АлСиб.
Ледяной маршрут Ленд-лиза.
72 года назад 29 сентября 1942 года Павел Недосекин повел из Фэрбенкса первую летную группу, состоявшую из 12 тяжелых штурмовиков «Дуглас» А-20. Воздушный конвейер «АЛСИБ», на котором трудились шесть советских авиационных полков — 1-я перегоночная авиадивизия,— заработал. Гигантская воздушная трасса Аляска — Сибирь протянулась от Фэрбенкса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска в центре Сибири. По ней на советско-германский фронт перегонялась американская авиационная техника, переданная Советскому Союзу по ленд-лизу.
Общая протяжённость трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. «АЛСИБ» на самом деле был куда длинней. Ведь самолеты стартовали с аэродромов авиационных заводов США в Лонг-Бич, Ниагара-Фоле, Оклахома-Сити. Оттуда их перегоняли через городок Грейт-Фолс (штат Монтана) на Аляску, а затем в СССР. В Фэрбенксе эти самолеты принимали советские летчики, которые летели до Красноярска. Здесь их ожидали коллеги-фронтовики, здесь же они обучались полетам на новой для них технике и улетали на ней на запад, на фронт — воевать.
Как правило, перегон осуществлялся группами по 12—20 истребителей; во главе строя «клин» летел самолет-лидер, обычно бомбардировщик Б-25. А обратно на свой аэродром летчики возвращались на транспортных самолетах С-47.Таким образом, путь американских самолетов на советско-германский фронт составляла 14 000 километров! Значительная часть трассы проходила в суровых просторах Заполярья, где еще недавно хозяевами неба были только высококлассные полярные летчики. Для создания АЛСИБа и его эксплуатации пришлось построить десятки основных и запасных аэродромов, завезти горючее, масло, запасные части, продовольствие, жилье для экипажей и тысяч технических специалистов, базы снабжения. Все это было построено практически за короткое полярное лето 1942 года. В этой работе приняли участие советские и американские специалисты, воинские части, местное население и заключенные печально известного Дальстроя. Многие тысячи невинно репрессированных людей с полной отдачей трудились здесь, внося свой вклад в победу.
Все участники этого небывалого дела — от американских авиастроителей до советских летчиков— работали круглосуточно. Представители двух народов за тысячи километров от фронта вели бой против фашизма. Начало этой огромной работе было положено 30 июля 1941 года прилетом в Москву личного представителя президента США Гарри Гопкинса; его доклад президенту стал импульсом в пользу немедленной организации военных поставок в СССР.
На Московской конференции трех держав только еще складывавшейся антигитлеровской коалиции— СССР, США и Англии (сентябрь— октябрь 1941г.)— было решено, в частности, поставлять в СССР начиная с 1 октября этого же года по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолета— в основном через Мурманск. Стало ясно, что пути доставки боевых самолетов через Северную Атлантику на Мурманск и через Тихий и Индийский океаны на Иран малонадежны и неоперативны. Но это отдельная героическая страница совместной борьбы.
Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. И он был создан. Так родился АЛСИБ.
Долгое время в нашей стране эта полная героизма страница общей борьбы была упрятана в архивы. Материал, который сейчас перед вами,— одна из редких публикаций в советской печати.
Результаты объединенных усилий более чем красноречивы: уже в первых числах октября самолеты первой группы (вылет из Фэрбенкса 29 сентября 1942 года) штурмовали танковые колонны фашистов в районе Сталинграда! Советские ВВС начали регулярно получать по 120—150 самолетов в месяц. К осени 1944 года темп перегонки возрос до 400 самолетов в месяц, а всего по трассе Аляска— Сибирь— фронт за три года было переброшено, по осторожным подсчетам, более 14 000 боевых самолетов, в том числе около 4500 истребителей «Аэрокобра» П-390, 2400 «Кингкобра» П-63А, 2900 бомбардировщиков «Дуглас» А-20С, 862 бомбардировщика «Митчел» Б-25, примерно 700 военно-транспортных самолетов «Дуглас» С-47.
По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, 307 тонн почты (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес. За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128371 пассажира, из них 17322 платных, 18753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.
Источники http://www.chukotken.ru/?cat=99 http://site.sibpay.ru/voiyna12/voiyna14/ http://alternathistory.org.ua/trassa-alsib-ledyanoi-marshrut-lend-liza http://dkw-rus.narod.ru/batja.html Материалы по теме: http://www.voskres.ru/army/library/uranov.htm http://statehistory.ru/659/Lend-liz--Istoriya-trassy-Alsib--Alyaska-Sibir-/ Видео
АлСиб.Секретная трасса https://www.youtube.com/watch?v=Uh2ahmZHPXk Аляска-Сибирь.Хроника мужества. https://www.youtube.com/watch?v=iU4iXge_pHI
Британские истребители не пошли совсем: Харрикейн охарактеризовали как полный отстой, Спитфайры оказались совершенно неприспособлены к эксплуатации на полевых аэродромах. Их пытались использовать в ПВО, но и там достичь сколько нибудь приличной надежности не удалось. Из американских: P-40 охарактеризовали как нечто лучшее "ишаков", но хуже Як-ов и ЛаГГов. Так что на них перестали летать как только массово пошли новые советские типа. Про Р-47 один из испытывавших его советских пилотов выразился категорично: "Это не истребитель!". В результате их закупки закончили только начав, а то немногое, что успели закупить, ограничено использовалось в морской авиации, причем скорее в качестве штурмовика.
Если сравнить цифры поставок Аэрокобры с цифрами выпуска советских истребителей, то видно что существенной роли они не сыграли. Покрышкин с таким же успехом мог и на советских истребителях летать. Он успеха добился не столко за счет матчасти, которую ему еще пришлось изрядно допилить до требований восточного фронта, а за счет передового тактического мышления и умения поставить новую тактику всему летному составу своего полка. Собственно все эти разработанные Покрышкиным тактические приемы и летавшие на советской технике авиаполки внедряли.
То же по цифрам можно сказать и о лендлизовских бомбардировщиках. Наиболее ценен был Б-25 как боле продвинутая альтернатива Ил-4, А-20 же в общем-то был чем-то средним между Ил-2 и Пе2, при этом не умея пикировать.