Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году

и рейд Дулиттла .Как это было.
Как ответили ВВС СССР и США на внезапное нападение противника. Напомню, что нападение Германии на СССР, и Японии на базу флота США в Пёрл-Харборе разделяет срок всего в пять с половиной месяцев (22 июня и 7 декабря 1941 года).
Сравним потери флотов СССР и США в первый день нападения:
22 июня 1941 г. в 4 часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистская авиация произвела налеты на военно-морские базы Кронштадт, Ригу, Либаву, Севастополь, Измаил. Противоздушные силы флотов, переведенных за несколько часов до начала войны по приказу Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова на оперативную готовность № 1, отражали атаки вражеской авиации. Ни один корабль флота в первый день войны не был потерян. http://flot.com/history/io7.htm Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре, в гавани Перл-Харбор. Было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. Американцы потеряли 2403 человека убитыми (из них больше 1000 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 ранеными. https://ru.wikipedia.org/wiki/Перл-Харбор

Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834154861640
Факты говорят , что флот США не был готов к нападению, тогда как флот СССР был заранее приведён в боевую готовность . К сожалению наши сухопутные войска не были готовы к отражению внезапного нападения.

Кто принимал решение об ответном ударе?

Николай Кузнецов
...И вот через два дня на очередном докладе Верховному Главнокомандованию я разложил карту Балтийского моря, на которой остров Эзель и Берлин были соединены жирной линией, показаны расстояния и расчеты, какое количество бомб можно взять: одна пятисотка или две по двести пятьдесят, не больше, иначе не хватит топлива.

Бомбардировочный удар советских самолетов по Берлину имел тогда большое политическое значение. Ведь именно в это время немцы уже трубили о разгроме нашей авиации. Налет на логово врага, как ничто другое, убедительно доказал бы обратное. Ставка утвердила наше предложение. "Вы лично отвечаете за выполнение операции", - было сказано мне на прощание.

Вернувшись, я тут же отдал все нужные распоряжения. На основании решения Ставки Военному совету Балтийского флота было приказано подобрать 15 экипажей Первого минно-торпедного полка и к 10 часам 2 августа перебазировать их на Эзель. Ранее поставленную задачу - бомбардировку Пиллау - пришлось отменить. Контроль и руководство подготовкой к полетам были возложены персонально на С.Ф.Жаворонкова.
Архив семьи Н.Г. Кузнецова. Подлинник.
http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/berlin/berlin.html
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834154900552
Николай Герасимович Кузнецов

27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е. Н. был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командование операцией было поручено Жаворонкову С. Ф., ответственным за исход назначен Кузнецов Н. Г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году

После катастрофы в Перл-Харборе на совещании объединенного комитета начальников штабов президент США Франклин Рузвельт потребовал провести бомбардировку Японии как можно скорее.
Идея данного налета принадлежит заместителю начальника штаба ВМС США по борьбе с подводными лодками капитану Френсису Лоу, обратившему внимание на взлет средних бомбардировщиков с военно-морского аэродрома в Норфолке на ВПП которого были очерчены габариты авианосца для тренировки пилотов. Адмирал Эрнест Джозеф Кинг поддержал Френсиса и поручил командору Дональду Дункану разработать план операции. Дональд Дункан предложил использовать для налета двухмоторные средние бомбардировщики B-25B Mitchell с палубы авианосца. Командование данной операции поручили Дулиттлу.
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Рейд_Дулиттла
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834154930760
Гарольд Джеймс Дулиттл

Участвовали 15 ДБ-3 и 16 B-25B Mitchell

Время прошедшее с момента нападения , до ответных действий ВВС СССР и США по столицам противника.

СССР : Чуть больше месяца – 22 июня и 27 июля 1941 года.
США : 7 декабря 1941 года - 18 апреля 1942 года, 4 месяца и11 дней.


Различия и совпадения в проведении операций.

В 21:00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков[8] ДБ-3ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командоваликапитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) — Свинемюнде — Штеттин — Берлин). Температура за бортом достигала −35 — −40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром.
В 1:30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину[источник не указан 311 дней]. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город[источник не указан 311 дней]. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году
Естественно, что подвиг летчиков был по достоинству отмечен. Уже 13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырем летчикам полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, А.Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П.И. Хохлову званий Героя Советского Союза. Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды – 55 человек. В сентябре героями стали еще 5 человек, многие получили ордена и медали. В то время ни один полк не получал за месяц столько наград, причем заслуженных.

Источник:
http://fishki.net/1879168-bombyozhka-sovetskoj-aviaciej-berlina-v-avguste-1941-goda.html © Fishki.net
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155019080
Вылет 10 августа был не столь удачен.
• На взлёте Ер-2 Молодчего снёс шасси о дренаж на краю аэродрома
• На ТБ-7 майора Егорова сразу после отрыва от земли отказали два правых дизеля М-40Ф, и самолёт потерпел катастрофу. После этого Жигарев П. Ф. остановил вылет остальных самолётов. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.
• Самолёт М. В. Водопьянова при наборе высоты был атакован истребителями И-16, но дошёл до цели и отбомбился по Берлину. После этого попал под зенитный огонь немцев и был повреждён, вынужден был выполнить посадку на оккупированной немцами территории Эстонии в районе Йыхви. Вторым пилотом в экипаже был родившийся в Сибири эстонец Э. К. Пусэп, поэтому с местным населением общался только он, а остальные члены экипажа в контакт с местными жителями не вступали. Через два дня экипаж вышел к своим.
• На самолёте лейтенанта В. Д. Видного над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар, но самолёт продолжил полёт с потерей высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного М-40Ф самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.
• На ТБ-7 капитана А. Н. Тягунина уже на обратном пути отказал один из двигателей. Кроме того, над побережьем Балтики самолёт обстреляли свои зенитчики. При посадке машина разбилась.
• Ер-2 лейтенанта Б. А. Кубышко на обратном пути был сбит истребителем И-16. Экипаж спасся на парашютах.
• Ер-2 капитана А. Г. Степанова пропал без вести.
• На ТБ-7 майора Угрюмова М. М. несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке.
• ТБ-7 старшего лейтенанта Панфилова А. И. над территорией Германии попал под огонь зениток и получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы, но на обратном пути у самолёта отказали два М-40Ф. При вынужденной посадке на территории Финляндии пять человек погибли, а остальные были взяты в плен финнами при попытке перейти линию фронта.
• ТБ-7 майора Курбана А. А., отбомбившись по Берлину, получил повреждения от зенитного огня и разбился при вынужденной посадке в районе Ропши.
Из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкин вернулось только две машины. После этого вылета Водопьянов был снят с должности командира дивизии, а на его место был назначен полковник Голованов А. Е.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155036744
Шестнадцать средних двухмоторных бомбардировщиков B-25B Mitchell, взлетев с авианосца USS Hornet в западной части Тихого океана, атаковали объекты в Японии. Экипаж каждого самолета состоял из пяти человек. После атаки на цели в городах Токио, Йокогама, Йокосука, Нагоя и Кобе они должны были приземлиться в Китае. Пятнадцать самолетов достигли территории Китая, а один совершил посадку на аэродроме вблизи Владивостока на территории Советского Союза. Во время налета трое членов экипажей погибли, экипаж приземлившегося на советской территории был интернирован, восемь членов экипажей попали в плен. Четырнадцать экипажей (за исключением одного человека) вернулись в США или на службу в Американских вооруженных силах. http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Рейд_Дулиттла

ТТХ самолётов .ДБ-3 и B-25A/B Mitchell

Модификация ДБ-3Б
Размах крыла, м 21.44
Длина, м 14.22
Высота, м 4.19
Площадь крыла, м2 65.60
Масса, кг
пустого самолета 5030
нормальная взлетная 7745
максимальная взлетная 9450
Тип двигателя 2 ПД М-87А
Мощность, л.с. 2 х 950
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 439
у земли 345
Крейсерская скорость , км/ч 320
Практическая дальность, км 3800
Практический потолок, м 9600
Экипаж 3
Вооружение: три 7.62-мм пулемета ШКАС (боезапас 2500 патронов)
Бомбовая нагрузка - нормально -1000кг, максимально - 2500 кг
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155058248
Модификация B-25А B-25B
Размах крыла, м 20.60 20.60
Длина, м 16.49 16.13
Высота, м 4.80 4.80
Площадь крыла, м2 56.67 56.67
Масса, кг
пустого самолета 8104 9070
нормальная взлетная 12290 12907
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600-9 Cyclone
Мощность, л.с. 2 х 1700
Максимальная скорость , км/ч 509 485
Крейсерская скорость , км/ч 422 370
Практическая дальность, км 2180 2100
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8230 7160
Экипаж 5 5
Вооружение: три 7.6-мм пулемета и
один 12.7-мм пулемет
Бомбовая нагрузка - 1316 кг пять 12.7-мм пулеметов
Бомбовая нагрузка - 1316 кг
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155071816
Выясняется одна странность – ДБ-3 это дальний бомбардировщик ,а B-25 Мitchell - средний! Но ДБ-3 во всём уступает американцу. Это объясняется тем , что предшественник ДБ-3 должен был стать альтернативой туполевскому СБ. В документах ВВС машина именовалась ББ-2 или иногда СБ-39 ("скоростной бомбардировщик завода ╧39") …Группа Ильюшина начала перерабатывать документацию под французские моторы. В результате возник проект ЦКБ-26, уже имевший многие основные черты будущего ДБ-3… Экономичные "Гном-Роны" позволяли существенно поднять дальность полета, а большая грузоподъемность самолета по сравнению с СБ - увеличить запас горючего. ЦКБ-26 теперь подавался как прототип дальнего бомбардировщика - конкурент ДБ-2. http://www.airwar.ru/enc/bww2/db3.html

Маршруты полёта .
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155092552
Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров.

Источник:
http://fishki.net/1879168-bombyozhka-sovetskoj-aviaciej-berlina-v-avguste-1941-goda.html ©
Fishki.net
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155117128
Дальность полета примерно одинакова.

Итоги:

CCCР

Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. ...»

Источник:
http://fishki.net/1879168-bombyozhka-sovetskoj-aviaciej-berlina-v-avguste-1941-goda.html © Fishki.net
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155140424
США

Материальный ущерб от налета был минимален. Восемь первичных и пять вторичных целей были поражены, но все это было легко восстановить. Также был поврежден авианосец IJN Ryūhō, но повреждения были минимальны и не смогли задержать запланированный спуск на воду.
А вот моральная составляющая была на высоте. После сообщения о налете американскими СМИ боевой дух страны сильно поднялся. США показали, что Перл-Харбор и другие победы Японии не сломили страну. В самой Японии данный налет назвали бесчеловечным, обвинив США в нападении на гражданских лиц.
Военно-морской флот Японии пытался преследовать американские корабли, но безуспешно.
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Рейд_Дулиттла
Бомбардировки Берлина советской авиацией в 1941 году - 834155156296

Комментарии

  • 22 апр 2016 15:20
    И снова показатели американца выше.
  • 22 апр 2016 15:29
    Согласитесь,что "радиус" это только половина пути вперёд, нужно ещё вернуться т.е. 2170+ 2170=4340.Дальность ДБ-3  с 1000 кг-3100 км.В-25 с 2800 кг - 4340 км.
  • Комментарий удалён.
  • 22 апр 2016 15:41
    Проверил в "Уголке неба", действительно дальность меньше.Но бомб брал больше, на 300-400 кг .
  • 22 апр 2016 16:14
    Конечно надо быть честным сравнивая Ил-4 и Б-25. Ни в какое сравнение не идёт уровень развития авиационной и другой промышленности СССР и США. Да и в экономике было не до жиру , тем более в войну и после. . Ни в какое сравнение не идёт и качество и количество выпускаемой техники и её технический уровень.Не зря  Б-25 стал переходной машиной между Ил-4 и Ту-4..
  • 22 апр 2016 19:45
    По раскладам С.Пантерщика выходит , что в , основательно разрушенном войной СССР , все крупные послевоенные проекты реализовали , по большей части , женским и детским трудом . Потому и выразился про " голое место " .
  • 22 апр 2016 19:53
    В деревне у нас после войны всю физическую тяжелую работу выполняли женщины и дети.Мужики вернувшиеся с фронта,в основном,работали на руководящих должностях,типа бригадиры,завсклады,учетчики,электрики и т.д. Даже механизаторами были девушки. А мужиков берегли,они напрягались только для репродуктивной функции. И не зря! Рождаемость была на пике и с тех времен все село родственники))))
  • 22 апр 2016 20:03
    Электрик - руководящая должность ? Ваша деревня - лишь крошечная часть огромной страны . В шахтах тоже девушки уголь рубили ? А сталь варили подростки . Они же с мамами и уран обогащали , видимо , пока уцелевшие мужики рукой водили да осеменением занимались .
  • 22 апр 2016 20:09
    Не руководящая должность,но и электрик,как и завсклада не гнет спину в поле.
      Я не про обгащение урана или добычу руды писал и не замахивался на масштабы всей страны,а всего лишь написал про свою местность.Потому считаю не совсем обоснованными Ваши претензии.
  • 22 апр 2016 20:20
    Вы просто так выразились , отнеся электриков к руководителям . Действительно , в должностные инструкции электриков полевые работы не входят , у них другие обязанности . Про добычу , обогащение и некоторые другие вещи я с Пантерщиком диалог вёл . И , поверьте , после войны и мужикам , и бабам работы хватало столько , что нам с вами и не снилось . Некогда народу было в носу ковырять . Руководить , кстати , тоже уметь нужно . Потому нет ничего удивительного , что вчерашние фронтовики ставились на руководящие должности .
  • 22 апр 2016 21:35
    Дружок покупает ноутбук...выбирает крутой... спрашиваю -  и на кой ему это весь наворот? Сформулировать задачи, само собой, он не сумел... но зато, главное крутой! Ил-4 - массовый и дешевый вариант доставки одной тонны бомб на 1500 км... А ночью это оказалось весьма реальной задачей... Ил-4 выпустили более 6000, а американцы поставили Б-25 меньше  1000... АДД всегда была под рукой у Верховного... он задачи ставил, а Голованов их воплощал... и воплощал он благодаря Ил-4, а уж потом Тб-3, Ли-2, Ер-2, Пе-8, Ту-2 и Б-25... Ребята - это факт!
  • 22 апр 2016 22:29
    А что было делать имея таких союзничков. Ведь Б-17 по ленд-лизу нам отказались давать. А их было выпущено около 13 000 штук.
  • 22 апр 2016 22:47
    Ну, по крайней мере, мы все задействовали, что имели... а с кого-то времени их 13000 штук уже и не имели особого значения... по-моему, нашим и парочку хватило (ну, что тут поделать, стоило ли добром разбрасываться?), чтобы приоритет заиметь...
  • 23 апр 2016 00:33
    По состоянию на 10.5.1945 года в составе АДД насчитывалось  - 1675 самолётов. На первом месте...   ...Ли-2!...593 самолёта. Затем Ил-4 553 самолёта. И на третьем В-25 357 самолётов. Кроме того было ещё 101 Ер-2, 39 ТБ-3 и 32 Пе-8.
  • 23 апр 2016 01:12
    Ну и что? Нужно все же учитывать динамику, начиная с первого дня войны...   18 ВА к 10 мая 45-го насчитывала где-то 63 авиаполка. Это примерно 1900 самолетов... Все  полки, которые были с той или иной матчастью, по сути, так и при ней остались. Были попытки к концу войны внедрить Ер-2, но так и осталось на уровне учебных полетов, а потом все эти Ер-2 пошли сразу после Победы на металлолом. За Б-25 после войны начали охотиться хозяева и так же пускали под гусеницы тракторов... их приходилось прятать... Ли-2 использовались по назначению, как транспортную авиацию, а Ил-4 был на стреме - в Польше,  в Восточной Германии, а в Союзе вплоть до 50 года...
  • 23 апр 2016 01:48
    Название поменяли на 18 ВА, а задачи остались прежние АДДэшные.
  • 23 апр 2016 01:50
    Остальное здесь...                    ...http://www.airpages.ru/uk/b25rus.shtml
  • 24 апр 2016 17:08
    Ян, я не лично вам ответил ( вы я думаю это и так знаете ), а так - ...в общем, для общего развития.
  • 27 апр 2016 19:54
    Ты, "вован", язычёк бы укоротил. И жало бы притупил. Нельзя разбрасываться такими характеристиками с бухты- барахты. Это некрасиво, если ты в адеквате.