РЫБНЫЙ ПОРТ

1969 год. Рыбный порт, фото Ю. Муравина и Ю Луганского.


В декабре 1950 года на некогда пустынном берегу бухты Находка, у мыса Баснина выросла причальная стенка. Будущий порт представлял
собой болотистую низину у моря, отсыпанную скальным грунтом. Был возведен первый причал да несколько металлических складов. Железной дороги еще не было.
На огромной строительной площадке только-только закипала работа.

Так начиналась история Находкинского рыбного порта.

Идея же строительства рыбного порта в бухте Находка родилась значительно раньше - еще в 1939 году. Под угрозой военной
опасности центр перевалки грузов на Дальнем Востоке было решено перевести из Владивостока в Находку, включая и грузоперевозки между дальневосточными рыбопромышленными районами и континентальной частью страны.

Согласно Приказа НКРП СССР № 117 от 18 марта 1939 года, в бухту Находка выехала бригада для составления на месте проекта
предварительного размещения рыбного порта, 7 октября того же года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли решение о строительстве в бухте Находка торгового порта морского флота и порта рыбной промышленности, а также баз других ведомств.

В конце 1939-го Государственным институтом по проектированию производственных предприятий рыбной промышленности СССР
(Гипрорыба) было составлено первое проектное задание рыбного порта. В 1940-41 годах, с учетом высказанных ранее замечаний, Центроморпроект НКМФ СССР предложил проект гидротехнической части порта, а Гипрорыба - проект береговых сооружений и производственных предприятий.

В 1941 году, едва начавшись, строительство рыбного порта было остановлено. После победы все пришлось начинать с нуля. Тем
не менее, уже 5 июля 1945 года Государственный комитет обороны принял решение о проведении новых подготовительных работ и выделил на эти цели два миллиона рублей.
К этому времени в состав рыбопромысловых районов Дальнего Востока вошли два новых - Южный Сахалин и Курильские острова, а также многочисленные рыболовецкие участки на Камчатке, которые ранее арендовали японцы.
В результате был подготовлен совершенно новый проект. И если в планах 1939 года предполагалось, помимо рыбного порта,
сосредоточить в Находке ряд рыбообрабатывающих предприятий, то в 1949 году от этих планов отказались. И было решено создавать здесь только транспортный узел как центр перевалки грузов рыбной промышленности.

В данном случае выбор на Находку пал не случайно, поскольку в Приморье нет более защищенной и приспособленной для этого бухты, которая к тому же в своей основной акватории не замерзает совершенно.
Кроме того, к этому времени в Находку уже была проложена железная дорога, а расположенный поблизости Сучанский угольный разрез мог обеспечить порт и бункеровочным топливом, и дешевой электроэнергией.

На территории транзитного рыбного порта в бухте Находка также предполагалось возвести жестяно-баночную фабрику, бондарный завод
и завод медицинского жира, а также цех исправления дефектных рыботоваров. Помимо этого, рыбный порт Находки должен был служить портовой базой для работающих на Дальнем Востоке краболовной и китобойной флотилий, весь производственный цикл которых протекает в открытом море.

Проект строительства порта предусматривал введение глубоководных причалов общей протяженностью 650 метров, каменных
многоэтажных складов из расчета максимального месячного грузооборота порта, холодильника на 12 тысяч тонн, котельной, электростанции, самостоятельной системы водоснабжения, с использованием артезианских колодцев. Одним словом,
порт предполагалось сделать самообеспечивающей системой замкнутого цикла.
Правда, не все из задуманного удалось реализовать, кое от чего в процессе работы пришлось отказаться.

Кроме того, плановое задание по строительству порта предусматривало, что в него войдет верфь металлического судостроения для строительства и ремонта крупных промысловых судов. Было также запланировано строительство поселка Рыбак для обслуживания транзитных рабочих, на одну тысячу постоянных и пять тысяч временных мест.
Подобный «коммунальный поселок», как он именовался в инженерной документации, существовал до войны во Владивостоке, в районе Второй речки.
Находкинский Рыбак, организованный по аналогии с владивостокским, дал имя целому району города, который теперь, правда, больше
известен как Третий южный микрорайон. В строительстве также принимали участие заключенные двух лагерей, расположенные в непосредственной близости от порта.
4 декабря 1950 года Совет министров СССР издал Постановление № 4852 об образовании Морского рыбного порта Находки, а 11 декабря того же года соответствующим Приказом Министерства рыбной
промышленности он был зачислен в число действующих портов.

От этой даты и берет начало история Находкинского рыбного порта.

В апреле следующего года из Владивостокского рыбного порта в Находку были откомандированы три бригады портовых рабочих,
которые возглавляли Александр Гринкж, Василий Морозов и Михаил Пилипчук, а также механизаторы и инженерно-технические работники.
Начальником порта был назначен: Владимир Герасимович Зверев, Павел Никитович Корчагин стал главным инженером, а капитаном порта - Михаил Ефимович Зеленский.Они были в числе тех немногих, кто уже точно знал: здесь, на этой гигантской строительной площадке вскоре вырастет город-порт.

На момент создания порта на его баланс были переданы буксирный катер «Стахановец», несколько металлических понтонов, автокран «Январей». Имелось также четыре грузовых автомобиля. Стоимость
основных фондов составляла 4291 тыс. рублей.

В третьем квартале 1951 года в порт начал поступать первый груз - соль в мешках, которую выгружали на станции Находка.
Грузчики вручную перегружали ее на автомашины и отвозили в порт. Вскоре подошел первый пароход - «Луначарский». На него и была погружена первая партия соли.
Пароход «Луначарский»


За текущий 1951 год было переработано 14,7 тысяч тонн грузов, но и эта, микроскопическая по нынешним временам, цифра далось коллективу порта нелегко. Осенью, по завершении путины на Курилах, в порт подошел первый пароход с грузом консервов.
Его выгружали вручную, поскольку механизации не было никакой.

Но уже в следующем 1952-м в порт начала поступать техника. Пришло несколько автопогрузчиков и транспортеров. Был смонтирован портальный кран № 1, введены в строй хозяйственный и четвертый
причалы. Построен склад генеральных грузов. А к середине года до станции Рыбники была протянута железнодорожная ветка. Вагоны в порт подавались по железной дороге со станции Тихоокеанская - через судоремонтный завод.

В 1953-54 годах в порту были возведены охлажденный склад, склад консервов и холодильник № 1. Портовые строители закончили строительство Дома культуры рыбников и пионерского лагеря «Факел» на 400 мест.
В эти годы порт посетили руководители партии и правительства Н.С. Хрущев, А.И. Микоян, НА. Булганин, Р.Я. Малиновский, а также
министр рыбного хозяйства СССР А.Д. Ишков.
Рыбпорт, 1957 год. Фото В.Носкова


В честь 40-летней годовщины Великой Октябрьской
социалистической революции, в 1957 году коллективу порта за ударные темпы и победу в соцсоревновании присуждено на вечное хранение Красное знамя Находкинского горкома КПСС и горисполкома. А также штандарт «40 лет Советской власти» - как победитель социалистического соревнования среди портов Дальнего Востока.
Переходящее Красное Знамя Министерства рыбного хозяйства СССР за высокие показатели в работе вручалось в том же 1957-м и далее - в 1960, 1961,1963 годах.

Год спустя началось освоение передовой технологии переработки рыбопродукции по прямому варианту, минуя холодильные камеры - «борт судна - вагон», а соль, лесотарные и другие грузы перерабатывались отныне пакетным способом.

За короткий промежуток времени были возведены пятый, шестой и седьмой причалы.

В течение последующих пяти лет была создана электро-навигационная камера для обслуживания судов рыбной промышленности,
образован санитарно-бытовой павильон, построен холодильник № 2.
Рыбный порт, 1955 год.


В 1960 году Рыбный порт Находки был переименован в Находкинский морской рыбный порт. К этому времени сложился круг постоянных
клиентов порта: Находкинская база Дальрыбсбыта, Дальневосточная контора УМТС ВПО «Дальрыба», База мясоторга, Находкинская ЖБФ.
В конце 60-х годов порт первым освоил работу по методу выставочных путей. Были построены два тупика протяженностью 1500 метров.
Станция подавала вагоны на свой путь, а паровозы порта выставляли их к местам погрузки.

Кроме перегрузки рыбопродукции, порт пропускал через себя колоссальное количество снабженческих грузов, в том числе соли.
Рыбный порт , начало 60-х.
Жилой микрорайон Рыбного порта. Улица Верхне-Морская.


С введением в строи холодильника № 2 в 1965 году практически заканчивается строительство порта. К этому времени он перерабатывал уже 780 тыс. тонн грузов в год, из них около полумиллиона - рыбных. Можно сказать, что закончился первый этап развития предприятия.

В 1967 году порт достиг своей проектной мощности. На семи его причалах работало уже более двухсот единиц подъемно-транспортного оборудования, в том числе 25 портальных кранов, 34 автопогрузчика, 90 электрокаров и электропогрузчиков, два тепловоза. Портофлот
располагал девятнадцатью судами и катерами.

К 1975 году стоимость основных фондов порта выросла почти до 50 миллионов рублей. Грузооборот достиг миллиона тонн, что превысило
его проектную мощность на 18%. По сути каждый шестой килограмм рыбы и рыбопродукции в стране проходил через руки находкинских портовиков.
Порт имел в собственности 230 единиц различного подъемно-транспортного оборудования, в том числе 28 портальных кранов и более 100 автомашин. В год обрабатывалось около 600 различных сухогрузных и рефрижераторных судов и более 52 тысяч вагонов.
Грузонапряженность причалов и производительность труда в Находкинском рыбном порту значительно превышала аналогичные показатели любого из рыбных портов страны.
Год 1978-й стал определенным рубежом, после которого началась и интенсивная реконструкция действующих причалов. Порт, как
былинный богатырь, стал прибавлять в своих мощностях не по дням, а по часам.
Прогнозируемый коэффициент роста сдерживался лишь отсутствием достаточного количества грузов, судов или вагонов.
И все-таки находкинцы поставили отраслевой рекорд по обработке транспортников типа «Пролив», выгрузив 14,5 тыс. тонн за трое с половиной суток...

Продолжается строительство и благоустройство жилого микрорайона, который всегда был одним из лучших в городе. Туда всегда
стремились переселиться жители других микрорайонов города.
1985 год. Рыбный порт и его жилой микрорайон.



Активно идет процесс реорганизации. 26 декабря 1988 года порт и «Дальрыбсбыт» становятся единой организацией. Вместе с тем,
экономическая ситуация в стране заставляет руководителей предприятия задуматься о том, что делать дальше.

В 1992 году начался процесс приватизации порта и в декабре получено свидетельство о регистрации ОАО «Находкинский рыбный порт»,
с уставным капиталом 135 млн. рублей

Как известно, порт с самого начала создавался главным образом для перевалки рыбопродукции, продуктов питания и материально-технического снабжения флота. Поэтому прикордонные линии причалов
строились для работы по принципу борт-вагон, борт-холодильник и, из-за высокой плотности застройки территории причалов складами и рампами, не имели площадей для открытого хранения технического груза.

Учитывая падение грузооборота рыбопродукции ежегодно на 10-15% и прогнозируя дальнейшее его снижение, во избежание банкротства,
было принято решение о техническом переоснащении порта из
узкоспециализированного в универсальный, способный перерабатывать не только рыбопродукцию, но и различные технические грузы: лес, металл, асбест, хлопок и т.д.
Для этого необходимо было прежде всего завершить реконструкцию причалов, обновить средства механизации и увеличить складские помещения. Кроме того, было приобретено 25 электропогрузчиков, два крана «Тадано», 76 автопогрузчиков «Тойота» и импортные запчасти к ним, построено 310 погонных метров причальной стенки. Общая сумма затрат составила около 17 миллионов долларов США.
В результате порт ежегодно увеличивал переработку технических грузов, не уступая по основным показателям многим другим морским портам страны. Это в немалой степени компенсировало снижение
грузооборота рыбопродукции. Если в 1992 году в общем объеме грузооборота порта технический груз составлял не многим более 20 процентов, то в 1996 году он превысил уже 75 процентов.

В 1990-е гг. «НМРП» стал перерабатывать круглый лес, металл,
импортные автомобили.

Перепрофилирование позволило сохранить рабочие места, существенно обновить и капитально отремонтировать основные фонды, а также поддержать социальную сферу.
В 2004 году Общество было переименовано в ОАО «Находкинский морской рыбный порт».

В 2002—2004 гг. должность генерального директора Рыбного
порта занимал будущий глава Находкинского городского округа Олег Колядин.
Продвигал его, как оказалось, недавно избранный губернатор
Приморского края Сергей Дарькин, рьяно прибиравший к рукам активы и расставлявший руководителями крупных предприятий своих подчиненных.

Численность штата рыбного порта в 2004 году составила 1357 работников.

С 2006 года рыбный порт входит в «Дальневосточную транспортную группу», которая приобрела у физических лиц 88,93 % акций компании.

До этого времени рыбному порту так и не удалось определиться со специализацией.
"Переваливать уголь уже поздно, на лесе и рыбе много не заработаешь,
металлы идут через соседний Находкинский морской торговый порт. Остаются контейнеры, но в этом сегменте сильны позиции "Восточной стивидорной компании". Конкуренция, однако…

В 2006 году Дальневосточной транспортной группой была принята программа создания на территории порта контейнерного терминала, который должен был занять 5 из 9-ти имеющихся причалов. Стоимость проекта оценивалась в $90 млн.

Концепция строительства предполагала, что в 2008 — 2010 годах будут демонтированы цинковые склады, два склада-холодильника, капитальный склад хранения консервов, а также демонтировано оборудование на четырех причалах.
На их месте предполагалось строительство контейнерной площадки и железнодорожных тупиков на ней.

Но, в связи с демонтажем зданий для хранения рыбопродукции (консервов, мороженой и соленой рыбы, рыбной муки и т. д.) еще больше уменьшились объемы переработки рыбных грузов, которые в 2015 году составляют всего около 2,9 процентов от всех
переваливаемых в порту грузов. Объем которых, тоже надо отметить, уменьшился в три раза относительно 1990 года.

Отсюда и сокращение количества рабочих мест. Численность
рабочего коллектива ОАО "НМРП" по состоянию на 1990 г. составляла
более 1700 человек. В 2008 году штат сократился до 996 человек, а в 2015 году — до 46 человек.

Дальше — больше: ОАО "НМРП" продает часть портовой территории, на которой обрабатываются контейнеры, московской компании ООО "УК ДВ-Альянс" .

У порта остаются изношенные подкрановые и железнодорожные подъездные пути, полуразрушенные здания, стоимость которых, прямо скажем, невелика. А ведь в 1992 году, когда начался процесс приватизации, и в декабре 1992 года, когда было зарегистрировано ОАО "Находкинский рыбный порт", уставной капитал предприятия равнялся 135 миллионам рублей.

Сейчас экономическое состояние порта таково, что для выплаты всех долгов ему потребуются не годы, а десятилетия.

О Находкинском морском рыбном порте когда-то знали далеко за
пределами Находки - по объемам грузопереработки рыбы и рыбопродукции он неизменно лидировал, опережая порты всех регионов страны. Сейчас в прославленном рыбном порту тишина и запустение. Вместо рыбы на причалах - груды металлолома, а то и вовсе ветер гуляет. Жаль...
Проходная рыбного порта. Справа от проходной - поликлиника рыбаков. Сейчас рыбаки от ее содержания отказались, и она относится к Городской больнице.
Слева - столовая Рыбного порта.
В годы перестройки и прихватизации превратившаяся в ресторан "Залив Америка"
Но - недолго... Сейчас это магазин "Домотехника", один из многочисленных магазинов города.

Комментарии