Моглинский лагерь: этнический геноцид

Моглино – деревня в 11 километрах от Пскова. Сейчас в этом районе действует особая экономическая зона и, кажется, ничего не напоминает об ужасах военных лет. Вместе с тем, в годы оккупации здесь работал Моглинский концлагерь.
В работе концлагеря принимали активное участие эстонские коллаборационисты. Изначально в нем содержались военнопленные, но с марта 1942 года сюда стали свозить и мирное население, в том числе детей.


Псковский журналист и историк Юрий Алексеев подробно изучил историю Моглинского лагеря – на основе анализа архивных документов была написана книга «Моглинский лагерь: «история одной маленькой фабрики смерти». Так, Алексеев пишет: «Наиболее печальна участь детей, которые вместе со своими родителями попадали в Моглинский лагерь. Малолетние члены семей евреев и цыган целенаправленно уничтожались, зачастую на глазах у родителей. В период нацистской оккупации Псковской области информация об этих злодеяниях просачивалась к окрестным жителям, хотя и в весьма усеченном виде».

Далее Алексеев, основываясь на данных Архива УФСБ по Псковской области. Д. С-17412. Т. 2. Л. 108, приводит воспоминания местной жительницы: «Во время работы я от кого-то слышала, что у евреек, содержавшихся в лагере, куда-то увезли детей. Женщины были привезены в лагерь с детьми, а в то время, когда они были на работе, детей куда-то увезли. В частности, увезли детей у какой-то женщины-еврейки, которая работала прачкой вместе с Григорьевой Ольгой. Эта женщина-еврейка очень плакала, когда увезли ее детей. Куда увезли еврейских детей и кто именно их увозил, я не знаю».

Другое воспоминание, приведенное в книге, связано уже с геноцидом цыганских детей. «Из показаний охранника СС Моглинского лагеря Виктора Тейнбаса: «Весной 1943 года, помню, что снега уже не было, я лично видел, как начальник караула Луукас расстрелял цыганку с ребенком. Все расстрелы производились обычно непосредственно за колючей проволокой в сторону железной дороги, где была, насколько я помню, выкопана раньше глубокая траншея, расположенная перпендикулярно ограде лагеря. Траншея была выкопана так, чтобы место расстрела было видно заключенным, которых в таких случаях выгоняли из конюшни и выстраивали на площадку около конюшни. За что была расстреляна цыганка с ребенком, я не знаю. Луукас подвел ее к траншее и выстрелом в упор в затылок убил цыганку, у которой на руках был незадолго родившийся перед этим ребенок. После того, как эта женщина мертвой упала в яму, он стрелял и в ребенка. Я во время этого расстрела находился на территории лагеря и лично все это видел… Это было в июне-июле 1943 года. Дело было под вечер, примерно около 7 часов вечера. До этого я возвратился с заключенными с работы и стал кушать. В это время в наше помещение зашел Луукас и сказал, чтобы я заменил часового на посту у ворот. За давностью времени я уже не помню, кого мне пришлось сменить. Из барака в это время были выгнаны около 50 человек цыган, в основном были старики, женщины и дети… Из последующих разговоров между собой охранников я понял, что расстрел указанных цыган производили Луукас и Кайзер и что Кайзер брал за ноги ребятишек и пистолетом по голове /без выстрелов/ их убивал…».

Как мы видим, в Моглинском лагере геноцид детей имел отчетливый этнический признак: убивали прицельно еврейских и цыганских ребятишек. Состав преступления, предусмотренного статьей 357 УК РФ, представлен здесь в выкристаллизованном виде: налицо убийство представителей определенных народов.

Впрочем, такой тезис об «этнической чистоте» выбора жертв может быть скорректирован новыми фактами. В октябре прошлого года неподалеку от места расположения Моглинского лагеря, вблизи деревни Глоты, были найдены останки 73 человек, половина из которых детские. Судя по размерам обуви, среди убитых были малыши двух-трех лет. Эксперты предполагают, что останки могли принадлежать воспитанникам детского дома или какого-либо другого советского учреждения, которые были убиты немецкими преступниками. Содержались ли эти дети перед смертью в Моглинском лагере, какой они были национальности, нам неизвестно.

Следственный комитет в августе 2020 года возбудил уголовное дело о массовых убийствах мирного населения в Псковской области в годы войны. Дело заведено по статье 357 УК РФ (геноцид).

Комментарии