на курс 2600. Пройдя двадцать три мили и определившись по пеленгу на остров Мохни, легли на курс 100. Дойдя до двадцатиметровой изобаты и определившись по маяку Сёдершер, легли на курс 2300. На траверзе мыса Нинамоо лодка погрузилась. Их путь лежал в секретный район с координатами Шс=5901310211 Дв=2300510111. Этот район использовался нашими подводниками для зарядки аккумуляторных батарей. Это был пустынный район моря. Произведя зарядку аккумуляторов и баллонов ВВД, двинулись курсом 3090 со скоростью 10 узлов. Пройдя 74 каб. лодка легла на ГКК2700. В 04 часа 00 мин Лисин С.П. после пересечения 22 меридиана передел в штаб роковую радиограмму РД №0400. Именно её перехватили и расшифровали финские ВМС. Подводная лодка С-7 вышла в точку с координатами Шс=59°38' Дв=19°50' вечером 21.10.1942г. пройдя 192 каб. с момента подачи радиограммы. Часы обратного рокового отсчета времени для экипажа подводной лодки С-7 запущены. Судовое время 18 час 50 мин. Здесь командир принимает решение всплыть, произвести зарядку АБ и провентилировать отсеки лодки перед последним броском - форсированием пролива Южный Кваркен. Позади минные поля, противолодочные дозоры, сети. Командир подает команду: - "По местам стоять, к всплытию готовиться". На глубине 12м следует команда: " Ход — малый. Поднять перископ". Командир в перископ осматривает горизонт. Гидроакустик внимательно прослушивает горизонт в режиме шумопеленгования. Следует доклад акустика: "Горизонт чист". Командир БЧ-5 готовит один дизель для продувания главного балласта. Командир: - "Пузырь в нос. Продуть среднюю". В 19 час 00 мин подводная лодка С-7 всплыла в позиционное положение. Курс 320° - поступает команда командира. Наблюдение за горизонтом ведется через поднятый зенитный перископ вахтенным офицером из центрального поста. Командир: - "Рубочный люк отдраить. Начать заполнение цистерн быстрого погружения. От мест по всплытию отойти!" Лисин С.П. поднялся по вертикальному трапу на мостик своей лодки С-7 в последний раз…Подводная лодка движется к месту своей неминуемой гибели девяти узловым ходом. Лодка вышла на финишную прямую.
В 19 час 26 мин. "С-7" была засечена на дистанции 43 кбт. на пеленге 190° гидроакустиком подводной лодки "Весихииси". Она осуществляла поиск нашей подводной лодки. Командир финской подводной лодки капитан 3 ранга О. Айтолла точно знал, где надо осуществлять поиск лодки противника. Во избежании быть обнаруженной первой, финская лодка двигалась в надводном положении под электромоторами экономичным ходом т.е. 3,5-4 уз. Она находилась в более выгодном положении...19 час 29 мин -штурман: «ЭДЦ -курс 320° скорость 9,5 уз. КУ50°. Рекомендую курс 270°». Теперь на «Весихииси» знают генеральный курс лодки противника. Командир: «Право на борт. Курс 270°». Начинается выполнение маневра опережения по направлению генерального курса «С-7». 19час З0 мин.- командир: «уточнить ЭДЦ методом фиктивного пеленга. Режим замера 30 секунд. Замер «Товсь... Ноль». Командир: «Самый полный!» . Командир на мостике, бинокль буквально прилип к его глазам. Старпом у перископа. Он видит на лунной дорожке двигающуюся на север, уже обреченную, вражескую подводную лодку с поднятым перископом. На фоне лунной дорожки командир классифицирует обнаруженную подводную лодку. Это «Щука» проекта Х-бис. Прошла минута, вторая, третья. Пошла четвертая... Промах... Лодка уйдет. Нет...и тогда командир подает команду: «орудие-огонь!». Лодка дважды вздрогнула от выстрелов. В наушниках гидроакустика слышится глухой удар и треск ломающегося металла. Море озарилось яркой вспышкой от взрыва в кормовой части подводной лодки. Акустик возбужденно кричит: «Есть попадание!». Сильный гидравлический удар расколол прочный корпус подводной лодки в районе водонепроницаемой переборки между шестым и седьмым отсеками. Аппаратура, закрепленная на правом борту в районе взрыва, была сорвана со штатных мест и брошена внутрь отсека. Повсюду погас свет. Вода с неимоверной силой устремилась вовнутрь отсеков. Все люди в отсеках номер семь (жилой) шесть и пять погибли почти мгновенно, так и не осознав происшедшего. Ни стонов, ни криков, ни ужаса в глазах. Все было кончено в считанные секунды. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..) ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..) Список погибших членов экипажа подводной лодки С-7
1 Антифеев А.А. 1914 Главный старшина
2 Баранцев Б.А. 1915 Инженер-капитан-лейтенант
3 Баскаков А.И. 1922 Краснофлотец
4 Брянский О.Г. 1910 Инженер-капитан-лейтенант
5 Булев В.А. 1921 Краснофлотец
6 Бурый Г.В. 1920 Краснофлотец
7 Винокуров А.Ф. 1913 Главный старшина
8 Воробьев И.Б. 1913 Старшина 1 статьи
9 Воронежцев А.Н. 1920 Краснофлотец
10 Гавриков М.И. 1917 Старший краснофлотец
11 Гаран А.Г. 1918 Старший лейтенант
12 Гусев В.С. 1916 Старший политрук
13 Думоровский А.И. 1913 Капитан – лейтенант, помощник командира
14 Егоров М.М. 1919 Старшина 2 статьи
15 Журавлев С.А. 1920 Краснофлотец
16 Иванов П.И. 1918 Старшина 2 статьи
17 Игнатьев М.И. 1918 Старшина 2 статьи
18 Клушин А.И. 1921 Старший краснофлотец
19 Кулочкин Н.И. 1914 Краснофлотец
20 Лебедев А.М. 1915 Старшина 2 статьи
21 Лимарь А.И. 1918 Краснофлотец
22 Лукаш Г.Р. 1919 Краснофлотец
23 Лямин М.Ф. 1914 Старшина 2 статьи
24 Лященко П.И. 1911 Главный старшина
25 Михайлов П.М. 1915 Главный старшина
26 Назин И.Ф. 1914 Старшина 1 статьи
27 Нахимчук В.И. 1912 Главный старшина
28 Пустовойт В.Д. 1916 Краснофлотец
29 Пятибратов П.В. 1914 Главный старшина
30 Самонов С.М. 1915 Старшина 1 статьи
31 Сенокос П.А. 1915 Старшина 2 статьи
32 Скачко П.А. 1915 Старшина 1 статьи
33 Смирнов Б.Н. 1919 Старший лейтенант
34 Сорокин Н.Д. 1918 Краснофлотец
35 Стрельцов Н.К. 1916 Старший краснофлотец
36 Сухарев В.Н. 1919 Краснофлотец
37 Тищенко А.А. 1918 Краснофлотец
38 Хомутов Б.П. 1921 Краснофлотец
39 Хрусталев М.Т. 1918 Старший лейтенант, командир БЧ-1
ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)
ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-7.
В кампанию 1942 года подводные лодки Балтийского флота тремя эшелонами прорывали все более усиливаемую противником блокаду Финского залива. Подводная лодка С-7 входила в состав третьего эшелона. В указанное время в различных районах произошли боевые столкновения советских подводных лодок с финскими силами ПЛО. В складывающихся неблагоприятных ситуациях командиры принимали решения на всплытие и применения артиллерии. Результат - в Северной Балтике мы потеряли 5 из 13 действовавших там подводных лодок. Одной из них была С-7. (командир - капитан третьего ранга Лисин С.П.)
На ыото: Экипаж подводной лодки Балтийского флота С-7, погибшей 21 октября 1942 года в Балтийском море.
В cвой последний боевой поход, длинною в вечность, подводная лодка С-7 вышла из Купеческой гавани Кронштадта к передовой маневровой базе на о. Лавенсаари в 20час 05мин 17.10.1942 г. в сопровождении БТЩ-205, БТЩ-207, БТЩ-210, БТЩ-215, БТЩ-218 и 3 СКА.В 04 час 25мин 18.10.1942г. лодка прибыла в передовую маневровую базу на острове Лавенсаари (ныне остров Мощный). Получив последние напутствия и указания, в 01час 00мин 19.10.1942г. прозвучала команда: «Отдать швартовые». Лодка медленно развернулась, и в сопровождении кораблей охранения двинулась к точке погружения,курсом 28105, плавно растворившись в ночи. В 03ч.10 мин, подав условный сигнал, лодка начала погружение за границей пятидесяти метровой изобаты, в заданной точке между островами Гогланд и Лавенсаари, и легла на курс 241°. Лодка направлялась на позицию №8. Но никто тогда из членов экипажей кораблей охранения не знал, что экипаж и сама лодка «С-7» уходят в поход длинною в вечность. Больше их никто и никогда не увидит. Для истории экипаж подводной лодки С-7 уже стал: «экипаж – фантом».Всплыв на траверзе маяка о. Гогланд – южный, в точке с координатами Шс=5905911 Дв=2700016, лодка ложится на курс 2600. Пройдя двадцать три мили и определившись по пеленгу на остров Мохни, легли на курс 100. Дойдя до двадцатиметровой изобаты и определившись по маяку Сёдершер, легли на курс 2300. На траверзе мыса Нинамоо лодка погрузилась. Их путь лежал в секретный район с координатами Шс=5901310211 Дв=2300510111. Этот район использовался нашими подводниками для зарядки аккумуляторных батарей. Это был пустынный район моря. Произведя зарядку аккумуляторов и баллонов ВВД, двинулись курсом 3090 со скоростью 10 узлов. Пройдя 74 каб. лодка легла на ГКК2700. В 04 часа 00 мин Лисин С.П. после пересечения 22 меридиана передел в штаб роковую радиограмму РД №0400. Именно её перехватили и расшифровали финские ВМС. Подводная лодка С-7 вышла в точку с координатами Шс=59°38' Дв=19°50' вечером 21.10.1942г. пройдя 192 каб. с момента подачи радиограммы. Часы обратного рокового отсчета времени для экипажа подводной лодки С-7 запущены.
Судовое время 18 час 50 мин. Здесь командир принимает решение всплыть, произвести зарядку АБ и провентилировать отсеки лодки перед последним броском - форсированием пролива Южный Кваркен. Позади минные поля, противолодочные дозоры, сети. Командир подает команду: - "По местам стоять, к всплытию готовиться". На глубине 12м следует команда: " Ход — малый. Поднять перископ". Командир в перископ осматривает горизонт. Гидроакустик внимательно прослушивает горизонт в режиме шумопеленгования. Следует доклад акустика: "Горизонт чист". Командир БЧ-5 готовит один дизель для продувания главного балласта. Командир: - "Пузырь в нос. Продуть среднюю". В 19 час 00 мин подводная лодка С-7 всплыла в позиционное положение. Курс 320° - поступает команда командира. Наблюдение за горизонтом ведется через поднятый зенитный перископ вахтенным офицером из центрального поста. Командир: - "Рубочный люк отдраить. Начать заполнение цистерн быстрого погружения. От мест по всплытию отойти!"
Лисин С.П. поднялся по вертикальному трапу на мостик своей лодки С-7 в последний раз…Подводная лодка движется к месту своей неминуемой гибели девяти узловым ходом. Лодка вышла на финишную прямую.
В 19 час 26 мин. "С-7" была засечена на дистанции 43 кбт. на пеленге 190° гидроакустиком подводной лодки "Весихииси". Она осуществляла поиск нашей подводной лодки. Командир финской подводной лодки капитан 3 ранга О. Айтолла точно знал, где надо осуществлять поиск лодки противника. Во избежании быть обнаруженной первой, финская лодка двигалась в надводном положении под электромоторами экономичным ходом т.е. 3,5-4 уз. Она находилась в более выгодном положении...19 час 29 мин -штурман: «ЭДЦ -курс 320° скорость 9,5 уз. КУ50°. Рекомендую курс 270°». Теперь на «Весихииси» знают генеральный курс лодки противника. Командир: «Право на борт. Курс 270°». Начинается выполнение маневра опережения по направлению генерального курса «С-7». 19час З0 мин.- командир: «уточнить ЭДЦ методом фиктивного пеленга. Режим замера 30 секунд. Замер «Товсь... Ноль». Командир: «Самый полный!»
. Командир на мостике, бинокль буквально прилип к его глазам. Старпом у перископа. Он видит на лунной дорожке двигающуюся на север, уже обреченную, вражескую подводную лодку с поднятым перископом. На фоне лунной дорожки командир классифицирует обнаруженную подводную лодку. Это «Щука» проекта Х-бис. Прошла минута, вторая, третья. Пошла четвертая... Промах... Лодка уйдет. Нет...и тогда командир подает команду: «орудие-огонь!». Лодка дважды вздрогнула от выстрелов. В наушниках гидроакустика слышится глухой удар и треск ломающегося металла. Море озарилось яркой вспышкой от взрыва в кормовой части подводной лодки. Акустик возбужденно кричит: «Есть попадание!». Сильный гидравлический удар расколол прочный корпус подводной лодки в районе водонепроницаемой переборки между шестым и седьмым отсеками. Аппаратура, закрепленная на правом борту в районе взрыва, была сорвана со штатных мест и брошена внутрь отсека. Повсюду погас свет. Вода с неимоверной силой устремилась вовнутрь отсеков. Все люди в отсеках номер семь (жилой) шесть и пять погибли почти мгновенно, так и не осознав происшедшего. Ни стонов, ни криков, ни ужаса в глазах. Все было кончено в считанные секунды.
ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)
ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)
Список погибших членов экипажа подводной лодки С-7
1 Антифеев А.А. 1914 Главный старшина
2 Баранцев Б.А. 1915 Инженер-капитан-лейтенант
3 Баскаков А.И. 1922 Краснофлотец
4 Брянский О.Г. 1910 Инженер-капитан-лейтенант
5 Булев В.А. 1921 Краснофлотец
6 Бурый Г.В. 1920 Краснофлотец
7 Винокуров А.Ф. 1913 Главный старшина
8 Воробьев И.Б. 1913 Старшина 1 статьи
9 Воронежцев А.Н. 1920 Краснофлотец
10 Гавриков М.И. 1917 Старший краснофлотец
11 Гаран А.Г. 1918 Старший лейтенант
12 Гусев В.С. 1916 Старший политрук
13 Думоровский А.И. 1913 Капитан – лейтенант, помощник командира
14 Егоров М.М. 1919 Старшина 2 статьи
15 Журавлев С.А. 1920 Краснофлотец
16 Иванов П.И. 1918 Старшина 2 статьи
17 Игнатьев М.И. 1918 Старшина 2 статьи
18 Клушин А.И. 1921 Старший краснофлотец
19 Кулочкин Н.И. 1914 Краснофлотец
20 Лебедев А.М. 1915 Старшина 2 статьи
21 Лимарь А.И. 1918 Краснофлотец
22 Лукаш Г.Р. 1919 Краснофлотец
23 Лямин М.Ф. 1914 Старшина 2 статьи
24 Лященко П.И. 1911 Главный старшина
25 Михайлов П.М. 1915 Главный старшина
26 Назин И.Ф. 1914 Старшина 1 статьи
27 Нахимчук В.И. 1912 Главный старшина
28 Пустовойт В.Д. 1916 Краснофлотец
29 Пятибратов П.В. 1914 Главный старшина
30 Самонов С.М. 1915 Старшина 1 статьи
31 Сенокос П.А. 1915 Старшина 2 статьи
32 Скачко П.А. 1915 Старшина 1 статьи
33 Смирнов Б.Н. 1919 Старший лейтенант
34 Сорокин Н.Д. 1918 Краснофлотец
35 Стрельцов Н.К. 1916 Старший краснофлотец
36 Сухарев В.Н. 1919 Краснофлотец
37 Тищенко А.А. 1918 Краснофлотец
38 Хомутов Б.П. 1921 Краснофлотец
39 Хрусталев М.Т. 1918 Старший лейтенант, командир БЧ-1
40 Шинкаренко И.Т. 1918 Старшина 2 статьи
41 Шкурко Ф.М. 1918 Военфельдшер
42 Ямпольский Е.А. 1921 Краснофлотец
#флот