5 окт 2017
ПСРЗ – ПРИМОРСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
Датой основания «Приморского завода», по свидетельству многочисленных архивных источников, является 1-е октября 1957 г.
Именно в этот день вышло Постановление Совнархоза Приморья “Об организации основной деятельности Судоремонтного завода в Находке». Этот документ является историческим - в нем указана точная дата основания предприятия. В этом году заводу исполнилось 60 лет.
29 сентября этого же года утверждено Временное Положение “О введении в частичную эксплуатацию судоремонтного завода в Находке».
Таким образом, с 1-го октября 1957 г. “Приморский завод” начал существовать как самостоятельное промышленное предприятие.
Фактическое строительство завода было начато еще раньше - в начале 50-х годов.
По первоначальному заданию, утвержденному Министерством рыбной промышленности СССР в начале 1948 года, завод проектировался как судоремонтный и судостроительный .
Предполагалось производить ремонт следующих типов судов: рефрижераторы типа «Днепр», грузовые сухогрузы типа «Эскимос»,
грузовые шхуны, траулеры, сейнеры, а также по судостроению производить стальные сейнеры мощностью до 300 л/с и стальные грузовые шхуны грузовместимостью до 300 тонн.
Именно в этот день вышло Постановление Совнархоза Приморья “Об организации основной деятельности Судоремонтного завода в Находке». Этот документ является историческим - в нем указана точная дата основания предприятия. В этом году заводу исполнилось 60 лет.
29 сентября этого же года утверждено Временное Положение “О введении в частичную эксплуатацию судоремонтного завода в Находке».
Таким образом, с 1-го октября 1957 г. “Приморский завод” начал существовать как самостоятельное промышленное предприятие.
Фактическое строительство завода было начато еще раньше - в начале 50-х годов.
По первоначальному заданию, утвержденному Министерством рыбной промышленности СССР в начале 1948 года, завод проектировался как судоремонтный и судостроительный .
Предполагалось производить ремонт следующих типов судов: рефрижераторы типа «Днепр», грузовые сухогрузы типа «Эскимос»,
грузовые шхуны, траулеры, сейнеры, а также по судостроению производить стальные сейнеры мощностью до 300 л/с и стальные грузовые шхуны грузовместимостью до 300 тонн.
Отсыпка причальной стенки будущего завода,50-е годы.
К 1957 году была образована территория и акватория завода, строились объекты: слип на 2 тыс.тонн, достроечная набережная, здание блока механического, корпусно-заготовительного, деревообрабатывающего, докового цехов.
К 1957 году была образована территория и акватория завода, строились объекты: слип на 2 тыс.тонн, достроечная набережная, здание блока механического, корпусно-заготовительного, деревообрабатывающего, докового цехов.
Земляные работы на месте будущего слипа, 50-е годы.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР Александра Акимовича ИШКОВА от 15 августа 1957 года директором завода был назначен Степан Николаевич ГЕЙЦ.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР Александра Акимовича ИШКОВА от 15 августа 1957 года директором завода был назначен Степан Николаевич ГЕЙЦ.
С. Н. ГЕЙЦ был судоремонтником, проработавшим на Дальзаводе во Владивостоке более 20 лет, прошедшим все ступени от мастера до начальника цеха № 19 — самого большого цеха Дальзавода. Как умелый организатор производства он был направлен в Находку для
руководства и создания нового предприятия. Специалистов по ремонту
рыбодобывающего флота в Находке не было. Была рабочая сила, которую надо было обучить, дать первые навыки ремонта судов.
Степан Николаевич Гейц, работал в этой должности с 1957 по 1972 год.
В те дни на территории завода не было ни одного служебного или производственного помещения. Под заводоуправление в помещении
Рыбснаба была отведена маленькая комнатка, где и обосновал свою “резиденцию” первый директор.
В январе 1958 г. на «Приморский завод» пришли первые специалисты - 10 выпускников Дальневосточного мореходного училища. Из новичков
были сформированы две бригады. Через некоторое время прибыла "группа поддержки" из Владивостока - рабочие и инженеры Дальзавода. Затем ряды первостроителей стали пополняться новыми квалифицированными кадрами.
Вскоре завод получил от Ленинградского исследовательского института первый заказ, выпущена первая продукция - морские вехи и гидрологические буи.
Весной 1958 года к причалам “Приморского завода” подошло первое большое судно - теплоход “Сталинград”. Инженеры и рабочие «Приморского завода» смогли впервые на практике отработать весь процесс комплексного судоремонта.
До осени 1958 года ПСРЗ выполнял ремонт исключительно надводной части транспортных и рыбопромысловых судов. Заказы поступали от морского пароходства на ремонт судов типа ЛИБЕРТИ, спасателей и промысловых судов рыболовецких предприятий региона.
6 сентября 1958 г. состоялся первый пробный подъем на слип судна “КОЛЫМА”.
руководства и создания нового предприятия. Специалистов по ремонту
рыбодобывающего флота в Находке не было. Была рабочая сила, которую надо было обучить, дать первые навыки ремонта судов.
Степан Николаевич Гейц, работал в этой должности с 1957 по 1972 год.
В те дни на территории завода не было ни одного служебного или производственного помещения. Под заводоуправление в помещении
Рыбснаба была отведена маленькая комнатка, где и обосновал свою “резиденцию” первый директор.
В январе 1958 г. на «Приморский завод» пришли первые специалисты - 10 выпускников Дальневосточного мореходного училища. Из новичков
были сформированы две бригады. Через некоторое время прибыла "группа поддержки" из Владивостока - рабочие и инженеры Дальзавода. Затем ряды первостроителей стали пополняться новыми квалифицированными кадрами.
Вскоре завод получил от Ленинградского исследовательского института первый заказ, выпущена первая продукция - морские вехи и гидрологические буи.
Весной 1958 года к причалам “Приморского завода” подошло первое большое судно - теплоход “Сталинград”. Инженеры и рабочие «Приморского завода» смогли впервые на практике отработать весь процесс комплексного судоремонта.
До осени 1958 года ПСРЗ выполнял ремонт исключительно надводной части транспортных и рыбопромысловых судов. Заказы поступали от морского пароходства на ремонт судов типа ЛИБЕРТИ, спасателей и промысловых судов рыболовецких предприятий региона.
6 сентября 1958 г. состоялся первый пробный подъем на слип судна “КОЛЫМА”.
Подъем судна прошел успешно и в сентябре 1958 г. слип был принят в эксплуатацию. Это был первый судоподъемный объект, вступивший в строй на заводе .
Руководила судоподъемом молодой, грамотный специалист Екатерина КАЁЛА.
Это было такое знаменательное событие, что весь город приезжал смотреть на стоящее на стапелях большое морское судно.
Руководила судоподъемом молодой, грамотный специалист Екатерина КАЁЛА.
Это было такое знаменательное событие, что весь город приезжал смотреть на стоящее на стапелях большое морское судно.
Е.М.Каела
С этого времени на заводе начал производиться комплексный ремонт рыбопромыслового флота.
В 1959 году начата реконструкция производственных мощностей предприятия, что позволило принимать в ремонт не только мелкие и средние суда, но и крупнотоннажные, такие как БМРТ, плавбазы.
Первым БМРТ, вставшим на ремонт, был «Ульяновск», который возглавил будущий Герой Социалистического Труда Октябрь Михайлович ЛОМАЕВ.
Об этом периоде строительства предприятия написаны поэтические строки:
От бухты угрюмые скалы
Отбросил «Приморский завод».
И созданы нами причалы
На месте дремавших болот.
Как к морю стекаются реки-
К заводу идут корабли.
И связаны вместе навеки
Ремонтники и рыбаки
Окончен ремонт, и как новый
Со стапелей сейнер сойдет.
Большие, большие уловы
Рыбак, тебе море пошлет!
(Ю.Ганин)
В начале шестидесятых годов прошлого века завод ощущал острый недостаток инженерно-технического персонала и высококвалифицированных рабочих необходимых профессий.
Нужно было создать нормальные условия быта. Нужны были благоустроенные, современные квартиры, общежития, детские учреждения, школы и другие культурные и бытовые объекты.
Только в этом случае можно было решить задачу набора кадров.
15 января 1962 года при заводе было организовано строительно-монтажное управление.
С этого времени на заводе начал производиться комплексный ремонт рыбопромыслового флота.
В 1959 году начата реконструкция производственных мощностей предприятия, что позволило принимать в ремонт не только мелкие и средние суда, но и крупнотоннажные, такие как БМРТ, плавбазы.
Первым БМРТ, вставшим на ремонт, был «Ульяновск», который возглавил будущий Герой Социалистического Труда Октябрь Михайлович ЛОМАЕВ.
Об этом периоде строительства предприятия написаны поэтические строки:
От бухты угрюмые скалы
Отбросил «Приморский завод».
И созданы нами причалы
На месте дремавших болот.
Как к морю стекаются реки-
К заводу идут корабли.
И связаны вместе навеки
Ремонтники и рыбаки
Окончен ремонт, и как новый
Со стапелей сейнер сойдет.
Большие, большие уловы
Рыбак, тебе море пошлет!
(Ю.Ганин)
В начале шестидесятых годов прошлого века завод ощущал острый недостаток инженерно-технического персонала и высококвалифицированных рабочих необходимых профессий.
Нужно было создать нормальные условия быта. Нужны были благоустроенные, современные квартиры, общежития, детские учреждения, школы и другие культурные и бытовые объекты.
Только в этом случае можно было решить задачу набора кадров.
15 января 1962 года при заводе было организовано строительно-монтажное управление.
Строительство жилого микрорайона, 70-е годы.
В 60-70 годах были построены два жилых Южных микрорайона, школы №№ 22 и 25, детские комбинаты №№ 31, 33, 37, 39, 45, 61, четыре общежития, Дворец спорта и десятки социальных объектов.
Приморский судоремонтный завод был почти ровесником Находки и самым большим береговым градообразующим предприятием города, и всем, построенным заводом, пользовалось население города.
В связи с ростом производственной программы остро встала проблема нехватки квалифицированных кадров. В эти годы руководство
«Приморского завода» начало реализацию программы подготовки молодых специалистов, в ходе которой было организовано ремесленное училище, открыт вечерний техникум для подготовки техников-судоремонтников, в 1970 году - построен комплекс профтехучилища (ГПТУ № 31) на 800 мест. На предприятии стали
появляться молодые рабочие и инженеры.
В 60-70 годах были построены два жилых Южных микрорайона, школы №№ 22 и 25, детские комбинаты №№ 31, 33, 37, 39, 45, 61, четыре общежития, Дворец спорта и десятки социальных объектов.
Приморский судоремонтный завод был почти ровесником Находки и самым большим береговым градообразующим предприятием города, и всем, построенным заводом, пользовалось население города.
В связи с ростом производственной программы остро встала проблема нехватки квалифицированных кадров. В эти годы руководство
«Приморского завода» начало реализацию программы подготовки молодых специалистов, в ходе которой было организовано ремесленное училище, открыт вечерний техникум для подготовки техников-судоремонтников, в 1970 году - построен комплекс профтехучилища (ГПТУ № 31) на 800 мест. На предприятии стали
появляться молодые рабочие и инженеры.
Строительство ГПТУ№ 31
В эти годы новый судоремонтный завод в Находке посещали многочисленные правительственные делегации: в 1967 г. ПСРЗ посетил
Председатель Правительства СССР А.Н.Косыгин, в 1968 г. - Министр рыбной промышленности СССР А.А.Ишков.
Завод с каждым годом увеличивал свою мощность, вводились в строй новые цеха, использовались передовые технологии ремонта судов, повышались качество и гарантия выполненных работ. Рыболовный флот Дальнего Востока стремился попасть на ремонт именно в
ПСРЗ. Портфель заказов ремонта регулировался отделом судоремонта «Дальрыбы».
В эти годы новый судоремонтный завод в Находке посещали многочисленные правительственные делегации: в 1967 г. ПСРЗ посетил
Председатель Правительства СССР А.Н.Косыгин, в 1968 г. - Министр рыбной промышленности СССР А.А.Ишков.
Завод с каждым годом увеличивал свою мощность, вводились в строй новые цеха, использовались передовые технологии ремонта судов, повышались качество и гарантия выполненных работ. Рыболовный флот Дальнего Востока стремился попасть на ремонт именно в
ПСРЗ. Портфель заказов ремонта регулировался отделом судоремонта «Дальрыбы».
В 80-х годах «Приморский завод» стал одним из крупнейших судоремонтных заводов России.
Предприятие выполняло ремонт до 100 судов в год. Численность персонала вместе с работниками социальной сферы достигала 6,5 тыс. человек.
Для докового ремонта крупнотоннажного флота завод имел четыре плавучих дока. Последний был получен в 1971 году из Швеции грузоподъемностью 28 тысяч тонн.
Предприятие выполняло ремонт до 100 судов в год. Численность персонала вместе с работниками социальной сферы достигала 6,5 тыс. человек.
Для докового ремонта крупнотоннажного флота завод имел четыре плавучих дока. Последний был получен в 1971 году из Швеции грузоподъемностью 28 тысяч тонн.
8 мая 1977 года не стало С.Н. ГЕЙЦА. В день похорон завод приостановил свою работу. Тысячи заводчан, жителей города пришли проводить в последний путь своего первого директора, с которым вместе с нуля строили завод.
Колонна провожающих растянулась от заводского Дворца спорта до виадука. Десятки судов, стоящих в ремонте, дали прощальный гудок, отдавая дань памяти первому руководителю судоремонтного завода.
За свой труд С.Н.Гейц награжден орденом Ленина, орденом “Знак почета”, медалями “За трудовое отличие”, “За трудовую доблесть”, Почетный гражданин города Находка. Память о первом директоре завода бережно сохраняется и поныне: в музее истории собраны архивные материалы, подготовлены фотостенды.
Колонна провожающих растянулась от заводского Дворца спорта до виадука. Десятки судов, стоящих в ремонте, дали прощальный гудок, отдавая дань памяти первому руководителю судоремонтного завода.
За свой труд С.Н.Гейц награжден орденом Ленина, орденом “Знак почета”, медалями “За трудовое отличие”, “За трудовую доблесть”, Почетный гражданин города Находка. Память о первом директоре завода бережно сохраняется и поныне: в музее истории собраны архивные материалы, подготовлены фотостенды.
Ветераны завода у памятника С.Н.Гейцу.
Спуск на воду судна «Степан Гейц»
В семидесятых годах Приморский СРЗ возглавляли:
— Юрий Николаевич ЗАЯЦ (бывший главный технолог Дальзавода) с 1973 по 1975 г.;
— Виктор Григорьевич РУДНИКОВ (бывший директор судоремзавода № 178 г. Владивостока) с 1975 по 1980 г.
В 1975 году произошло соединение Приморского СРЗ и Гайдамакского СРЗ и появилось Приморское производственное судоремонтное
объединение «Приморремрыбфлот».
С октября 1980 по ноябрь 1989 года ППСО «Приморремрыбфлот» возглавлял бывший главный инженер Находкинского СРЗ Виталий Исмаилович НЕБЕЛЛО.
Это был уникальный, энергичный, талантливый руководитель. Под непосредственным руководством генерального директора в объединении осуществляется строительная программа по
обеспечению к 1995 году каждой семьи отдельной квартирой. Под его руководством был введен в работу завод КПД-35, началось активное строительство высотных панельных домов – был построен Южный микрорайон № 3. Введен в эксплуатацию заводской лечебный профилакторий, построен пионерский лагерь «Приморский».
С сентября 1989 по 1993 год завод возглавляли:
— Владимир Титович КРАМКОВ;
— Юрий Ильич ЕЛЬЧАНИНОВ.
С 1994 года генеральным директором Приморского судоремонтного завода работает Николай Иванович ЗАВАРЗИН.
28 октября 1992 г. ППСО “Приморремрыбфлот” преобразовано в Акционерное общество открытого типа “Приморремрыбфлот”.
Контрольный пакет акций акционерного общества был распределен среди трудового коллектива.
1992-93 гг. -В условиях рыночной экономики АООТ "Приморремрыбфлот” по ряду объективных и субъективных причин не смогло остаться конкурентоспособным по сравнению с другими отечественными и зарубежными судоверфями. В управлении, экономике и финансах развивались кризисные явления. Завод терял имидж устойчивого и стабильного предприятия. Численность персонала сократилась до 3,0 тыс. человек.
1994-98 гг.– проведена реорганизация ОАО «Приморский завод». Собрание акционеров в мае 1994 года внесло коренные
изменения в устав акционерного общества, изменено название предприятия – с “Приморремрыбфлот” на “Приморский завод”.
Целью дальнейшего развития «Приморского завода» провозглашено создание мощной, развивающейся, конкурентоспособной и управляемой хозяйственной системы,зарабатывающей прибыль.
В семидесятых годах Приморский СРЗ возглавляли:
— Юрий Николаевич ЗАЯЦ (бывший главный технолог Дальзавода) с 1973 по 1975 г.;
— Виктор Григорьевич РУДНИКОВ (бывший директор судоремзавода № 178 г. Владивостока) с 1975 по 1980 г.
В 1975 году произошло соединение Приморского СРЗ и Гайдамакского СРЗ и появилось Приморское производственное судоремонтное
объединение «Приморремрыбфлот».
С октября 1980 по ноябрь 1989 года ППСО «Приморремрыбфлот» возглавлял бывший главный инженер Находкинского СРЗ Виталий Исмаилович НЕБЕЛЛО.
Это был уникальный, энергичный, талантливый руководитель. Под непосредственным руководством генерального директора в объединении осуществляется строительная программа по
обеспечению к 1995 году каждой семьи отдельной квартирой. Под его руководством был введен в работу завод КПД-35, началось активное строительство высотных панельных домов – был построен Южный микрорайон № 3. Введен в эксплуатацию заводской лечебный профилакторий, построен пионерский лагерь «Приморский».
С сентября 1989 по 1993 год завод возглавляли:
— Владимир Титович КРАМКОВ;
— Юрий Ильич ЕЛЬЧАНИНОВ.
С 1994 года генеральным директором Приморского судоремонтного завода работает Николай Иванович ЗАВАРЗИН.
28 октября 1992 г. ППСО “Приморремрыбфлот” преобразовано в Акционерное общество открытого типа “Приморремрыбфлот”.
Контрольный пакет акций акционерного общества был распределен среди трудового коллектива.
1992-93 гг. -В условиях рыночной экономики АООТ "Приморремрыбфлот” по ряду объективных и субъективных причин не смогло остаться конкурентоспособным по сравнению с другими отечественными и зарубежными судоверфями. В управлении, экономике и финансах развивались кризисные явления. Завод терял имидж устойчивого и стабильного предприятия. Численность персонала сократилась до 3,0 тыс. человек.
1994-98 гг.– проведена реорганизация ОАО «Приморский завод». Собрание акционеров в мае 1994 года внесло коренные
изменения в устав акционерного общества, изменено название предприятия – с “Приморремрыбфлот” на “Приморский завод”.
Целью дальнейшего развития «Приморского завода» провозглашено создание мощной, развивающейся, конкурентоспособной и управляемой хозяйственной системы,зарабатывающей прибыль.
2011 год.Спуск на воду плавзавода « Капитан Ефремов»
#ПредприятияГорода
#ПредприятияГорода
Хороший был завод ПСРЗ.
Убили, угля навалили.
Работало тыщ пять.
Цехов было 25