Комментарии
- 23 мая 2018 23:38Василий Бакланов
- 24 мая 2018 08:01Игорь МоховВ тех. описании Ла-5 упоминается еще модификация СП-20 - пушка ШВАК, оснащенная механическим синхронизатором.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наши и они.ВВС ВОВ
:Александр МеZhакOV
20-мм авиационная пушка ШВАК.
Страна: СССР
Начало разработки: 1935 г.
Испытания: 1936 г.
Принятие на вооружение: 1936 г.
По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола. Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.
20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 годах устанавливалась на легких танках Т-60.
Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества. Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г. Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.
В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 году он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П.Г.Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 году началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза.
В мае 1941 года началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.
В конце 1942 года был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с.
Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.
Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 году была выпущена 34601 пушка, в 1943 году — 26499 пушек, в 1944 году — 25633, в 1945 году — 13433. В 1946 году было выпущено 754 пушки и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.
Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16 типы 17; 27; 28, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 году было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время исторической битвы за Москву.
Модификации:
ШВАК (т) — турельная. Базовая модификация.
ШВАК (кр) — крыльевые 20-мм установки ШВАК (длина 1679 мм, вес — 40 кг).
ШВАК (м) — мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей (длина — 2122 мм, вес — 44,5 кг), были установлены на истребителях: Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, с некоторыми изменениями в 1941-1942 годах устанавливалась на танках Т-60.
ТТХ:
Калибр, мм: 20
Длина пушки, мм: 1726
Ход подвижных частей, мм: 185
Вес пушки без магазина, кг: 42
Вес снаряда, кг: 96
Вес патрона, кг: 185
Вес заряда, кг: 27,5
Темп стрельбы, выстр./мин: 700-800
Начальная скорость снаряда, м/сек: 815