Ко мне, Мухтар! Окончание


Кроме двоюродной сестры родственников у Насти не было. Галина жила в райцентре в однокомнатной квартире с мужем и грудным сынишкой. Вся надежда была на неё.

Галя знала, что творилось последнее время в семье сестры, видела её покрытые синяками руки и по-женски сочувствовала. Не осудит же она, не выгонит, приютит на пару дней, а дальше видно будет, успокаивала себя Настя.

Пока добирались, наступил морозный зимний вечер. Галя не сильно удивилась, увидев на пороге нежданных гостей. Накормила ужином, напоила горячим чаем.

Её муж Фёдор - человек неразговорчивый, угрюмый, был не рад незваным гостям. Посмотрев на прибывшее семейство, он бросил раздражённый взгляд на жену и ушёл из кухни в комнату, хлопнув дверью.

Детей уложили в комнате, а Настя, сдвинув стулья, спала на кухне. Почувствовав себя в безопасности, она быстро заснула, но ненадолго. Грудной ребёнок сестры ночью плакал. Плакала и разбуженная им Анютка. Крепко уснули только под утро.

Утром Фёдор ушёл на работу и вернулся поздно вечером. Он долго говорил о чём-то с женой.

- Ну вот, кажется, решилась твоя проблема. Уж не знаю, понравится тебе или нет, - начала Галя после того, как все улеглись спать. - У Феди моего бабка живёт в своём доме. Старая, почти не ходит. Мы с ней замучались. Каждый день досматривать не можем. Раз, два в неделю мой бегает проведать.

Ты пойди, может приглянешься, и примет на постой. Только за ней уход нужен, а бабка сильно капризная, в общем, чудит, никак ей не угодишь, всё не так. И ещё, имей в виду, Настька, что дом моему Федьке обещан, так что, рот на него не разевай.

Утром Настя побежала к бабке Фене. Рассказала ей всё, что произошло с ней, начиная с самого раннего детства, ничего не утаила.

- Фельдшерица, говоришь, - недоверчиво прищурилась старушка, - ну, раз так, то заселяйтесь, вон, в дальнюю комнату. Только не шуметь и никаких гостей!

Я старая, у меня все суставы никудышные. Мне покой нужен. Вместо платы будешь за мной ухаживать и по хозяйству все дела твои. Согласна?

- Согласна! Не волнуйтесь, Аграфена Михайловна. Мы мешать не будем. Устроюсь на работу, детей в садик. Дочки у меня тихие, послушные. По дому я никакой работы не боюсь.

- Посмотрим, - резюмировала баба Феня и долго ворчала что-то вполголоса.

С такой строгой хозяйкой про Мухтара нечего было и заикаться. Настя решила пока отложить этот разговор...

Для начала она начисто перемыла, выскребла до блеска весь дом, искупала пожилую женщину, перестирала, перекипятила бельё и напекла пирогов.

Бабушка ворчала скорее для видимости, но была довольна своей квартиранткой. Лекарства принимала без уговоров.

С появлением квартирантов и при хорошем уходе баба Феня ожила, стала чаще вставать, передвигаться по дому с ходунками, а вскоре просто опираясь на палочку.

- Ишь, Федька сбросил родную бабку на чужого человека и рад, глаз не кажет. Да и толку-то с него, как с козла молока. Хорош внучок, - костерила Фёдора старушка, - а я вон ещё, молодцом хожу, сама.

Настя, подав на развод, устроилась на работу. Алёнку водила в детский сад, Анютку в ясли.

Зима выдалась суровой, начались сильные морозы. Молодая женщина, тревожась о Мухтаре, обратилась с просьбой к бабе Фене. Та о большой собаке и слышать не хотела.

Накануне новогодних праздников Настя встретила в магазине женщину, которая приезжала в Берёзовку проведывать пустой родительский дом рядом с домом мужа.

- Ой, Настя, Фёдор-то не просыхает. Мухтара почти не кормит. Хотела хоть хлеба ему кинуть, так Федька спьяну на меня с кулаками кинулся. Ещё и на цепь посадил в вольере, чтобы не сбежал. Пёс от голода воет. Забери ты его, пока не поздно.

От этой новости Настю затрясло. Не зря болело её сердце. Она лихорадочно соображала, как ей забрать Мухтара, если сама с детьми у бабки на птичьих правах.

Решила пуститься на маленькую хитрость и поставила бабе Фене ультиматум: или привезу Мухтара, или съеду на другую квартиру, где его примут. Мол, есть такая на примете.

Потерять такую жиличку Аграфене Михайловне не хотелось. Она уже успела привязаться к доброй отзывчивой Насте, хотя вида не подавала.

- В дом я псину не допущу, и не думай! Вон, на веранде кинь ему старый матрас, пущай там сидит.

На следующий день, пораньше отпросившись с работы, она забрала из сада детей и оставила их до вечера с бабой Феней. Настя оставляла их с бабушкой и раньше, чтобы сбегать в магазин или в аптеку. Обе дочки были спокойными, хлопот старушке не доставляли.

Автобус в Берёзовку заезжал три раза в день, утром, в полдень и вечером. Настя поехала на вечернем. Пока автобус сделает крюк по окрестным деревням и сёлам, она успеет забрать Мухтара и на нём же вернётся.

Семёна в это время ещё не должно быть дома. Она взяла Мухтару немного еды, новый ошейник, поводок и поехала в Берёзовку...

Встреча была со слезами. Похудевший Мухтар встал на задние лапы, прижался к хозяйке и дрожал всем телом. Пёс не отвлёкся даже на предложенную еду, опасаясь, что хозяйка опять уйдёт от него. Настя взяла Мухтара на поводок и пошла окольными путями на остановку.

Мухтар ни разу не оглянулся на дом, в котором он вырос и был когда-то счастлив. Пёс только тихонечко поскуливал, словно жаловался на жизнь. Хозяйка, поглаживая, успокаивала. Свет уличных фонарей не достигал их тропы, и они шли, не опасаясь, радуясь тому, что наконец-то вместе.

Мороз давал о себе знать. И вот, освещая фарами дорогу, подъехал старенький пазик.

Пассажирами в основном были женщины с корзинами и объёмными сумками. Они ехали к родным в город, чтобы ранним утром отправиться с товаром на городской рынок.

Водитель распахнул двери в тёплое нутро машины. Настя с Мухтаром попытались войти в салон, но пассажирки начали громко возмущаться:

- Ишь, моду взяли, ещё и с собаками лезут! Такой здоровенный сейчас здесь всех перекусает. Убирай свою псину отсюда!

Женщины разошлись не на шутку, и водитель поспешно закрыл двери...

Последний автобус уехал, оставив Настю с Мухтаром на остановке. О том, чтобы опять оставить здесь Мухтара, у Насти и в мыслях не было.

До города было порядка пятнадцати километров. Машин больше не будет. Только в шесть утра с фермы поедет в город молоковоз.

Там, в городе, остались её маленькие дети со старым больным человеком и с ними может случиться всё, что угодно. Завтра утром ей на работу. Надо как-то добираться.

Главное пройти около десяти километров до шоссе, а там кто-нибудь да подвезёт. Если нет, то по шоссе потихоньку дойдут.

Полная решимости Настя, чувствуя, что начинает замерзать, бодро пошла с Мухтаром по дороге. Она даже немного пробежалась. Почувствовав прилив сил, быстро прошла пару километров.

- Ничего, доберёмся мы до дома.

Ноги опять начали подмерзать, и Настя снова побежала. Она внутренне ругала себя за то, что не прислушалась к бабкиному совету и не обула валенки - самую надёжную обувь для русской зимы.

Когда до шоссе оставалось меньше двух километров, ноги почти не слушались. Настя решила отдохнуть.

Мухтар с тревогой смотрел на свою хозяйку. Он вертелся вокруг и лаял - не садись! Но она в изнеможении села на снег, сняла сапоги и стала растирать озябшими руками ступни.

Пёс, свернувшись клубком, улёгся прямо на её ноги. Постепенно Настя стала согреваться. Сонливость накрывала её тёплой ласковой волной.

Она проваливалась в сладкий сон всё глубже и глубже. Вот стоит улыбающаяся Алёнка в своём новом розовом платьице, купленном для новогоднего утренника, а маленькая Анютка просится на ручки. Настя хочет подойти к ним, но не может тронуться с места...

Она очнулась от того, что Мухтар грубо толкал её, дёргал за воротник, трепал за рукава пальто и истошно лаял. Вставай! Настя с трудом поднялась и пошла. Мухтар не давал ей больше садиться.

- Не смей, нельзя! - умоляли его глаза.

Пёс стал груб и настойчив. Она чувствовала, что не дойдёт, и плакала, думая о детях. Что с ними будет... Что будет с этим псом, который изо всех сил старается сейчас спасти ей жизнь...

И вот показалось шоссе на высокой насыпи. Настя сумела добраться до неё, преодолевая последние метры на четвереньках. Ног она больше не чувствовала. Она принялась карабкаться вверх, на спасительное шоссе.

Сообразительный Мухтар, крепко ухватив за воротник, начал тянуть свою хозяйку. Настя помогала ему, как могла.

Добротное советское сукно и добросовестная работа швеи выдержали, не подвели, и Мухтар затащил свою хозяйку на насыпь.

Настя сидела на обочине шоссе. Верный пёс лежал на её ногах. Сколько прошло времени, неизвестно...

Вдруг Мухтар вскочил и побежал.

Ко мне, Мухтар! Окончание

“Он бросает меня…” - с горечью подумала Настя.

- Мухтар, ко мне! - сквозь слёзы крикнула она, - не бросай меня, Мухтар!

Никакая сила не заставила бы Мухтара бросить свою хозяйку - единственного на земле человека, которому он был нужен.

Пёс бежал вперёд, к повороту, откуда к шоссе двигались огни, а значит - люди. Он нёсся прямо на медленно едущего по заснеженной дороге жигулёнка...

Валерий возвращался в райцентр от матери. Мужчина работал начальником цеха на заводе. Всем сотрудникам за перевыполнение плана от профкома выдали праздничные продуктовые наборы.

После работы сын повёз продукты в деревню, порадовать деликатесами пожилую мать. Пообещав приехать на праздники, он поехал домой.

Женившись сразу после окончания техникума на яркой красивой девушке, он прожил с Ритой десять лет. Получил от завода квартиру, купил машину, не было только детей. Супруги отдалились друг от друга.

Однажды Рита без объяснений собрала свои вещи и ушла. Позже Валерий узнал, что его жена уехала с каким-то командировочным. После развода он жил один и в тот вечер возвращался в пустой дом, где его никто не ждал.

- Ты что это под колёса бросаешься? А ну-ка быстро беги домой! - махал на собаку руками Валерий.

Мухтар, опасаясь, что водитель повернёт в сторону города и уедет, не давал проехать и требовал, чтобы он пошёл с ним. Неизвестно, чем бы всё закончилось, но Валерий, немного пройдя за собакой назад по шоссе, услышал слабые женские крики:

- Ко мне, Мухтар, ко мне!

Он на руках занёс женщину в салон автомобиля. Сняв сапоги, стал жёстко растирать её ноги. Овчарка тут же устроилась рядом с хозяйкой и внимательно наблюдала за происходящим.

- Ну разве так можно? Что вы в такое позднее время, в мороз, вместе с собакой на шоссе делаете? Что с вами случилось?

В тёплой машине Настя, немного согревшись, рассказала всё человеку, которого видела первый раз в жизни.

Валерий, дав ей выговориться, молчал, только смотрел добрыми сочувствующими глазами в зеркало на продрогшую молодую женщину, обнимающую свою собаку:

- Какая собака у вас умная и преданная. За такой стоило приехать.

Настя благодарно уткнулась лицом в грудь Мухтара и опять заплакала.

- Вы обморозились, вам в больницу надо.

- Нет, я сама медик. Обойдётся, уже пальцы чувствую. Отвезите нас, пожалуйста, домой.

Дома спала только Анютка. Алёнка не отходила от окна, ждала маму. Баба Феня переживала за Настю, как за родную, и собиралась к соседям, звонить в милицию. Она охала и ахала, когда Валерий помог войти в дом промёрзшей жиличке.

Узнав о поступке пса, хозяйка разрешила ему лечь у тёплой печки. Мухтар подкупил бабу Феню с первого дня. Ковыляя мимо него по кухне, она уронила свою палочку, которую Мухтар, как истинный джентльмен, подскочив, быстро подобрал и вручил бабушке.

- Ох, ты, помощничек мой золотой! Ну надо же, какой понятливый.

Настя после приключений на морозе была на больничном, когда через два дня приехал Валерий.

- Вот, проведать вас пришёл, - смущённо топтался мужчина, поставив на кухне большой пакет с гостинцами, - может, чего помочь надо...

Он приезжал по несколько раз в неделю. Колол дрова, носил воду, ездил в магазин, гулял с Мухтаром. Пёс вскоре стал считать Валерия хозяином и радовался его визитам. Дети привыкли и тянулись к нему, как к родному.

Весной Валерий сделал Насте предложение.

- Ой, не знаю, что ему ответить, ведь двое детей у меня. Не обжечься бы опять. Как мне быть, баба Феня?

- Ты давай, Настасья, не дури. Человек, сразу видать, что хороший. Даже Мухтар его сразу признал, а его не проведёшь. Иди, и даже не думай!

Мухтар был заодно с бабой Феней. Он подошёл к Насте, положил голову на её колени и несколько раз просительно гавкнул. Невеста рассмеялась - принято единогласно.

Вскоре и расписались. Настя переехала с детьми и Мухтаром к мужу. Бабу Феню не бросили и частенько навещали, помогая по хозяйству.

Через два года у супругов родился сын Иван. У лохматого ответственного помощника прибавилось радостных забот. Добрый пёс-няня и по совместительству строгий охранник помог вырастить всех.

Доживал всеобщий любимец свою длинную по собачьим меркам жизнь в доме, построенном Валерием для своей семьи, в ласке и заботе, как и положено заслуженному пенсионеру.

(с) Автор НАТАЛИЯ С. /Дзен Яндекс

#комнеМухтар

Комментарии