25 сен 2016
Гибель подлодки "Щ-402"
17 сентября 1944 года Краснознаменная гвардейская подводная лодка “Щ-402” вышла в свой 16-й боевой поход. К сожалению ставший последним. Поскольку погибшая подводная лодка не была найдена и обследована, точная причина её гибели субмарины неизвестна.
По официальной версии 21 сентября в 5 милях севернее небольшого норвежского порта Гамвик, находившуюся на поверхности без хода, лодку обнаружило звено советских патрульных самолетов “Бостон”. Приняв “Щ-402” за немецкую субмарину, один из самолетов атаковал ее.
В оперативной сводке штаба ВВС Северного флота об этом сказано так:
“21 сентября 1944 года в 06.42 на траверсе мыса Гамвик, 10 км на Север, одной торпедой летчик капитан Протас с дистанции 600 м, высота 30 м, атаковал подводную лодку в позиционном положении, ход незначительный. Получив сообщение от экипажа, развернулся и торпедировал. Подлодка погрузиться не успела. Экипаж наблюдал сильный взрыв. При втором заходе на месте подлодки видели дым и огромное круглое пятно. По докладу экипажа и на основании дешифровки фотоснимка подводная лодка потоплена. На снимке видна рубка нашей подлодки типа “Щ”. Находящаяся в том районе подводная лодка на запросы не отвечает. Вероятно, потоплена наша подлодка. Погода: высота облаков 600-1500 м, видимость 10-20 километров”.
Капитан М.И. Протас принимая решение на атаку по сути нарушал приказ, поскольку действовало положение о запрете атак любых подлодок во время операций разнородных сил.
О судьбе лётчика есть совершенно противоречивая информация. По одной версии капитан Протас узнав, что потопил свою лодку застрелился. По другой версии 27 сентября Протас снова пошел на задание. Самолет с задания не вернулся. Весь экипаж погиб, кроме Протаса, который оказался в плену у немцев. Личное оружие, опять же в нарушение боевого приказа, он в полет над вражеской территорией не взял и сопротивления фашистам не оказал, хотя ранений и контузии не имел, что известно из его же объяснительной записки. После возвращения из плена он был направлен в авиацию Черноморского флота, но в апреле 1946 года исключен из партии, понижен в должности и вскоре уволен из ВМФ.
В годы войны "Щ-402" была первой из подводных лодок Северного флота, кто успешно атаковал транспорт противника.и стала 22-й и последней потерей Краснознаменной бригады подводных лодок Северного флота. За время боевых действия лодкой произведено 14 торпедных атак. Потоплено 1 норвежское судно (682 брт) и 1 сторожевой корабль. Всего официально засчитано 12 уничтоженных целей.
По официальной версии 21 сентября в 5 милях севернее небольшого норвежского порта Гамвик, находившуюся на поверхности без хода, лодку обнаружило звено советских патрульных самолетов “Бостон”. Приняв “Щ-402” за немецкую субмарину, один из самолетов атаковал ее.
В оперативной сводке штаба ВВС Северного флота об этом сказано так:
“21 сентября 1944 года в 06.42 на траверсе мыса Гамвик, 10 км на Север, одной торпедой летчик капитан Протас с дистанции 600 м, высота 30 м, атаковал подводную лодку в позиционном положении, ход незначительный. Получив сообщение от экипажа, развернулся и торпедировал. Подлодка погрузиться не успела. Экипаж наблюдал сильный взрыв. При втором заходе на месте подлодки видели дым и огромное круглое пятно. По докладу экипажа и на основании дешифровки фотоснимка подводная лодка потоплена. На снимке видна рубка нашей подлодки типа “Щ”. Находящаяся в том районе подводная лодка на запросы не отвечает. Вероятно, потоплена наша подлодка. Погода: высота облаков 600-1500 м, видимость 10-20 километров”.
Капитан М.И. Протас принимая решение на атаку по сути нарушал приказ, поскольку действовало положение о запрете атак любых подлодок во время операций разнородных сил.
О судьбе лётчика есть совершенно противоречивая информация. По одной версии капитан Протас узнав, что потопил свою лодку застрелился. По другой версии 27 сентября Протас снова пошел на задание. Самолет с задания не вернулся. Весь экипаж погиб, кроме Протаса, который оказался в плену у немцев. Личное оружие, опять же в нарушение боевого приказа, он в полет над вражеской территорией не взял и сопротивления фашистам не оказал, хотя ранений и контузии не имел, что известно из его же объяснительной записки. После возвращения из плена он был направлен в авиацию Черноморского флота, но в апреле 1946 года исключен из партии, понижен в должности и вскоре уволен из ВМФ.
В годы войны "Щ-402" была первой из подводных лодок Северного флота, кто успешно атаковал транспорт противника.и стала 22-й и последней потерей Краснознаменной бригады подводных лодок Северного флота. За время боевых действия лодкой произведено 14 торпедных атак. Потоплено 1 норвежское судно (682 брт) и 1 сторожевой корабль. Всего официально засчитано 12 уничтоженных целей.
1943 год. СССР. Полярный. Члены экипажа советской подводной лодки «Щ-402».
Июль 1943 года. СССР. Полярный. Командный состав советской подводной лодки «Щ-402».
Сидят (слева направо): помощник командира гвардии старший лейтенант А.А. Телегин, командир лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, командир БЧ-5 гвардии инженер-капитан 3 ранга В.В. Коновалов; стоят: командир БЧ-2-3 гвардии старший лейтенант А.Н. Красильщиков, старший военфельдшер лейтенант медицинской службы М.В. Балашков и командир БЧ-1 гвардии капитан-лейтенант Д.К. Гелевер.
Сидят (слева направо): помощник командира гвардии старший лейтенант А.А. Телегин, командир лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, командир БЧ-5 гвардии инженер-капитан 3 ранга В.В. Коновалов; стоят: командир БЧ-2-3 гвардии старший лейтенант А.Н. Красильщиков, старший военфельдшер лейтенант медицинской службы М.В. Балашков и командир БЧ-1 гвардии капитан-лейтенант Д.К. Гелевер.
Командир БЧ-5 «Щ-402» гвардии инженер-капитан-лейтенант В.В. Коновалов и старшина группы мотористов гвардии мичман В.А. Михеев.
Арсений Мельников, который открыл на Северном флоте счет вражеским кораблям, потопленным в Баренцевом море.