ЛаГГ-3 (4-я производственная серия)

ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929533000
Приборная доска ЛаГГ-3 4-й серии. Перед козырьком фонаря кабины установлен прицел ПБП-1. Чаще всего приборные доски на самолетах ЛаГГ-3 красили белой краской, шкалы приборов — черные.

Самолеты первых трех производственных серий в значительной степени походили друг на друга. Но в конструкцию 4-й серии внесли заметные изменения. Изменения постепенно внедряли в процессе серийного выпуска самолетов на всех четырех Государственных Авиазаводах, производящих ЛаГГи.
Первые ЛаГГи 4-й серии мало отличались от машин предыдущих серий. На машины 4-й серии устанавливали двигатели М-105ПА. Новый двигатель развивал ту же мощность, что и прежний, однако имел усовершенствованную карбюраторную систему и несколько других мелких отличительных особенностей.
Главная особенность самолетов 4-й серии заключалось в вооружении. Расположенный в развале блока цилиндров пулемет УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. Первые ЛаГГи 4-й серии вооружались по-прежнему пулеметом, поскольку пушек не хватало. Внешне самолеты, вооруженные пушками, можно было отличить по более толстому и длинному стволу, торчащему из обтекателя винта.
Вслед за Францией, Советский Союз стал второй страной в мире, установившей пушки на свои истребители. Первым пушечным истребителем был французский Dewoitine D.510. В бою этот самолет применялся во время Сино-китайской войны в мае 1938 года. Базировались самолеты в Юннане. Советские военные советники в Китае быстро оценили высокую эффективность крупнокалиберного вооружения. Этот опыт в значительной мере обусловил использование пушек на новых советских истребителях. Советский Союз купил во Франции, по меньшей мере, один Dewoitine D.510R и провел его испытания.
Пушка ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная пушка) Б.Г.Шпитальный и С.В.Владимиров разработали, используя опыт создания хорошо себя зарекомендовавшего 7.62-мм авиационного пулемета ШКАС. Теоретическая скорострельность пушки ШВАК составляла 750–800 выстрелов в минуту. С ЛаГГов, оснащенных пушками, сняли крупнокалиберный пулемет Березина, расположенный вдоль медиальной оси. Левый пулемет остался на месте. Демонтаж пулемета был вынужденным шагом — таким образом удалось немного уменьшить массу самолета. Если самолеты 1-й серии весили 3346 кг, то самолеты 4-й серии тянули только на 3280 кг.
На самолетах 4-й серии отсутствовал воздухозаборник на правом борту фюзеляжа, расположенный у самолетов 1-й серии сразу за обтекателем втулки. Самолеты 4-й серии не имели трех вертикальных щелей, находившихся у машин 1-й серии под выхлопной трубой.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929586504
Левый борт кабины летчика самолета ЛаГГ-3 4-й серии. На ручке управления смонтированы гашетки бортового оружия и клавиши приемо-передающей радиостанции.

Воздухозаборник на левом борту, расположенный над маслорадиатором, был увеличен. Кроме того, появился дополнительный воздухозаборник меньшего сечения.
Воздухозаборник, расположенный у основания крыла, также подвергся изменениям. На самолетах 1-й серии он был круглой формы, в то время как у самолетов 4-й серии воздухозаборник стал прямоугольного сечения (первые истребители 4-й серии имели прежний овальный воздухозаборник).
Изменилась форма накладной панели, расположенной позади выхлопной трубы. Если у самолетов 1 — и серии панель имела округлую форму, то у самолетов 4-й серии хвостовая оконечность панели приобрела коническую форму. Обтекатель выпускного отверстия радиатора на самолетах 4-й серии имел уменьшенное сечение. Кроме того, самолеты 4-й серии имели высокую антенную мачту, такую же мачту имели самые первые самолеты 1-й серии.

На самолетах 4-й серии (за исключением нескольких самых первых машин) не было нижнего противовеса руля направления. У самолетов 1-й серии на руле направления имелся небольшой триммер, а у самолетов 4-й серии триммер был большего размера.
Качество машин, построенных летом и осенью 1941 года, оказалось еще ниже, чем у истребителей предвоенной сборки. Дело в том, что к сборке самолетов привлекали неквалифицированный персонал, пытаясь выполнить поставленные задания. Качество принесли в жертву количеству. Возросло лобовое сопротивление самолета, в результате эксплуатационные и боевые характеристики вновь снизились.
Если предвоенные ЛаГГ-3 развивали максимальную скорость порядка 575 км/ ч, то ЛаГГи 4-й серии едва набирали 549 км/ч, катастрофически снизилась скороподъемность (с 750 м/мин до 600 м/мин). потолок и дальность (с 1100 км до 870 км). В результате ЛаГГ-3 сильно проигрывал новейшему немецкому истребителю Мессершмитт Bf 109F-4.
4 июля 1941 года при Государственном Комитете Обороны был создан Совет по эвакуации, который занимался отправкой предприятий из западных областей страны за Урал. К январю 1942 года эвакуация в целом была завершена. На восток перебросили 1523 фабрики и завода (в том числе 1360 оборонных предприятий) и 10 миллионов рабочих с семьями. Поскольку большинство авиазаводов располагалось вокруг Москвы, их эвакуацию начали осенью 1941 года, когда над столицей нависла угроза.
ОКБ-301 эвакуировали из Химок в Нижний Новгород, где располагался ГАЗ-21. Производственные мощности ГАЗ-301, загруженные выпуском истребителей Як-7, отправили в Новосибирск и слили с находящимся там ГАЗ-153.
ГАЗ-31, бывшее дочернее предприятие Лебедева, выпускавшее морские самолеты, эвакуировали из Таганрога в Тбилиси. Выпуск ЛаГГов на ГАЗ-23 в Ленинграде был прекращен, после того, как завод построил 65 самолетов этого типа. Прежде чем противник блокировал Ленинград, девяносто два предприятия города эвакуировали на восток, используя для этого 60000 железнодорожных вагонов и грузовиков.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929620808
ЛаГГ-3 4-й серии (бортовой помер «29» красного цвета), захваченный финнами в начале 1942 г. в Аунасе. Самолет перевозят на грузовике в тыл для восстановительного ремонта. Верхние и боковые поверхности машины окрашены в белый цвет, звезды и тактические номера — красные.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929633608
Замена двигателя на истребителе ЛаГГ- 3 с бортовым номером «29» красного цвета, 17 февраля 1942 г. Обратите внимание на погнутые лопасти воздушного винта вследствие посадки с убранным шасси. После ремонта самолет вошел в состав ВВС Финляндии под регистрационным кодом «LG-1».
В 1941 году промышленность выпустила 2463 ЛаГГ-3, из них 2141 были построены после начала агрессии. 1659 самолетов дал ГАЗ-21, 474 — ГАЗ-31, 265 — ГАЗ-153 и 65 — ГАЗ-23. Цена одного самолета перед войной определялась в 310000 рублей.

Один из ЛаГГ-3 4-й серии захватили финны. Этим ЛаГГом стал самолет с красным номером «29», перевернувшийся при посадке в начале февраля 1942 года в районе Аунуса. Самолет разобрали и 20 мая 1942 года доставили в ремонтные мастерские.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929655880
ЛаГГ-3 (в ВВС РККА самолет имел бортовой номер «29» красного цвета») с регистрационным кодом «LG-I» финских ВВС из состава LeLv-32. На вооружении LeLv-32 находилось три истребителя ЛаГГ-3 и несколько американских самолетов Кертисс «Хок- 75 А». Законцовки плоскостей крыла снизу и носовая часть фюзеляжа окрашены в ярко-желтый цвет, полоса такого же цвета нанесена вокруг фюзеляжа между кабиной летчика и хвостовым оперением. Лопасти и кок воздушного винта — черные.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929672264
ЛаГГ-3 финских ВВС сфотографирован в сентябре 1943 г. на аэродроме Утти. Финские ЛаГГи из l.eLv-32 предназначались прежде всего для перехвата скоростных бомбардировщиков Пе-2 советских ВВС, однако ни одного Пе-2 пилоты LeLv-32 так и не сбили.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929691464
На снимке — крыло к рылу перед ангаром авиабазы Тампере стоят трофейные истребитель ЛаГГ-3 4-й серии и бомбардировщик Ил- 4 ВВС Финляндии. Обратите внимание на камуфляжную окраску стены ангара.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929708360
Заправки горючим истребителя ЛаГГ-3 с регистрационным кодом «LG-I», аэродром Тампере, сентябрь 1943 г. Капот двигателя снят.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929720904
ЛаГГ-3 4-й серии ВИС Финляндии, 1943 г. Чтобы отличить «свои» ЛаГГи от истребителей такого же типа ВВС Красной Армии, финны нанесли вокруг фюзеляжи самолетов идентификационные полосы желтого цвета, в желтый цвет также окрашивались нижние поверхности законцовок плоскостей крыла и передние части фюзеляжей.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929731144
Уоррент-офицер И. Коскинен в кабине истребителя ЛаГГ-3 ВВС Финляндии. Ни самолете с регистрационным кодом «LG-1» уоррент-офицер И. Коскинен 16 февраля 1944 г. перехватил группу бомбардировщиков Пе-2, летевших под прикрытием двух советских ЛаГГ-3. В воздушном бою Коскинен сбил один истребитель.

23 сентября 1942 года трофейный ЛаГГ вошел в состав финского LeLv 32 под обозначением LG-1. На этом самолете обычно летал фельдфебель В.Иконен. LeLv 32 базировался в Нурмойле на Олонецком перешейке и входил в состав 1-го истребительного полка финских ВВС. 1-й истребительный полк сформировали специально для участия в боях на Олонецком перешейке.
ЛаГГ-3 финны использовали для перехвата пикировщиков Пе-2, бомбящих объекты в Финляндии. Первый воздушный бой LG-1 принял 23 марта 1943 года. В тот день финский самолет атаковал советский Пе-2, но пикировщику удалось оторваться и уйти. Несмотря на отчаянные попытки, финским пилотам, летавшим на ЛаГГах, не удалось сбить ни одного Пе-2.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929747528
Лейтенант В. А. Зараменских садится в кабину своего истребителя ЛаГГ-3 4-й серии с бортовым номером «31» белого цвета. По мачте радиоантенны можно определить, что)то самолет 4-й серии. Необычно место нанесения бортового номера — ниже задней части фонаря кабины, цифра «3» но размерам несколько больше единицы.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929771336
Окрашенный белой краской ЛаГГ-3 4-й серии готов к боевому вылету. Техники подсоединяют автостартер к втулке мотора для запуска двигателя. Портовой номер «46» красного цвета. Обратите внимание на гвардейский так, изображенные левее и выше бортовой красной звезды. Триммер руля направления окрашен в черно-зеленый цвет.

Как правило, в составе финских ВВС в каждый момент времени находился только один боеспособный ЛаГГ, которому приходилось действовать в одиночку. Всего лишь раз в патрульный вылет отправились сразу два ЛаГГ-3. Это произошло 27 октября 1943 года. Финны завязали бой с одним Пе-2 и двумя МиГами-3, однако ни одной из сторон не удалось сбить ни одного самолета противника.
4 ноября 1943 года лейтенант С.Алапуро, возвращаясь с патрулирования, заходя на посадку по ошибке не выпустил шасси у своего LG-1. Пилот отделался легким испугом, а поврежденный ЛаГГ отправили в ремонт.
После ремонта LG-1 снова оказался в рядах LeLv 32. 16 февраля 1944 года фельдфебель Э.Коскинен направился на перехват группы Пе-2, сопровождаемых двумя советскими ЛаГГ-3. Наблюдатели сообщали, что советские самолеты находятся в районе Кинкиева. Коскинен обнаружил противника и сбил один истребитель. 4 сентября 1944 года Финляндия заключила перемирие и вышла из войны. К этому времени три трофейных ЛаГГ-3 совершили сорок пять боевых вылетов в рядах финских ВВС. В последний раз LG-1 поднялся в воздух 23 января 1945 года.
Всего истребитель налетал на финской службе 67 часов 55 минут. 1 апреля 1945 года Финляндия изменила государственную символику. Вместо свастик, на финских самолетах появились три концентрических кольца (белое-голубое-белое). Новую эмблему нанесли и на фюзеляжи двух оставшихся ЛаГГов, хотя к тому времени эти самолеты уже сняли с боевого дежурства.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929808712
Старший лейтенант П.П. Осинов сфотографирован на фоне только что полученного с завода истребителя ЛаГГ-3 4-й серии, июль 1941 г. Обратите внимание ни маскировку самолета. Русские заслуженно считались искусными мастерами маскировки и успешно прятали свою боевую технику от объективов самолетов-разведчиков противника.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929839688
Старший лейтенант Георгий Костылев из 3-го гвардейского истребительного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота только что вернулся из боевого вылета. Еще не остыв от проведенного боя, он, стоя ни крыле своего окрашенного в белый цвет ЛаГГ-3 4-й серии (бортовой номер «35» красного цвета), показывает на руках как было дело.

ЛаГГ-3 (8-я производственная серия)

ЛаГГ-3, выпущенные в рамках 4-й, 5-й, 6-й и 7-й производственных серий мало отличались друг от друга. Боевой опыт первых месяцев войны показал, что два 7.62-мм пулемета ШКАС, установленные под обтекателем капота, имеют недостаточную огневую мощь, чтобы эффективно бороться с большинством немецких самолетов. Современная тактика ведения воздушного боя отдавала предпочтение крупнокалиберному вооружению и отвергала, хоть и обладавшие значительной скорострельностью, пулеметы винтовочного калибра. 7.62-мм пулеметы обычно причиняли самолету противника лишь незначительные повреждения, которые легко устранялись наземными службами ремонта, после чего самолет снова вставал в строй. Крупнокалиберное вооружение, например 12.7-мм пулеметы УБС, стрелявшие разрывными патронами, причиняли самолетам противника серьезные повреждения и, при попадании в бензобак, вызывали пожар.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929887048
ЛаГГ-3 4-й серии
1 — винт ВИШ-61П (0 3,0 м); 2 — расширительный бачок системы водяного охлаждения; 3 — резервуар гидросистемы; 4 — мотор М-105П; 5 — газоотводная труба пулемета БС; 6 — пулемет LUKAC калибра 7,62 мм; 7 — жидкостный баллон аккумулятора гидросистемы; 8 — пулемет БС калибра 12,7 мм; 9 — патронный ящик пушки; 10-маслобак; 11 — пушка МП-20 (ШВАК) калибра 20 мм; 12 — приборная доска (верхняя панель); 13-фланец трубы вентиляции кабины; 14 — прицел ПБП-1 А; 15 — ручка управления; 16 — кислородный прибор КПА-3-бис; 17 — патронташ на 5 сигнальных ракет; 18 — сиденье пилота; 19 — бронеспинка- 8 мм; 20 — электроаккумулятор 12А5; 21 — кислородный баллон; 22 — стойка антенны; 23 — штуцер зарядки кислорода; 24 — фильтр системы инертного газа; 25 — бортовой баллон системы сжатого воздуха; 26 — тросовая проводка управления рулем поворота; 27 — такелажная труба; 28 — весовой компенсатор руля высоты; 29 — весовой компенсатор руля поворота; 30 — амортизатор антенны; 31 — триммер; 32 — хвостовой АНО; 33 — воздушный баллон аккумулятора гидросистемы; 34 — трубка Вентури; 35 — маслорадиатор; 36 — регулируемый совок маслорадиатора; 37 — моторама; 38 — купол шасси; 39 — патронный ящик БС; 40 — маслофильтр; 41 — педали ножного управления; 42 — нижний щиток приборной доски; 43 — центральный бензобак; 44 — перекрывной бензокран; 45 — дренажная трубка; 46 — ручной насос «Альвейер»; 47 — тяга управления рулем высоты; 48 — водорадиатор; 49 — регулируемый совок водорадиатора; 50 — привод управления совком водорадиатора; 51 — аэрофотоаппарат АФА-И; 52 — умформер передатчика; 53 — передатчик РСИ-4; 54 — гидроподъемник костыля; 55 — костыль; 56 — тросы управления триммером руля поворота; 57 — ленты расчалки; 58 — замок стяжной; 59-замок «дзус»; 60 — люк бортовой 420X390
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929911368
61 — триммер руля высоты на самолетах с 7 серии; 62 — посадочные щитки самолетов первых серий; 63 — предкрылок; 64 — ЛаГГ-3, 35 серия 1942 г.; 65 — консольный АНО; 66 — посадочная фара; 67 — механический указатель положения шасси; 68-РС-82; 69 — ЛаГГ-3 до 4 серии (1941 г.); 70 — бомбодержатель (замок ДЗ-40; ухват держателя 31); 71 — лючок АФА-И; 72 — гнездо швартовочного болта; 73 — места крепления направляющих PC; 74 — обтекатель бомбодержателя; 75 — окно гильзоотвода МП; 76 — окно гильзоотвода БС; 77 — пистоны вентиляционные
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929931336
ЛаГГ-3 4-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865929999688
63 — предкрылок; 64 — ЛаГГ-3 35 серия (1942 г.) с М-105ПФ и ВИШ-105; 65 — консольный АНО; 66 — посадочная фара; 67 — механический указатель положения шасси; 68 — РС-82; 69 — ЛаГГ-3 до 4 серии (1941 г.); 78 — бомбы АО/ФАБ-50; 80-под весной бак 80 литров; 82 — вариант, вооруженный 23-мм пушкой (ВЯ-23); 83 — вариант панелей капота; 84 — выхлопной коллектор М-105П; 85 — ЛаГГ-3 11 серия (конец 1941 г.); 86 — ЛаГГ-3 Н-37 (1942 г.); 87 — выхлопной патрубок М-105ПФ.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930023240
ЛаГГ-3 11-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930060104
ЛаГГ-3 35-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930085448
ЛаГГ-3 66-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930103624
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930131016
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930141768
12- приборная доска (верхняя панель); 14 — прицел ПБП-1А; 15 — ручка управления; 16 — кислородный прибор КПА-З-бис; 18 — сиденье пилота; 19 — бронеспинка — 8 мм; 41 — педали ножного управления; 42 — нижний щиток приборной доски; 44 — j перекрывной бензокран; 46 — ручной насос «Альвейер»; 55 — ' костыль; 88 — ручная (аварийная) гидропомпа; 89 — насос стопора костыльного колеса; 90 — рукоятки управления совками; радиатора; 91 — штурвал триммера элерона; 92 — управление двухскоростным нагнетателем; 93 — приемник РСИ-4; 94 — сектор высотного корректора; 95 — сектор нормального корректора; 96 — сектор управления ВИШ; 97 — приборная доска самолетов последних серий; 98 — заливной насос «Виет»; 99 — штурвалы управления триммерами руля поворота и руля высоты; 100- нижний щиток приборной доски самолетов первых серий; 101 — основная стойка шасси в выпущенном положении; 102 — колесо основной стойки в убранном положении
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930168136
ЛаГГ-3 1-й серии
Размах крыльев…. 9.8 м

Длина……………. 8.81 м

Высота……………. 4.4 м

Масса пустого…….. 2.680 кг

Масса максимальная… 3.346 кг

Двигатель………..М-105П Климова 1100 л. с.

Вооружение 3x12.7 мм и 2x7.62 мм пулемета

Скорость максимальная 575 км/ч

Потолок практический… 9500 м

Дальность………. 1100 км
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930190920
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930201160
Общий вид ЛаГГ-3 11-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930232648
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930232392
Общий вид ЛаГГ-3 35-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930280776
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930280520
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930280264
ЛаГГ-3 6-й серии на аэродроме ЛИИ в Жуковском. На этом самолете отрабатывались автоматические предкрылки, внедренные на истребителях 22-й серии.
Поскольку ЛаГГ-3 были самыми тяжелыми истребителями советских ВВС. предпринимались неоднократные попытки снизить массу этих машин. Поскольку 7.62-мм пулеметы были признаны малоэффективными их решили убрать с самолета. ОКБ-301 провело соответствующую работу и вскоре три завода перешли на выпуск облегченных истребителей, причем производство не останавливалось ни на секунду.
В качестве прототипа выбрали один из первых самолетов 8-й серии. С него сняли оба ШКАСа вместе с боезапасом и убрали обтекатели пулеметов. Вооружение самолета теперь составляла 20-мм пушка ШВАК, расположенная в развале блока цилиндров и 12.7-мм пулемет УБС, установленный по левому борту под капотом. Такая схема вооружения оставалась стандартной для всех дальнейших серий (за исключением 34-й серии) вплоть до окончания серийного выпуска самолета. Другой отличительной чертой самолетов 8-й серии был несколько измененный воздухозаборник радиатора.
Первый ЛаГГ-3 8-й производственной серии сошел со сборочной линии в конце 1941 года. Некоторые машины этой серии были вооружены не 20-мм пушкой ШВАК, а 23-мм пушкой ВЯ-23, также размещенной в развале блока цилиндров. ЛаГГи, вооруженные «крупнокалиберной» пушкой, не получили каких-либо отличительных обозначений. По мере выпуска на самолеты ставили то ШВАК, то ВЯ-23, в зависимости от того, какая пушка имелась в распоряжении.
ВЯ-23 имела начальную скорость снаряда 905 м/с и теоретическую скорострельность 370–500 выстрелов в минуту. Внешне ЛаГГи, вооруженные ВЯ-23 отличались от обычных истребителей более длинным стволом, торчащим из ступицы винта. В общем, 23-мм пушку получило довольно небольшое количество самолетов, хотя ВЯ-23 хорошо себя показала в борьбе с небронированными и легко бронированными целями.
Некоторые ЛаГГ-3 8-й серии были оборудованы вертикальной фотокамерой АТА-1, установленной в хвостовой части фюзеляжа. Камера имела два объектива, один с фокусным расстоянием 300 мм, а другой — 500 мм. Камера могла сделать 150 фотоснимков размером 18x18 см. В действие фотокамеру приводил электромотор, органы управления которого выводились на приборный щиток в кабине пилота.
Пилоты, летавшие на ЛаГГ-3 в первые месяцы войны, находились в тяжелых условиях. Истребительные полки, оснащенные ЛаГГами, считались полками «смертников», поскольку даже просто летать на этом истребителе было опасно, не говоря уже о том, что приходилось вести бой с врагом.
Нелестное мнение летчиков о своих машинах было весьма справедливо. Поспешность, с какой ЛаГГ-3 направили в серийное производство, давала о себе знать. Самолет не прощал ошибок в управлении. А управлять истребителем было очень трудно, поскольку самолет был слишком тяжел, двигатель недостаточно мощен, а летные качества не отвечали требованиям. Особенно неустойчиво вел себя самолет на низких скоростях. Большинство советских пилотов не умели летать на самолетах с большой удельной нагрузкой на крыло, поскольку прежние истребители — бипланы И-15 и И-153 — отличались низкой нагрузкой на крыло и, соответственно, хорошей маневренностью.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930311496
ЛаГГ-3 8-й серии из 5-го гвардейского истребительного полка перед взлетом с передового аэродрома, зима 1942 г… На обоих самолетах демонтированы сдвижные сегменты фонарей кабин. Истребитель на переднем плане сохранил летнюю камуфляжную окраску. Ни заднем плане — ЛаГГ-3, окрашенный белый цвет, колеса шасси заменены лыжами, под крылом подвешены неуправляемые реактивные снаряды PC-82.
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930328904
ЛаГГ-3 4-й серии
ЛаГГ-3 (4-я производственная серия) - 865930350664
ЛаГТ-3 8-й серии

Комментарии

  • 7 апр 2018 15:24
    Истребитель не для всех.
  • 15 окт 2022 12:44
    Фотография
  • 15 окт 2022 15:40
    Но были Асы,что в условиях' Свободной охоты' добивались Отличных результатов...А знаменитый полк под управлением Писанко громил немчуру на ЛаГГах..