Вспоминает бывший прокурор 289 сд, узник лагеря Владимир-Волынск, Колмаков Виктор Павлович:

…15 июня команда пленных в составе 50 человек была поведена на работу, один из пленных сорвал около дороги пучок травы, чтобы её кушать. Солдат это заметил и, приведя в лагерь, заявил, что этот пленный ( фамилия его Потехин, старший лейтенант) хотел бежать. Несчастного поставили на площадку около ворот и на глазах лагеря спустили с цепи 8 собак, которые разорвали его на куски.





Вспоминает узник лагеря Владимир-Волынск Соколовский Ю.Б.:
…С января месяца я начал работать в госпитале. Случилось это так: в декабре месяце столкнулся я с врачом – комсомольцем из Киева – Дарницы, он предложил мне обратиться к главному врачу лазарета Гринеру, заранее зная, что он хороший человек, с просьбой помочь мне. Я обратился к нему и узнал в нём своего старого друга-коммуниста. Он устроил меня на работу дезинфектора. Попасть в госпиталь было очень тяжело. Там было две дезинфекционных камеры. Прежде всего это облегчало мои мучения со вшами, кроме того работникам госпиталя и больным выдавалось по полтора литра супа в день и 200 грамм хлеба.
2-3 марта 1942 года многим работникам госпиталя – евреям объявили, что они поедут в Винницу в особый лагерь для военнопленных евреев. Все эти люди были расстреляны. Из известных мне были расстреляны Гринер, два брата Вайсблат, доктор Коган – ушник.
Расстрелы производились через 2-3 месяца. В июне увели 200 человек – евреев и политработников, то же самое в сентябре, я точно не помню количество, в январе 1943 года – человек 30-35. Мне говорили, что после нашего отъезда ещё был расстрел.


Из воспоминаний узника лагеря Владимир-Волынск Бойко Виктора Иосифовича:
…В лагере Владимир-Волынска я встретил командира роты связи Богунского полка лейтенанта Ткаченко. Он был заведующим лагерной столовой. Много мне помог. В июне 1942 года со столовой был сделан подкоп за проволоку. Ушло 7 человек. Недели через две, где-то в Белоруссии, полицаи задержали одного из бежавших. Это был майор Краснов. Был солнечный, но очень ветреный день. Майора Краснова поставили к стенке и на глазах у всех пленных, как урок, расстреляли из автоматов.
По Владимир-Волынскому лагерю не могу не вспомнить военного врача Романова, от всей души, как мог, старался помочь больным. А как ненавидел немцев!
К весне 1942 года в лагере насчитывалось около 14 тысяч пленных офицеров. Режим был самый жёсткий. Питание- буханка хлеба на 18-20 человек, баланда из брюквы, кольраби или капусты один раз в день 400-500 грамм. Люди-тени, только кости, обтянутые кожей.
Двухэтажные сплошные нары-полы, на которых люди умирали. Лежишь на нарах, а справа и слева от тебя мёртвые. Думаешь – завтра твой черёд. Одежда – кто в чём, одни рубища. Вши, голод, болезни уносили по 40-60 человек в день.
В лагере чёрная земля, всю траву с корнем съели. Только между колючей проволокой, да за проволокой зеленела трава. Но если кто протягивал руку, чтобы достать травки из-под проволоки, следовала автоматная очередь, и человек оставался под проволокой.
Капусту и брюкву завозили в лагерь подводой. Но эта подвода до кухни не доезжала. Голодные люди нападали на подводу. Немцы били прикладами, стреляли. 5-7 человек оставались на дороге до кухни.
Были частые случаи, когда немцы куски хлеба, сухари бросали в лужу при въезде в лагерь. На них набрасывались пленные. Люди в этой луже вылавливали сухари, и в это время следовала автоматная очередь, и несколько человек оставалось в луже.
В декабре 1941 года я заболел асцитом на почве безбелкового голодания. Меня поместили в лагерный ревир. Ноги, как у слона, живот – пальцы на ногах не вижу, дышать нельзя, все внутренние органы поджаты, ложку баланды невозможно было проглотить. Нескольким делали пункцию – откачивали жидкость, но после пункции наступал перитонит – воспаление брюшины, и человек умирал. Я долго не соглашался, а потом, когда жидкость поджала так, что дышать было невозможно, согласился. Делал пункцию военный врач Романов (тоже военнопленный). Операция прошла успешно. В мае меня отправили в казармы.
В июне-июле 1942 года часть пленных перевезли в Ченстохов (лагерь военнопленных Stalag-367 Ченстохов, Польша).


Мало документальных свидетельств о попытках организованного сопротивления в плену. Однако о подготовке восстания во Владимир-Волынске свидетельствуют немецкие документы. В донесении №12 начальнику полиции безопасности в Берлине от 17.07.1942 г. сообщается:

…В районе Владимир-Волынска обезврежена партизанская группа, намечавшая восстание в городе и освобождение 8000 советских офицеров из местного лагеря. Этот замысел должен был осуществиться при помощи гетто (около 15 тыс. евреев). Большинство пленных офицеров уже изготовили для этой цели острые ножи из разбитых касок. В результате предпринятых полицией безопасности мер было задержано 36 коммунистических активистов, а также 76 еврейско-большевистских офицеров. Зачинщиками из них оказались политкомиссары. Коммунистические агенты, а также 76 еврейских офицеров подвергнуты особому обращению (т. е. расстрелу. – Арон Шеер)…



Крупное восстание военнопленных произошло во Владимире-Волынском "офлаге" в июне 1942 г. Здесь капитан В.З. Власов (старший переводчик штаба Юго-Западного фронта и бывший сотрудник НКВД) с целью побега создал группу военнопленных офицеров из 30 человек, которую возглавил бывший командир 253-й стрелковой дивизии Кудрявцев.

Из письма бывшего прокурора 289 сд воен/юриста 2 ранга Колмакова Виктора Павловича:
…18 июля немцы расстреляли капитана т.Власова Виктора Захаровича, бывшего старшего переводчика штаба Юго-Западного фронта и бывшего сотрудника НКИ(?)Д ( проживал Москва, Куйбышевский район, пл.Мошкова {улица Машкова} 3 кв.3). Тов.Власов, зная прекрасно языки, помогал пленным.
Наконец, создав группу в 30 человек, 1 июня 1942 года был на работе, зарывая на кладбище могилы, из которых видны были трупы, убив одного солдата и остальных связав, пленные сбежали, немцы за ними гнались. 4 товарища – полковник Старостин, майор Неверов и 2 других прикрывали отход остальной группы, имея 4 винтовки и гранаты. Когда все вышли боеприпасы, тов.Старостин бросился врукопашную, но силы были неравные. Палачи привезли в лагерь 4 трупа, вернее не трупы, а куски человеческого мяса, сложили их на столы посреди лагеря и весь лагерь пленных прогнали строем мимо столов. Через день привезли ещё 2 человека и сразу же расстреляли. Всего поймали из бежавших 16 человек, всех убили (да + 300 человек в виде «круговой ответственности»). Наконец, 18/ VII - 1942 года привезли и т.Власова, его поймали возле г.Киева полицейские. 18/VII т.Власова вывели для расстрела, поставили к стене бывшего гарнизонного клуба, комендант дал команду стрелять, т.Власов провозгласил (весь лагерь был выстроен): «Я не бандит, я воин Красной Армии! Долой Гитлера! Да здравствует Советский Союз! Да здравствует т.Сталин! Ура!». Солдаты растерялись, тогда сам комендант Сталер и его холуй переводчик-петлюровец Максимишин (унтер-офицер), выдернув пистолеты, дали по 6 выстрелов в грудь патриота, затем солдаты ещё дали 2 залпа в труп…Тов.Власов оказался всё же жив, ночью полуживого врачи-пленные из морга перенесли в укромное место, но утром немецкий врач осматривал морг, не нашёл трупа тов.Власова, начались поиски, немцы нашли его и ещё стреляли раз 10, пока не кончился…




Вспоминает бывший командир роты связи 34 сп 75 сд 66 ск 21 армии ст.лей¬тенант Лисичкин Алексей Никонович:
…По лагерю Владимир-Волынск я знал полковника Старостина. Ходил он со знаками и в форме полковника, советского офи¬цера. Во Владимире-Волынске в танковых гаражах организовали немцы солдатский лагерь в/пленных. Гаражи не отапливались, от голода и холода была большая смерт-ность среди в/пленных. Для похорон была создана похоронная бригада, и бригадиром был полковник Старостин.
Бригада во главе со Старостиным разоружила немецкую ох¬рану, забрали её с собой и бежали в направлении леса. Немцы узнали о побеге бригады, на автомашинах организовали погоню. Старостин и другие, которые имели ору¬жие, начали прикрывать бежавших. В неравном бою был убит полковник Старостин и остальные прикрывавшие. Через 2 месяца был пойман майор и в лагере расстрелян….


Вспоминает бывший командир 9 роты 3 батальо¬на 275 сп мл.лейтенант Леженин Федор Иванович:
… Старостина не было, он был на работе. Поскольку мы с Миха¬илом Гнидиным из 117 сд, они к нам близко расположились, обо всем рассказа¬ли, в общем познакомились. Сказали, где живут: казарма, этаж. После, как мы нашли себе места, пошли к ним на беседы. Я не помню ихних фамилий, должностей, только запомнил одного в звании майор, начальник военторга дивизии и Старостина запомнил, когда он пришел вечером с работы.
Он был старшим в команде, не помню, сколько их было человек, 40-60. Затем каждый вечер ходили к ним на беседу, Старостин видел нас с Михаилом, как смелых боевых командиров, обещал взять в бригаду. Бригада у них была штатная, постоян¬ная. Работа была рытье могил. Были и другие работы….
Все полковники были на должно¬стях: зав. столовой, посудомойкой и т.д., а Иваненко заведывал тряпками. Старостин возглавлял бригаду, которая рыла могилу и хоронила.
А хоронить было кого. На окраине был лагерь рядового состава, из которого не вышел ни один живой, рассказывали местные жители. Нас дважды водили туда на уборку территории. Можно было определить по запаху, что там живого не осталось.
Со Старостиным мы ежедневно встречались. Он вел себя сте¬пенно, разговаривал мало, но обещал взять в бригаду. В тот роковой день мы уже стояли в строю, радовались. Как подошли два капитана, нас из строя попросили, а капитаны встали. Старостин сказал, что они только один день сходят, проветрятся, затем вы будете ходить. Как потом узнали, эти капитаны утащили картотеку.
Где-то часов в 11 дня у немцев на вахте была тревога. Мы подумали, учеб¬ная, ничего не придали. Где-то часа в 3-4 дня по лагерю раздался слух: "Привезли Старостина!" Мы побежали к штабу. Народ столпился. Охрана уси¬лена. Немцы злые. А Старостин стоял у стены, что-то говорил. Мы только услышали: «Прощайте, товарищи!" Раздались выстрелы, он упал на колени, а затем свалился. И Старостина не стало.
Все последующие дни приводили остальных, некоторых стреляли в бегу. Был слух, не поймали только двух капитанов...


Из письма Леженина Ф.И. семье Старостина:
…И вдруг во второй половине дня 3-5 часов раздался по лагерю тревожный шум. Старостина ведут, мы все бежать к нему, но охрана была усилена. Близко невозможно было подойти. Он был избит, гимнастерка без ремня, без головного убора. Подвели к штабному корпусу, торцовой стенке, заставили отвернуться, но он не отвернулся. Что-то много говорил, но я только услышал: "Прощайте, товарищи!". Сколько солдат стреляло, я уже не помню, 3-4. Вот так погиб ваш муж и отец. Он или другие, не знаю кто, убили часового, овладели оружием. Оружие оказалось у Старостина. Он долго отстреливался. Так как он был тяжеловат, грузный, он быстро не мог бежать. И он первым был взят. По-видимому, один из часовых вырвался и сообщил охране. Нужно было их всех убивать. На завтра еще двоих привели, а потом еще не знаю, сколько они поймали, но разговор был, что двух капитанов не поймали. Нас отправили в Польшу, а затем в Германию…



Вспоминает Ищенко Захар Павлович, офицер штаба 122 ап 44 гсд:
... О судьбе командира 122 артполка подполковнике Найдис Павле Филипповиче достоверные данные. Данные о том, что он покончил с собой у села Подвысокого, вымышлены комиссаром 122 ап Саповым А.А. Я хотел доказать Сапову, что он не прав, но опоздал с поисками, так как он уже умер.
В кратце говоря, он вместе с генералом Ткаченко попал в плен. Находился в концлагере «Норд». Немцы организовали похоронную команду.во главе поставили полковника Голяшкина А.А., а помощником Найдиса П.Ф. Умерших военнопленных хоронили в западной части концлагеря недалеко от леса.
Фотография, очевидно, одного из взводов 2-го Киевского артиллерийского училища выпуска 1941 года. На ней в центре фотографии подполковника Найдис Павла Филипповича и полковника Галяшкина Всеволода Яковлевича.
В марте 1942 (?) похоронная команда разоружила охрану и подалась в лес. Но была эсэсовцами с собаками розыскана. Найдис погиб при перестрелке, а Голяшкина расстреляли на плацу концлагеря перед строем военнопленных. Полковник Голяшкин А.А. был начальником артучилища в г.Киеве.
Сведения достоверные, подтверждаются архивом и оставшимися в живых военнопленными этого лагеря – Хохловым А.Я., командиром штабной батареи 122 ап старшим лейтенантом Савенко М.Г. и другими…

Подполковник Найдис П.Ф., командир 122 лап 44 гсд. 29.07.1900 г.р. г. Москва. Беспартийный. Дочь: Найдис Людмила Павловна проживала в Саратовской обл., д. Разбойщина. Родные (возможно сестра) проживали в г. Москва, ул. Новослободская, д.32, кВ.1 Ушкова Е.
Пленен при выходе из окружения 08.08.1941 г. в районе с. Терновка Новоархангельского р-на. Кировоградской обл. В плену сообщил о себе вымышленные данные: Филиппов Павел Филиппович, старший лейтенант.
Содержался в лагере Шталаг 365/Z (Луцк, Украина), который являлся филиалом Владимир Волынского лагеря. 21.02.1942 г доставлен в Шталаг 365 (Владимир Волынский лагерь военнопленных).

Комментарии

  • 12 мар 13:05
    Читаю, и начинаю закипать... Скажите кто опять допустил возрождение нацизма?!!!
  • 12 мар 13:18
    Потомки бандеровцев ,с корнем не вырубили , убежали многие в Канаду и там пустили ростки , с позволением властей !
    У них была деректива , сидеть тихо и ждать свое время ...
  • 12 мар 15:54
    Ужас нельзя забывать
  • 12 мар 16:55
    Вы прочтите , как вы написали в самом начале свою статью . Это ж кошмар какой-то!! А можно сразу написать , что за лагерь и чьими собаками . Читаешь и представляешь лживые гулаги . Понимаете о чём Я ????
    Терпение хватило , но точно с вас никакой писатель . Никакой '
    Будьте внимательными , когда так пишите о героях , о нашем многострадальном народе .
  • 12 мар 18:04
    d38d862f9b
  • 12 мар 18:15
    Бандеровцов надо уничтожать
  • 12 мар 19:10
    Дурку гонишь С,С, - там же все написано в начале. Шевели мозгами, чьи это собаки.
  • 13 мар 08:04
    Меня еще возмутило , что пленный советский полковник возглавлял похоронную команду , непосредственно принимал участие в захоронении трупов . Вы можете себе представить , чтобы немецкий полковник , находясь в советском плену, занимался подобным ?
  • 13 мар 08:54
    Хреновая статистика .Если десятки тысяч офицеров в плену , то это очень плохой пример для простых солдат . Понятно все хотят выжить .но где последний патрон как нам внушали и внушают о героизме советских командиров ? Они что все были ранены и контужены ? Если бы (это вечное если) каждый из них убил хоть одного фашиста ,хрен бы дошли даже до Минска .......
  • 13 мар 09:04
    Разбирайтесь в КАЗАХСТАНЕ,У ВАС НЕ СЛАЩЕ ,А "ЖОПА"
  • 14 мар 08:01
    Начни с себя !!!! Прочти сам
  • 17 мар 14:06
    Пора нашим т 90 пройтись по Берлину и Парижу чтобы эти твари опять зоглохли лет на сто.
  • 23 мар 15:42
    Кто ввел соЛЖЕницина ?...тот враг .
  • 5 апр 19:04
    Говногруппа, отписался.